15 августа 2012 года
Самый шокирующий фильм Фестиваля Неправильного Кино 2012.
«Выбирай» урвал самый яркий бестселлер последних лет: привез в Россию, перевел и покажет на Фестивале Неправильного Кино с 20 сентября по 3 октября в КРК «Мегаполис» и РК «Этаж». Если вдруг вы не хотите читать всю статью, то вот суть: «Вампирша против франкенштейнш» — это как если бы Тарантино снял римейк «Сумерек», но у него вышло что-то типа «Очень страшного кино» с японскими актерами.
Вампирша-старлетка Монами (Юки Кавамура, начинающая актриса и японская супермодель, известная своими горячими видео) влюбляется в своего одноклассника — школьного красавчика Мицусимо (Такуми Саито, «Робогейша»). Проблема в том, что бесхарактерного парня уже давно пытается охмурить готическая лолита Кейко (Эри Отогуро, «Фантомы»). А отец Кейко не столько замдиректора школы, сколько начинающий доктор Франкенштейн. В свободное время он разделывает учеников и под классный саундтрек мастерит из их кусочков оригинальные фигуры. Но вот вдохнуть жизнь во все эти головоруки, глазошеи и ухопальцы сумасшедший замдиректора не может, сколько бы часов ни проводил над ними с бензопилой и сексапильной медсестрой. И вот случайно он разживается живительной каплей крови бессмертной Монами. Начинается кровавая война между Монами и Кейко за сердце Мицусимо.
Если отбросить уморительную жестокость с раздиранием плоти, кровавыми ливнями и оригинальными гаджетами для убийств (рука-бумеранг или нога-пропеллер, привинченная к голове то ли для красоты, то ли для полетов), то мы получим незамысловатую, хотя и совершенно сумасшедшую романтическую комедию с бесконечной чередой шуток и стеба: «Будем оживлять? Да, будем! Тогда почему он живой?! Сестра, убейте его!».
Удивляет, как во всем этом фантасмагорично-инфернальном бреду угадывается пародия на современные японские реалии. Авторы порвали в клочья адептов многочисленных японских субкультур. К примеру, постебались над девочками-гангуро, очень популярным в Японии течением. Многие наши соотечественницы, пополняющие фотоальбомы «кисоклассниц», даже и не подозревают, что они — самые что ни на есть настоящие гангуро: стараются походить одновременно на чернокожих красоток из клипов Джей Зи и калифорнийских барби в джинсовых юбках, вследствие чего дико злоупотребляют солярием, мейк-апом и объемными начесами.
Досталось и готическим лолитам — вечно мрачным сексуальным девушкам-куклам в кружевных платьях, шляпках и бинтах. Парочка режиссеров прошлась и по клубам суицидников, превратив кружки любителей резать вены в спорт, фарс и балаган. По их версии, некоторые представители таких клубов так усердны, что могут ненароком отпилить себе руку. Кроме прочего, «Вампирша» не забыла и сопутствующие темы — Майкл Джексон, Барак Обама, экология Китая. Вот вам и социальная сатира, похлеще Гоголей и этих ваших Салтыковых с Щедриными.
Есть в фильме и условно-культуртрегерский блок. В одном из ключевых эпизодов мы узнаем о странной японской традиции: на День святого Валентина свою симпатию к противоположному полу проявляют только девушки! Вы все ещё думаете, что «Вампирша» — просто тупой трэшак?
В целом режиссеры умудрились испечь в своей кинодуховке убойный синтез из жанров. Создается впечатление, что смотришь несколько фильмов, причем одновременно. Начинается молодежная пародийная комедия с уклоном в романтические истории про подростков. Ближе к середине она плавно перетекает в настоящий вампирский триллер и игрушку в жанре файтинга. Дальше внезапно наступают все «Сумерки» разом. Но больше всего удивляет и восторгает в этой любовно-кровавой саге финал, в который режиссеры запечатали… Но, тсссс, больше ни слова!
С кастингом все превосходно. До съемок «Вампирши» Юки Кавамура уже отточила свое мастерство в хоррорах — «Женщина с разрезанным ртом-2» и «Жуткие прятки». Результат налицо: чего только стоит милая девичья непосредственность, с которой она описывает детали своих вампирских похождений, или искренняя детская радость, с которой она купается в алых фонтанах!
Кейко в исполнении Эри Отогуро просто очаровывает любвеобильной яростью. Особо забавляют ее безумный взгляд и повизгивания, сопровождающие комические угрозы в адрес противницы, и хитроумно собранные ее отцом девайсы.
Что касается вершины тре-угольника — Мицусимо, складывается ощущение, что за все время съемок Такуми Саито так и не понял (или не прочитал?) сценарий. На его всегда одном и том же выражении лица крупным по желтому написано: «Мне вообще роль только вчера дали». Но больше всех порадовал известный японский режиссер и сценарист Такиши Шимицу в роли учителя английского и его глумление в кадре над собственным фильмом «Проклятье».
Вполне возможно, что ценители сплэттера начнут сетовать, дескать, недостаточно жестокости и подлинного насилия, негодовать на затянутые сцены боя, подростковые розовые сопли и добьют свое негодование замечанием, что финал уж больно похож на концовку шведской драмы про молодую вампиршу «Впусти меня». Но все их аргументы разобьются в пух и прах красотой Юки Кавамуры, превосходным саундтреком, стильными костюмами и дешевыми спецэффектами.
Кстати, фильм наверняка придется по душе не только ценителям черного юмора, но и фанатам жестких молодежных комедий, хорроров и всем почитателям японской культуры. В общем, это фильм про современную Японию.
Яна Пузанова