Зимняя сказка — Выбирай.ру — Челябинск
Челябинск
392

TheatreHD: Globe: Зимняя сказка

Манифест тотальной драматургической свободы позднего Шекспира

  • Режиссер: Бланш МакИнтайр
  • В ролях: Уилл Кин, Оливер Райан, Люк МакГрегор, Бекки Джемелл, Приянга Барфорд, Нора Лопес-Холден
  • Производство: Великобритания
  • Продолжительность: 2 ч. 57 мин.
  • Год: 2018
  • 16+
Подробное описание

«Зимняя сказка» — одна из восхитительно «неправильных» пьес Шекспира. Её первые три акта — запутанная драма с гипертрофированной дружбой, немотивированной ревностью, попытками отравления, смертями и дельфийским оракулом. Её два последних акта — трогательная пастораль, полная запоздалых примирений, межклассовых браков и оживших статуй. В одной из сцен драматург дает указание будущим постановщикам, словно издеваясь над ними: «Актер покидает сцену, преследуемый медведем».

Действие происходит в двух королевствах — Сицилии и Богемии — и охватывает период в шестнадцать лет, в течение которых чего только не происходит. Завязкой сюжета служит беспричинная ревность сицилийского короля Леонта, который, подозревая свою жену Гермиону в измене, сажает её в темницу; а своего друга, «изменщика» Поликсена, приказывает убить. Потом у Гермионы рождается девочка, которую злобный монарх отправляет в изгнание в Богемию. Проходят годы, и юная Утрата, вместе со своим возлюбенным, сыном Поликсена с хорошо знакомым нашим телезрителем именем Флоризель, возвращаются на родину и восстанавливают справедливость самым экстравагантным способом.

Режиссер Бланш МакИнтайр выбирается из предлагаемых Шекспиром обстоятельств с триумфом. Пресловутые противоречия пьесы её не пугают, наоборот — дают повод поупражняться в драме и комедии одновременно. Сцены при сицилийском дворе в её спектакле напоминают типичную глобусовскую постановку в ренессансных костюмах, а богемские эпизоды — что-то из репертуара Национального, где персонажи сыпят остротами и ходят в тройках с иголочки.

Зрители TheatreHD могли видеть две предыдущие шекспировские постановки МакИнтайр: карнавальную глобусовскую «Комедию ошибок» и взвешенно модернизированного «Тита Андроника» из репертуара Королевской Шекспировской компании. «Зимняя сказка» неизбежно оказывается ближе «Комедии ошибок», которую МакИнтайр наполнила цирковыми дивертисментами и буйными элементами народно-площадного театра.

В этом спектакле актёры тоже танцуют и носятся по сцене как угорелые: ураганный темпоритм, заданный МакИнтайр, не дает зрителю опомниться и начать рефлексировать по поводу жанровой неопределенности и прочих странностей «Зимней сказки». «Почему бы не отдать должное "проблемам" этой пьесы и не повеселиться — вместо того, чтобы пытаться маскировать их?» — резюмирует свою рецензию критик The Guardian Арифа Акбар. Именно это и делает Бланш МакИнтайр в своем замечательном спектакле.