
Иногда путь к счастью бывает не только долгим, но и опасным. Юная Мари знает это на собственном опыте: в детстве её жестоко разлучили с родной матерью. Страхи детских воспоминаний преследуют Мари. Но однажды ей суждено не только вернуться в родной дом, но и найти свою любовь!
Спектакль Патриса Бара со сцены Берлинской оперы — это классический танец и причудливые виньетки сюжета, это большая звезда балета Владимир Малахов в партии Щелкунчика и Даниэль Баренбойм за дирижёрским пультом, это элегантность костюмов и декораций и настроение сбывшейся мечты, за которую пришлось всерьёз побороться. Это праздник, которого так ждёшь.
Сколь сказочный, столь и мистический, «Щелкунчик» Гофмана прекрасен, в том числе, и тем, что является открытым для множества самых разных интерпретаций. Французский хореограф Патрис Бар выбрал трактовку с историческим уклоном.
В отличие от классической версии, начинающейся идиллией и ожиданием праздника, в спектакле Бара история (да и жизнь героини) начинается со страшных испытаний. Его Мари — дочь герцогини, похищенная в детстве из родного дома, разлучённая с матерью во время вооруженного мятежа. Мари живёт в приёмной семье — но призраки прошлого не отпускают её. Однажды на Рождество девочка получает в подарок Щелкунчика, одетого в костюм гвардейца: кукла напоминает ей о пережитой в детстве трагедии. Из царства ночных кошмаров её спасает загадочный Дроссельмейер, который отводит Мари к её настоящей матери, что правит теперь в стране снегов. Там девушка и находит своё счастье.
Искать точные исторические отсылки в постановке Бара вряд ли стоит. В конце концов балет мы любим не за это. Спектакль, вписанный в некий исторический контекст, при этом остаётся классическим по структуре и прекрасным — по чистоте танца.
Главная звезда его, конечно, Владимир Малахов. Знаменитый выпускник Московской академии балета, сделавший западную и восточную (сейчас он худрук в Токио) карьеру — обладатель уникальных балетных данных, которые в народе называют «танцует как дышит». Его принц — образец аристократического балетного стиля, но не менее хороши и исполнительницы двух главных женских ролей Надя Сайдакова (Мари) и Беатрис Кноп (герцогиня). Мари, своей мечтательной задумчивостью отчего-то напоминающая пушкинскую Татьяну — не весёлая резвая девочка, которой часто изображают героиню «Щелкунчика». Её грусть, страхи и надежды отзываются в совсем не пряничной музыке Чайковского, её любовь — ясная и чистая, звучит не как фантазия, но как сбывшееся, выстраданное счастье.
«Щелкунчик» со сцены Берлинской оперы — не наивная детская сказка, но путь домой или путь к себе — через испытания, мечты и зарождение новых чувств.