Санкт-Петербург
15

Пуччини. Тоска. Режиссёр Мартин Кушей

  • Режиссер: Мартин Кушей
  • В ролях: Кристине Ополайс, Джонатан Тетельман, Габор Бретц, Рафал Павнук, Иван Зиновьев
  • Продолжительность: 2ч 3 мин.
  • 18+
Подробное описание

Показ записи цикла опер Театра Ан дер Вин.

Раскалённая история в снежных пейзажах.

Великий австрийский режиссёр среднего поколения Мартин Кушей вернулся в оперу и поставил свой типичный деконструкционистский спектакль, не оставляющий камня на камне от пуччиниевской мелодрамы.

Каварадосси, кажется, совсем не любит свою истеричную примадонну Тоску, отдавая предпочтение сдержанной патрицианке маркизе Аттаванти. В этой стране всё завалено снегом, но люди не могут толком ему противостоять: кого-то выгоняют на улицу в нижнем белье, а заключённым в робах утлых шахтёров остаётся тупо петь по-латински церковные гимны. Единственный человек, которому снег и мороз не страшны, это полицейский тиран Скарпья — на нём пышная песцовая шуба, поверх белоснежного костюма-тройки. Все трое протагонистов погибают, но и без их смерти картина жизни в этой задавленной и зачищённой стране вызывает только ужас.

Великий режиссёр Мартин Кушей ушёл из оперы, потому что решил, что он сказал более или менее всё своим деконструированием. Между тем он не только изящно строил деконструкцию оригинала, но и умел пугать, как никто: после его «Саломеи» в Граце я думал, что вслед за миром на сцене реальный мир тоже обрушился в тартарары. Но город снаружи оказался целым... Кушей продолжал ставить драмы в венском «Бургтеатре» — его «Фауст» и «Дон Карлос» так обнажили внутренний кошмар, заключённый в обеих пьесах, что захватило дух от ужаса.

В новой «Тоске» режиссёр пошёл даже на некоторые изменения в тексте либретто, заменив, например, слово Chiesa (церковь) на Neve (снег), потому что всё происходящее происходит лютой зимой, когда всё завалено махиной снега. Каварадосси вряд ли любит Тоску — мы видим её изящную соперницу маркизу Аттаванти, которая к тому же становится активной соучастницей полицейских разборок. Скарпья утверждает, что не прибегает к насилию, но несколько раз звучно бьёт примадонну по щекам и относится к её телу, как к броскому товару из секс-шопа. Мелодраматические черты оперы подчёркнуты и сценически, и музыкально: дирижёр Марк Альбрехт доходит почти до саркастических интонаций. Часто лирика превращается в истерику, драма в гиньоль. Будете смотреть эту «Тоску» — забудьте о нежностях любви и всепобеждающей страсти. Тут как в анекдоте — жизнь жёстче. Может случиться, увидите на сцене голое тело, у которого отрублена голова...

Вступительное слово — Алексей Парин — театровед, музыкальный критик, либреттист, переводчик, поэт. Автор статей и книг по музыкальному театру. Известен как ведущий музыкальных передач на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Орфей». Художественный руководитель многих музыкальных проектов. Автор десятка оперных либретто.