24 декабря 2015 года
Режиссер Ридли Скотт, в ролях М. Дэймон, Дж. Честейн, Ч. Эджиофор
Остросюжетная комедия про Робинзона Крузо на Марсе, который в одиночку пытается выжить за счет ботанических умений и ждет, пока НАСА решит, стоит ли человеческая жизнь миллиардов долларов. Великолепная актерская игра Мэтта Деймона вкупе с легкостью повествования превратили «Марсианина» в главное околонаучное развлечение года.
Режиссер Дж. Дж. Абрамс, в ролях: Дж. Бойега, Д. Ридли, О. Айзек, А. Драйвер
Сиквел, в котором больше римейкерства, «Звездные войны», которые стали «Мстителями», плохо рассказанная «Новая надежда» и прочие меткие и не очень реплики по поводу «Пробуждения силы» ни в коем случае не уменьшают главного достоинства фильма — это удачный перезапуск главной киносказки планеты с новой (прекрасной) принцессой и (комичным) злым королем.
Режиссер С. Крэйг Залер, в ролях: К. Рассел, П. Уилсон, Л. Симмонс, Ш. Янг, М. Фокс
Пока Тарантино снимал, а Иньярриту летал, лучшим вестерном 2015 года стал «Костяной томагавк» — боевик с налетом хоррора, разворачивающийся в период рассвета ковбойского мастерства. Сюжет отправляет четверых мужчин на спасение двух человек, захваченных пещерными индейцами-людоедами. «Костяной томагавк» — взвешенный и захватывающий фильм, без перегибов, но с сочными эффектами, передающий нрав мужчин эпохи.
Режиссер Джордж Миллер, в ролях Т. Харди, Ш. Терон, Н. Холт
Возрождение постапокалиптического роуд-муви-боевика выдалось просто сногсшибательным. Долгий вояж через пустыню был скрашен перфекционистской картинкой и массивным набором качественных спецэффектов. Одинаково хорошо отыграли два оба антагониста — молчаливый герой Харди и лысая Терон.
Режиссеры: Пит Доктер, Ронни Дель Кармен
У Pixar было два выхода в этом году. И если в случае с «Хорошим динозавром» сказка оказалась с печальным концом, «Головоломка» получилась выше всяких похвал. Путешествие в голову 11-летней школьницы, переживающей эмоциональное потрясение в связи с переездом в другой штат, стало успешным как в кассовом аспекте, так и в аспекте зрительского восприятия. Аккуратно сдобренная щепоткой юмора, «Головоломка» потрясающим способом рассказала о простых вещах: трудностях взросления, семейных ценностях и важности печали.
Режиссер Нэнси Майерс, в ролях Р. Де Ниро, Э. Хэтэуэй, Р. Руссо
2015 год выдался не очень обильным на комедии: похабные вроде «Шпиона» и «Теда 2» провалились, ромкомы не в чести, молодежные комедии вообще, кажется, ушли с экрана. Лучше всего на этом поле чувствовала себя опытная Майерс с не менее опытным комедиантом де Ниро. Ровная, позитивная комедия о социальном комфорте, балансе личного и корпоративного. И о том, что старый конь борозды не испортит.
Режиссер Ли Толанд Кригер, в ролях: Б. Лайвли, М. Хаушман, К. Бейкер, Х. Форд
Фантастическая мелодрама про девушку, которая путем физико-химических процессов перестала стареть, определенно приглянулась тем, кто без ума от вневременных лав-стори. Отличный сценарий, в котором любовь метафорически представлена в форме жизни, отличная игра Лайвли, которая благодаря своей элегантностью легко порхает по десятилетиям, отличная развязка.
Режиссер Дени Вильнёв, в ролях Э. Блант, Б. Дель Торо, Дж. Бролин
Жесткий олдскульный боевик ещё раз подчеркивает главный тренд 2015 года — матриархальный. Как и в «Звездных войнах», и в «Безумном Максе», и в «Стажере», и в «Шпионе», на главную сцену в «Убийце» выплывает женщина. И если в остальных жанрах это ещё как-то можно понять, то в классическом боевике женское начало смотрится особо дерзко. Тем не менее, во всем остальных аспектах «Убийца» — качественный трансграничный экшн с парой-тройкой сюжетных виражей и обильной кровякой.
Режиссер Стивен Спилберг, в ролях Т. Хэнкс, М. Райлэнс
Обильный на шпионщину 2015 год (от Кингсменов до АНКЛС, от МакКарти до Крейга с Крузом) обнаружил, что самый эффектный шпион — это потрепанный Хэнкс в адвокатском сюртуке. Чудесное противостояние эпох, масштаб личности, способной предотвратить ядерные конфликты, психологический накал вместо прыжков с вертолета — вот настоящее шпионское кино.
Режиссер Джеймс Марш, в ролях Э. Редмэйн, Ф. Джонс
Хотя физически драма о гениальном ученом, пораженным тяжким недугом, появилась в прошлом году, до наших экранов добралась только в феврале. Сложная биография Хокинга получила пусть и слегка ретушированную, но яркую экранизацию, а Редмэйн — заслуженного Оскара.
Режиссер Кеннет Брана, в ролях Л. Джеймс, К. Бланшетт, Р. Мэдден, Х. Б. Картер
Казалось бы, что можно сообщить в старой, как мир, сказке. Брана ничего и не стал — хронологически ровная фабула (с небольшими авторскими фантазиями) почти досконально воспроизводит канонический текст Перро, но зато делает это превосходно и визуально, и актерски. Заслуга Брана в том, что он сумел рассказать старую добрую сказку так, что она осталась и старой доброй историей о любви и справедливости, но заблистала новыми красками.
Режиссер Йоргос Лантимос, в ролях Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс
Фантастика про ложность любых запретов отправляет зрителя в дивный мир будущего, где нет места одиночеству, а если ты одинок, то тебя отправляют на перевоспитание. Главный герой переживает оба состояния: сначала одиночества, потом эмоциональной привязанности, и в обоих случаях он гоним. Великолепная метафорическая вещь, полная выходов в реальный мир, «Лобстер» числится среди главных успехов европейского кино этого года.
Режиссер Пейтон Рид, в ролях Пол Радд, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли
Скепсис по поводу супергероичности человека, проявляющего свои лучшие качества в уменьшенных размерах, почти развеялся с выходом фильма на экраны. Фильм о новом марвеловском сверхчеловеке вышел самым веселым, при том, что вся обязательная программа морализаторства выполнена. Спецэффекты оказались специфическими, довольно нешаблонными. Муравей, отлично отыгранный Раддом, выглядит обособленно во вселенной Марвела, но на фоне избитого канона «Мстителей» — по крайней мере, свежо.
Режиссер Джеймс Ван, в ролях Вин Дизель, П. Уокер, Дж. Стэйтем
Франшиза, начинавшаяся как глоток свежего воздуха в автокино, к седьмой части достигла глобальных значений. Дерзкий и в то же время лиричный, нефантастический, но абсолютно нереалистичный, седьмой «Форсаж» стал прорывом в, казалось, коммерчески обреченном жанре «криминальный боевик». Актеры и режиссер, каскадеры и операторы — вся команда сделала, скажем прямо, туповатый фильм, главным киноразвлечением года.