Поглощение Трансаэро Аэрофлотом. Влияние на туристический рынок: мнение экспертов. — Новость компании «Sunvik» — Выбирай.ру — Челябинск
Челябинск

Поглощение Трансаэро Аэрофлотом. Влияние на туристический рынок: мнение экспертов.

Известие о том, что «Аэрофлот» поглотил авиакомпанию «Трансаэро», вызвало напряженное внимание туристического рынка, ведь «Трансаэро» как никакая другая российская авиакомпания плотно сотрудничала со многими крупными туроператорами.

Сделка с Аэрофлотом и её последствия обещают туррынку немало проблем. И всё же большинство экспертов полагают, что в сложившейся ситуации это был лучший выход.
Напомним, во вторник стало известно, что совет директоров «Аэрофлота» на ближайшем заседании рассмотрит покупку 75% плюс одна акция авиакомпании «Трансаэро». Данное решение было одобрено на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Фактически правительство дало директиву директорам «Аэрофлота», представляющих государство, голосовать «за» по вопросу о покупке доли в «Трансаэро».

У «Аэрофлота» это будет уже не первая консолидация. Такая покупка выгодна тем, что «Аэрофлот» получит возможность развития новых для него туристических маршрутов, поскольку туристическая составляющая тоже важна перевозчику», - пояснил ситуацию Дмитрий Горин, глава транспортного комитета АТОР.

Эксперт отметил, что скорее всего Аэрофлот сохранит программы Трансаэро по туристическим направлениям, особенно рентабельные. Учитывая, что все зимние программы у «Трансаэро» уже сверстаны и подписаны, туроператорам бояться нечего. «При поглощении все обязательства «Трансаэро» как по программам, так и по персоналу, должны быть выполнены. Для «Аэрофлота» это также и подтверждение его стабильности», - отметил Дмитрий Горин. Учитывая опыт интеграции «Аэрофлота» с другими авиакомпаниями, эксперт предположил, что этот процесс займет от одного до двух лет.

А вот по вопросу возможного повышения цен на авиабилеты из-за падения конкурентности на рынке авиаперевозок мнения разошлись. «Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя. Поэтому покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» приведет, скорее всего, к повышению цен по направлениям, на которых присутствовал «Трансаэро». С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года. Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом», - прокомментировал Александр Сизинцев, гендиректор тикитингового агентства Biletix.

Однако эксперты отмечают, что помимо цен поглощение «Трансаэро» приведёт к ещё целому ряду сложностей, решать которые пока неясно как. Первая группа касается авиапарка «Трансаэро» и его состояния. «Во-первых, парк у «Трансаэро» довольно устаревший, в отличие от «Аэрофлота», считающийся по парку самой молодой компанией, где средний возраст самолетов не превышает 3.5 лет. Помимо того, «Трансаэро» масштабно закупала широкофезюляжные «Boeing747», которые «Аэрофлот практически не использует. Этот вопрос сейчас очень всех интригует, что новый собственник будет делать с этим устаревшим авиахламом?», - рассказал ещё один участник тикитингового рынка, хорошо знакомый с ситуацией в авиаотрасли, но пожелавший остаться неназванным. По его словам, в последнее время были постоянные технические поломки именно на этих типах самолетов, и подобная техника может оказаться для нового собственника серьезной проблемой – эксплуатировать её как минимум очень дорого, а как максимум - небезопасно, а избавиться от взятого в лизинг «авиахлама» непросто.
Вторая крупная проблема – как будет реагировать на очередное «прирастание» «Аэрофлота» Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС)?

По информации Росавиации доля группы «Аэрофлот» в общем объеме перевозки российских авиакомпаний составляет примерно 42-47%. Доля самого «Аэрофлота» в первом полугодии 2015 года составляет 27.9% (остальное – доля его «дочек»), а доля «Трансаэро» - 14.4%. Впрочем, в среду уже появились неофициальные комментарии ФАС, что ведомство поддержит Правительство и препятствовать сделке не станет.

Тем не менее, «Аэрофлоту», чтобы в будущем избежать претензий ФАС, придётся на направлениях, где он в итоге станет монополистом, допускать других перевозчиков, или как-то сократить маршруты, оценил эксперт. Соответственно возникает вопрос у тех туроператоров, которые обладали контрактом на этих маршрутах. «Как дальше будут после зимы контрактоваться эти туроператоры? С депозитов деньги никуда не исчезнут, но какие условия получат турфирмы от «Аэрофлота» и не будут ли они вынуждены искать других перевозчиков? В этих условиях туроператорам, обладающим собственным парком, вроде «I Fly», «Северный ветер» и т.п., будет проще», - считает эксперт. При этом собеседник считает маловероятным, что в условиях общего сокращения туррынка «Аэрофлот» пойдет по пути создания своего сильного туристического подразделения на базе «Трансаэро».

Ну и кроме того ещё одной интригой остается позиция и судьба прежних владельцев компании, четы Плешаковых. Отметим, что сам гендиректор дал понять, что в судьбу «Трансаэро» государство вмешалось очень жестко, фактически продавив такое решение. «Ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами данной консолидации. Какова будет реакция прежних владельцев компании, «в руках» которых пока остаются 36.62% акция, пока неясно. Однако в среду Ольга Плешакова, покинувшая пост гендиректора «Трансаэро», была назначена председателем совета директоров авиаперевозчика. Ранее эту должность занимал Александр Плешаков.

Источник http://www.tourprom.ru/news/29988/