В этом году в уже традиционном документальном блоке XIV Большого фестиваля мультфильмов — три программы. «Наши истории», программа №3 — это отечественная документальная анимация, которой становится всё больше, в первую очередь благодаря фильмам, снятым студентами. Как всегда, анимадок обнаруживает проблемные зоны: девушки рассказывают личные истории про дислексию и анорексию, показывающие нам, что чувствует человек в трудной ситуации. Исследования страшных эпизодов истории, построенные на личных воспоминаниях: о советских репрессиях, о тайных ядерных испытаниях на Урале. О проблемах сегодняшнего дня: полицейском насилии, жизни в психоневрологическом интернате, похожей на жизнь в тюрьме, и о том, как непросто признаться родителям в своей гомосексуальности. Режиссёры рассказывают истории из собственной жизни и жизни родных, есть фильм, документирующий тревожное существование режиссёра во время карантина и даже лже-анимадок — фильм, пародирующий научно-популярное кино об истории города.
В программе:
«Некто Паша Богуславский»
реж. Юра Богуславский / Россия / 2019, 5 мин.
История про любовь, рассказанная моим папой в эфире радио «Зазеркалье» (радио, где выступают люди с психическими расстройствами).
«Дислексия»
реж. Дарья Трублина / Россия / 2020, 3 мин.
Неспособность к беглому чтению и грамотному письму превратили жизнь школьницы в сущий ад. Что же можно сделать, если никто не знает о существовании дислексии?
«Урал»
реж. Алла Чурикова / Германия / 2020, 15 мин.
Счастливое детство советской девочки в крохотном военном городке на южном Урале. Папы подолгу не было дома, возвращался он похудевший и весёлый, от него пахло степной травой, солнцем и ветром. Лишь спустя десятилетия девочка узнает об испытаниях атомной бомбы на полигоне в Тоцке, в которых принимал участие отец.
«Харбин – Москва. История Галины Деевой»
реж. Полина Кампиони / Россия / 2019, 6 мин.
Мультфильм о русских жителях Харбина и Шанхая, вернувшихся в Советский Союз в преддверии Большого террора. В основе мультфильма — интервью харбинки Галины Деевой из архива Международного мемориала. Создан с участием стажёров на архивной практике.
«Привидения в Алтуфьево»
реж. Яна Исаенко / Россия / 2019, 4 мин.
Три художницы сняли квартиру в Алтуфьево и начали творить современное искусство прямо на улице спального района.
«Рекавери»
реж. Лиза Паршина / Россия / 2020, 8 мин.
Документальный анимационный фильм об анорексии, одной из болезней ОРПП (ограничительных расстройств пищевого поведения). Личная история заболевания: причины, in-bodyexperience, лечение, восстановление.
«Мультфильмы от полиции»
реж. Феликс Умаров / Россия / 2020, 2 мин.
Российские полицейские часто пишут неубедительные, абсурдные истории, при помощи которых объясняют увечья у задержанных ими граждан. Этих заведомо ложных объяснений оказывается достаточно, чтобы следствие не стало заводить уголовные дела о пытках.
«Поговорим?»
реж. Катя Михеева / Россия / 2020, 5 мин.
Первый эпизод документального анимационного мини-сериала о жизни ЛГБТ-людей в России. История Полины, которая решает рассказать родителям о своей бисексуальности.
«Ночлежка»
реж. Кристина Алмиева / Россия / 2020, 10 мин.
Информационный ролик, посвящённый 30-летию «Ночлежки». Это одна из крупнейших благотворительных организаций в России, направленная на помощь бездомным людям. Ролик сделан при поддержке и по сценарию самой «Ночлежки».
«За забором»
реж. Мария Коган-Лернер / Россия, 8 мин.
Документальная анимация, основанная на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарьян, до 35 лет жившей в психоневрологическом интернате. Фильм состоит из серии новелл: «Щётка», «Лекарство», «Прогулка» и «Чай» и даёт возможность зрителю заглянуть за забор ПНИ и увидеть столкновения «маленького человека» с системой.
«Косолапы эскулапы»
реж. Евгений Стрелков / Россия / 2020, 4 мин.
Очередной фильм-памфлет из цикла «Ниже Нижнего» повествует о легендарной народной медицине, зародившейся в древнем Ярославле.
«Чумное обиталище»
реж. Соня Горя / Финляндия, Россия / 2020, 7 мин.
История метаморфозы одной комнаты и её хозяйки в период карантина-2020 в Москве. Они вместе превратили единственный диван в учительскую и рок-сцену, сексуальный будуар и платформу для активистской деятельности, и в итоге стали друзьями.