Фильм «TheatreHD: Globe: Ричард II» - описание, отзывы, покупка билета — Выбирай.ру — Челябинск
Челябинск
192

TheatreHD: Globe: Ричард II

  • Режиссер: Саймон Годвин
  • В ролях: Чарльз Эдвардс, Дэвид Стурзэйкер, Сара Вудворд, Джонни Глин, Уильям Гонт
  • Производство: Великобритания
  • Продолжительность: 161
  • Год: 2016
  • 16+
Подробное описание

Пьеса «Ричард II», открывающая цикл исторических хроник (а они составляют почти треть шекспировского канона), не пользовалась особым успехом вплоть до XIX века: слишком много политики, среди главных персонажей нет женщин, и — неоднозначный главный герой, которому очень сложно сочувствовать, особенно в начале действия.

ХХ век стал временем переосмысления и реального Ричарда, интеллектуала и эгоцентрика, и его воплощения в сочинении Шекспира. В разное время Ричарда играли великие британцы Джон Гилгуд, Джереми Айронс, Рэйф Файнс, Марк Райлэнс, Эдди Редмэйн. Самые яркие последние воплощения взбалмошного короля – Бен Уишоу в сериале «Пустая корона» («Hollow Crown», 2012) и Дэвид Теннант в спектакле Грегори Дорана на сцене Королевской Шекспировской компании в 2013 году.

Режиссер глобусовской адаптации Саймон Годвин делает акцент на историчности, ярких цветах и красочных костюмах. Его постановка опирается на дизайн художника Пола Уиллса, буквально наполнившего сцену золотым сиянием. Психологическая разница главных героев — короля Ричарда (Чарльз Эдвардс) и его кузена-заговорщика Генриха Болингброка (Дэвид Стурзэйкер) — подчеркнута кроем костюмов, цветом, пластикой. Первый, расслабленный и беззаботный, словно парящий над суетой, одет в белое и золотое; второй, жесткий и стремительный, человек действия, появляется в черном, демонстрируя простую земную основательность.

Шекспир не писал стопроцентных трагедий, в каждой его пьесе есть место смеху. У Саймона Годвина средневековая жестокость соседствует с иронией — не зря на роль Ричарда взят актёр, известный, в первую очередь, комедийными ролями.

Годвин дополняет Шекспира, открывая действие своеобразным флэшбэком — коронацией Ричарда, произошедшей, когда ему было десять лет. Эта важная историческая деталь, отсутствующая в пьесе, объясняет годвиновского Ричарда, капризного и безответственного, не повзрослевшего вовремя и взрослеющего здесь и сейчас, в режиме реального времени, на глазах зрителей. Сталкиваясь с потерей власти, предательством и реальной опасностью для жизни, Ричард меняет беспечность на растерянность и панику, а после — на принятие и жертвенность. Вместе с внутренней трансформацией персонажа меняется и отношение к нему зрителей — и в этом вся соль данного шедевра Шекспира.

Саймон Годвин, известный, в основном, интерпретацией современных пьес и переосмыслением классики, неожиданно выступил в роли отличного классического режиссера. Он не углубился в поиски актуальности, а просто рассказал историю так, как она написана у Барда, передав самое главное — ритм шекспировского стиха, который известный актёр Иэн МакКеллен, когда-то тоже игравший Ричарда, назвал схожим с биением человеческого сердца.