27 декабря 2018 года
Когда билеты на кинопоказ концерта K-pop-группы BTS разлетелись в течение первого часа после старта продаж, а кинотеатры один за другим стали ставить дополнительные сеансы, стало понятно, что фанаты корейского попа — это полноценный феномен. Как вышло, что в России стали популярны корейские исполнители — читайте в нашей статье.
Музыкальное направление K-pop возникло в Южной Корее в начале девяностых годов прошлого века и вобрало в себя элементы танцевальной музыки, хип-хопа, западного электропопа и ритм-и-блюза. Но на этот момент K-pop из жанра музыки трансформировался в субкультуру с миллионной армией последователей по всему миру. Его слушают, его поют, его танцуют. Это практически религия.
Неотъемлемые черты кей-попа — запоминающиеся музыкальные ритмы, разнообразные вокальные партии (не только на корейском, но и на английском), театральность выступлений и много, очень много танцев. Кстати, танцами, синхронизирующимися с вокалом, кей-поп-исполнители очень напоминают американские бойз-бенды 90-х и начала нулевых.
Танцы под запоминающийся бит — неотъемлемая часть клипов K-pop-групп
Продвижение кей-поп-исполнителей — это тяжелый труд. Девушки и парни ежедневно тренируют свои вокальные и танцевальные навыки, чтобы выделяться среди других групп. А музыкальные агентства тратят около 400 000 долларов на подготовку певца и стараются контролировать его профессиональную и общественную жизнь для того, чтобы гарантировать успех исполнителя.
Группы тратят часы на оттачивание номеров
На данный момент K-pop вышел за пределы Южной Кореи. Например, группа BTS в 2017 году дебютировала в Америке на ежегодном фестивале American Music Awards. А на Billboard Music Awards за группу проголосовало почти 300,000,000 фанатов! Чем не показатель популярности?
Толпа на Billboard Music Awards сходила с ума от группы BTS
K-pop очень популярен среди подростков: девочки (чуть реже — мальчики) старше 12 лет как завороженные следят за творчеством «айдолов», поют их песни, создают фан-клубы и посещают тематические заведения. Такая популярность скорее всего связана с необычным броским внешним видом исполнителей, сильными голосами и запоминающимися мелодиями. А СМИ практически всегда ставят «айдолов» в пример молодежи и характеризуют их только с положительной стороны.
Айдолы дают интервью не только корейским СМИ
Фанатская поддержка исполнителей необычайно сильна. Поклонники находят единомышленников и едут в организованные туры, чтобы увидеть вживую выступления любимых групп. Певцам и певицам помимо обычных подарков (игрушек, рисунков, хэндмейда) присылают обеды — поклонники беспокоятся, что их кумиры не успевают поесть из-за плотного напряженного графика. А ещё им дарят тонны риса — это китайская традиция, которая символизирует поддержку и уважение.
K-pop объединяет фанатов по всему свету
K-pop имеет как светлую, так и темную сторону. Крупные агентства часто критикуют за практически кабальные договоры с исполнителями, которые создаются для извлечения максимальной выгоды и связывают личную жизнь и карьеру певца с агентами. В BBC даже назвали это «контрактное рабство».
Финансово эти контракты для певцов не так уж и выгодны, а график работы составляется чрезвычайно плотно, явно не учитывая нужду певцов в нормальном отдыхе. Также некоторые агенты не гнушаются угрозами в адрес молодых людей, процветают домогательства и харрасмент.
Критики недовольны конвейерной системой K-pop-музыки, бессмысленными текстами, разбавленными простыми фразами на английском языке. Обвиняют исполнителей и в бездумном копировании американской поп-музыки. Но на вкус и цвет, как говорится… Главное, что фанатам нравится, разве нет?
Треки кей-поп-исполнителей очень похожи на треки американских поп-певцов, и айдолы делают все, чтобы выделиться
Кстати, о фанатах: наибольшую обеспокоенность вызывают одержимые поклонники, склонные к импульсивным поступкам, нарушению закона «ради музыкантов» и вторгающиеся в личную жизнь исполнителей. Для них даже термин придумали — «сасэн». И кей-поп-айдолы максимально негативно воспринимают таких сасэн-фанатов. В 2012 году активно обсуждался инцидент, когда певец Ким Джэджун из группы JYJ ударил сасэн-фанатку, обвинив её в вторжении в личную жизнь, после чего подал на нее в суд за незаконную запись его разговоров. Неадекватное поведение выражается в преследовании, попытках проникновения в дома и квартиры, кражах личных вещей, установлении видеокамер в квартирах и GPS-трекеров на машинах певцов.
Помимо странных, но все же изначально дружелюбно настроенных фанатов в кей-поп-среде есть антифанаты, и вот они реально бывают сумасшедшими. В 2011 году певцу Чон Юнхо из группы DBSK одна из таких девушек добавила в воду суперклей, после чего ему пришлось оказывать медицинскую помощь.
K-pop очень быстро набирает обороты и закрепляется на мировой арене.
Фан-база «айдолов» растет с каждым днем, концертные площадки забиты, а билеты на кинопоказы (!) концертов разлетаются за час. Так что пока рано говорить о том, что корейская музыка в ближайшее время покинет мировую сцену. Вполне возможно, через год и вы будете напевать песенку какого-нибудь корейского певца.