«Декалог» — цикл из десяти телевизионных фильмов польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, снятый в 1989 году. Каждый из фильмов тематически связан с какой-то из десяти библейских заповедей.
Сюжеты фильмов представляют собой отдельные истории, однако они объединены между собой общим замыслом фильма, местом и временем действия (современная циклу Польша), появлением в них персонажей из других серий (иногда почти незаметным), а также странной фигурой в исполнении актёра Артура Барчиша, появляющейся в эпизоде в каждой серии, которую киноведы объясняют, в том числе, как «появление Ангела»[1].
Кшиштоф Кеслёвский объяснял замысел цикла в книге «О себе»:
«Декалог» — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели. Мы стали слишком эгоистичны, чересчур сосредоточенными на себе и своих потребностях. Мы вроде бы много делаем для своих близких, но когда наступает вечер, оказывается, что у нас уже нет ни сил, ни времени, чтобы их обнять ли приласкать, сказать им что-то хорошее. У нас не хватает на это жизненной энергии. Мы уже не способны выразить свои настоящие чувства. А жизнь проходит.
Картины сняты в различных жанрах — от преобладающей тяжёлой психологической драмы до комедии (в заключительной серии)[3], но в едином стиле.
Декалог 9
Десятая заповедь — «…не желай жены ближнего твоего…»
Эва Блащик — Ханка
Пётр Махалица — Роман
Оператор — Пётр Собочинский
Фильм (весь цикл) получил ряд премий на международных кинофестивалях и получил очень высокую оценку критиков и коллег-кинематографистов. В частности, с большой похвалой отозвался о «Декалоге» Стенли Кубрик, написавший вступительное слово к изданию сценариев к этому фильму. В число своих любимых фильмов включил «Декалог» американский киногуру Роджер Эберт.
При этом в Польше фильм был принят хуже, чем за рубежом. Кристина Янда вспоминала в своей книге:
«Декалог» повсюду пользовался огромным успехом — об этом фильме говорили, что он «покорил весь мир». К своему удивлению, за границей я встречала восторженных критиков, зрителей, продюсеров. Вероятно, стоит в очередной раз задуматься о том, насколько точными оказываются порой мои прогнозы…
Премии
1989 — премия ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале
1989 — премия критиков на международном кинофестивале в Сан-Паулу
1989 — премия OCIC на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне