5 крутых космических проектов, над которыми человечество работает прямо сейчас — Чтиво — Выбирай.ру
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости




 

5 крутых космических проектов, над которыми человечество работает прямо сейчас

17 апреля 2015 года

5 крутых космических проектов, над которыми человечество работает прямо сейчас

Мечты о космосе переживают, кажется, второе рождение со времен космической гонки СССР и США. Народ восхищен «Гравитацией», «Интерстелларом» и вполне реальной посадкой космического зонда на комету Чурюмова-Герасименко, а сотни тысяч добровольцев жаждут улететь на Марс насовсем и колонизировать красную планету. Мы собрали несколько крутых космических программ и разработок из тех, что могут (или нет) скоро стать реальностью.

Космический лифт

Плюсы:
• дешевая безракетная доставка грузов и людей на МКС.
Минусы:
• недостаток технологий.

Obayashi Corporation — японская компания, занимается преимущественно конструированием футуристичных зданий. Вот, например, построили 634-метровую Tokyo Skytree — самую высокую телебашню и второе по высоте здание мира. Obayashi Corp. заявила о том, что к 2050 году запустит лифт с Земли на орбитальную станцию. Перевозить в лифте корпорация планирует грузы весом до 100 т, а потом, вероятно, и людей: Obayashi работает над пассажирским подъемником на 30 человек. Лифт сказочно удешевит доставку грузов в космос: скажем, сейчас один полет грузового корабля на МКС обходится в $22 000, а один подъем на космическом лифте выйдет всего в $200.

Система такая: трос лифта закреплен одним концом на платформе на Земле, другим — на неком противовесе в открытом космосе за МКС. Идею такого лифта ещё в 1895 году высказывал Константин Циолковский. Трос для космического лифта должен быть сверхпрочным. Obayashi Corp. планирует создать трос из углеродных нанотрубок — материала, который может выдерживать нагрузку в тонну на квадратный миллиметр. Пока что трубок длиннее 3 см в Японии делать не умеют, но к 2030 году компания обещает справиться с этим. Университеты по всей стране занимаются разработкой тросов и роботизированных подъемников. А в США при поддержке NASA даже проходят ежегодные Space Elevator Games, где компании пробуют себя в двух конкурсах: на самый прочный трос и самого быстрого робота, который по нему поднимается.

Миссия «Розетта»

Плюсы:
• миссия успешна;
• прогресс в изучении формирования Солнечной системы и возникновения жизни на Земле.
Минусы:
• сели батарейки.

В 2004 году ESA (Европейское космическое агентство) запустило миссию «Розетта»: целью миссии было впервые в истории человечества совершить мягкую посадку на комету. Изначально мишенью была комета 46Р/Виртанена, но при запуске ракеты-носителя двигатели отказали, и миссию перенесли на следующий год к комете 67Р/Чурюмова-Герасименко. Космический аппарат «Розетта» впервые успешно вышел на орбиту кометы, и 12 ноября 2014 года, отсоединившись от «Розетты» и трижды отскочив от поверхности кометы, спускаемый модуль «Филы» приземлился на комету Чурюмова-Герасименко.

Почему это круто, кроме того, что просто потрясает воображение? Ученые, занимающиеся изучением комет, предполагают, что кометы принимали важное участие в формировании Солнечной системы и даже зарождении жизни на Земле. Комета — небесное тело, состоящее из слоев льда (замороженного газа или воды) и пылевых слоев. Возможно, некогда кометы доставили на Землю воду и даже органические молекулы, результатом чего стали мы. Изучение комет — ключ к пониманию части истории Солнечной системы.

EmDrive

Плюсы:
• может стать новым поколением ракетных двигателей;
• работает.
Минусы:
• нарушает законы физики;
• не протестирован в условиях космоса.

В начале нулевых британский инженер Роберт Шоер получил грант на создание двигателя, не нуждающегося в топливном баке и не выбрасывающего рабочего вещества. Такой двигатель мог бы перевернуть все ракетостроение: большая часть современных ракет — запас топлива, необходимый для космического полета, а уж выхлоп у ракет просто грандиозный. Шоер заявил, что его двигатель EmDrive работает. Научное сообщество посмеялось над Робертом.

Другой инженер, американец Гвидо Фетта, сконструировал аналогичный двигатель и убедил отделение NASA Eagleworks, которое занимается разработкой новых технологий для космических двигателей, протестировать устройство. И глава Eagleworks Гарольд Уайт официально подтвердил: работает. Вот только никто не знает, как. EmDrive нарушает законы физики, то есть с точки зрения науки работать не может. Согласно закону сохранения импульса, выброс какого-то рабочего вещества двигателем обязателен, иначе движения не может быть. А оно есть.

Словно в ответ скептикам, которые предположили, что экземпляр двигателя работает из-за какой-то ошибки в расчетах, группа независимых китайских исследователей собрала двигатель, работающий по тому же принципу и бодро нарушающий тот же закон физики, и доказала его работоспособность. Научное сообщество больше не смеется.

Двигатель EmDrive устроен примерно как микроволновка. Магнетрон генерирует микроволны, сталкивая электроны с магнитным полем. Микроволны, вращаясь вокруг вакуумного контейнера, создают тягу. Магнетрон работает на электричестве, что ставит под вопрос КПД EmDrive: не больше ли мы потратим электричества для работы двигателя, чем получим от него энергии? И вот самое крутое: EmDrive может работать на солнечной электроэнергии, бесконечной по меркам человеческой жизни. Однако физики и инженеры пока печалятся над EmDrive: использовать двигатель, который работает, нарушая законы физики, нигде нельзя из-за его непредсказуемости. В NASA предрекают этому двигателю будущее в космических полетах: EmDrive теоретически может разогнать космический аппарат сильнее, чем любой другой двигатель. Но пока испытаний в космосе не было, только в вакууме, так что как поведет себя устройство в условиях космоса, неизвестно. Остается только гадать, как оно работает и мечтать о том, как все будет работать на солнечной энергии где-нибудь в 2055 году.

EmDrive

Mars One

Плюсы:
• перспектива освоения Марса.
Минусы:
• опасный для астронавтов полет;
• недостаток технологий;
• так себе организация.

Самый громкий, свежий и открытый проект по колонизации Марса сейчас – Mars One. Он не единственный, космические агентства не первый год рассказывают о планах полета на Марс. NASA вот недавно заявило, что планирует отправить людей на Марс к 2030 году и сейчас потихоньку тестирует технику. В долгосрочном плане NASA четыре этапа: изучение влияния длительного пребывания в невесомости на организм человека; захват астероида и доставка его на орбиту Луны; роботизированное изучение Марса и высадка человека на Марс. Над тремя первыми сейчас идет активная работа. Правда, экипаж NASA должен вернуться. А вот добровольцы-участники проекта Mars One получают билет в один конец.

В 2011 году частная компания из Нидерландов под руководством Баса Лансдорпа официально открыла проект Mars One и получила подтверждение сотрудничества от поставщиков оборудования, в 2013 был объявлен набор добровольцев, готовых умереть на Марсе, предварительно построив, если получится, колонию. Сейчас, спустя несколько этапов отбора, из тысяч осталось 100 кандидатов для обучения и финального отбора. В 2024 первый экипаж отправится на Марс навсегда. От радиации колонистам придется прятаться в жилых модулях, утопленных в грунт на пять метров, питаться — скудной растительностью, какую они смогут вырастить в модулях. Жизнь марсиан на другой планете ещё и станет реалити-шоу.

У проекта обширный список серьезных спонсоров, но недавнее интервью одного из финалистов, Джозефа Роша, выявило недостатки в самой организации программы: предполагаемых колонистов стимулируют покупать мерч Mars One, а для прохождения отбора не нужно даже медицинское обследование. Критики предрекают Mars One эпический крах либо от недостатка финансирования, либо от технической невозможности реализовать пока полет на Марс.

Skylon

Плюсы:
• многоразовая ракета;
• невероятно быстрый самолет;
• новый тип ракетного двигателя;
• дешевая доставка грузов в космос.
Минусы:
• существование пока только на бумаге.

Британская компания Reaction Engines Limited разработала беспилотный самолет-ракету Skylon. Это многоразовый космолет для перевозки грузов, причем Skylon — это ракета, которая взлетает без космодрома и сброса ступеней в полете. Аппарат будет пользоваться взлетно-посадочной полосой, как обычный самолет, но в полете развивать гиперзвуковую скорость и отправляться в космос. Есть два режима работы Skylon: воздушно-реактивный, когда в двигатели поступает атмосферный воздух, и ракетный — когда используется кислород из баков. Ускорение дают двигатели SABRE (hypersonic precooled hybrid synergistic air breathing rocket engine — звучит страшно, а на самом деле это всего лишь гиперзвуковые комбинированные синергетические воздушно-ракетные двигатели с предварительным охлаждением). И эти двигатели — главная крутость и, в общем, основная разработка Reaction Engines Limited.

Проект существует на бумаге уже больше десяти лет, но только два года назад получил финансирование от правительства Великобритании. Первые испытания самолета-ракеты в полете назначены на 2019 год, а в будущем Reaction Engines Limited грозится запустить серийное производство Skylon.


↑ Сейчас
5 крутых космических проектов, над которыми человечество работает прямо сейчас
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года