Ставрополь
3
Драма

Добрый человек из Сезуана

  • Режиссер: Юрий Бутусов
  • В ролях: Александра Урсуляк, Александр Арсентьев, Анастасия Лебедева, Александр Матросов, Вера Воронкова, Андрей Сухов, Наталья Рева-Рядинская, Анна Бегунова, Александр Дмитриев, Алексей Рахманов, Ирина Царенко
  • Производство: Россия
  • Продолжительность: 3ч 20 мин.
  • 16+
Подробное описание

Показ видеоверсий уникальных спектаклей трёх выдающихся режиссёров — это совместный проект Theatre HD и «Пушка+». Каждый показ предваряет вступительное слово Кристины Матвиенко, известного театрального и литературного критика, историка театра, чья профессиональная деятельность охватывает широкую область культуры и искусства. Представляем спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта в переводе Егора Перегудова режиссёра Юрия Бутусова (Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, 2024 г.).

Юрий Бутусов, поставив одну из самых сложных пьес Бертольта Брехта в новом переводе Егора Перегудова, словно вернул её к истокам: уйдя и от социалистического пафоса 40-х, и от диссидентского бунтарства постановки Таганки 60-х годов, он снова открыл в ней драматическую притчу о сущности человека.

Эмоциональная, страстная история об эксплуатации человека человеком под чудесную музыку Пауля Дессау в живом исполнении. Александра Урсуляк на разрыв аорты играет женщину и мужчину, поёт по-немецки, танцует, и её героиня изо всех сил старается остаться добрым человеком в озлобленном и равнодушном мире людей и богов.

Бедная проститутка Шен Те за своё доброе сердце неожиданно получает подарок от богов. Но чем больше хорошего она делает людям, тем больше бед сыпется на её голову. Даже возлюбленный, лётчик Янг Сун, пользуется простодушием девушки. Пока вдруг не появляется её двоюродный брат Шуй Та, который отлично умеет говорить «нет»...

Спектакль лишён примет времени и места — это не китайский Сычуань, а просто богом заброшенная деревня на краю Вселенной, возможная в любой стране и в любом столетии, а может и в самом конце времён. Это подчёркивает сценографию Александра Шишкина, который оставил сцену практически голой, лишь завалив её приметами человеческого быта: брошенными велосипедами, никуда не ведущими дверями, стульями, ящиками и голыми бесприютными деревьями.

Под оригинальную музыку брехтовского соавтора Пауля Дессау, которую практически без остановок на сцене вживую исполняет ансамбль, актёры даже не играют, а вытанцовывают и пропевают (зонги и целые фрагменты текста звучат на немецком) в стиле кабаре грустную историю о том, что невозможно остаться в нашем мире безукоризненно-добрым человеком.

Перепробовав всё, даже превратившись в жестокого «кузена» Шуй Та, чтобы защитить себя, Шен Те будет яростно требовать от богов, чтобы они уничтожили всех злых людей и помогли добрым. Но это так не работает — добро и зло, как инь и ян, сливаются в каждом из нас: да и Шен Те к концу пути превращается в жутковатый микс из придуманного ей злобного «кузена» и прежней, доброй себя.

Когда даже боги отворачиваются от Шен Те, единственные, у кого она ищет спасения — зрители в зале, в который она бросает последнее отчаянное «Помогите!»

Но в зале к этому душераздирающему финалу уж точно должен найтись хотя бы один человек, сердце которого дрогнет, и он захочет протянуть героине руку помощи. Ведь, как писал Брехт, «мир больше не может оставаться таким, как есть, если в нём не найдётся хотя бы один добрый человек».

Режиссёр Юрий Бутусов — революционер российской сцены, создатель особого театра, где граница между реальностью и фантазией стирается, а герои теряют человеческий облик, обретая универсальные архетипы. Каждая его постановка — это шторм страстей, драма абсолюта и праздник беспощадной честности. Бутусов заново учит нас смотреть на знакомые тексты и видеть в них потаённую правду жизни.