28 февраля 2013 года
Смотреть кино на большом экране в последние годы стало довольно удобно. Рынок развивается, увеличивается количество кинотеатров, растут сборы. Казалось бы, все прекрасно — залы удобные, кондиционеры работают, звук объемный, красота. Тем не менее, людей считающих, что купить DVD или посмотреть фильм на ТВ намного удобнее, чем идти в кино, все ещё много. Их сдерживают некие надуманные факторы, которые якобы мешают им смотреть фильмы в кинотеатре. «Инспектор» предлагает взглянуть на них поподробнее.
Неизвестно как этот миф сформировался, но количество людей, которые уверены в его правдивости, поражает. Оставляя для дома лучшее кино без взрывов и гигантских роботов, они многое теряют. Смотреть в кинотеатре авторское или сюжетное кино даже интереснее, чем блокбастеры. Хотя бы потому, что они обычно куда более интересные и умные. Захватывая внимание зрителя сюжетом, историей, актерской игрой и диалогами, они требуют куда большей сосредоточенности, которую и обеспечивает кинотеатр.
Несколько другая мотивация — смотреть в кино средние фильмы, которые не претендуют на гениальность, но в которых и взрывающегося вертолета нет. Вероятность, что вы заскучаете дома на таком фильме куда более велика, чем в кинотеатре. Все недостатки фильма при домашнем просмотре выйдут наружу, а вот большой экран за счет своей атмосферы и ощущения эпичности — наоборот, скроет их. Время пролетит незаметно, и осадка скорее всего не останется.
Когда слышишь такие оправдания, в уме сразу рождается аналогия с подростками, которые стесняются купить презервативы: «Одному пойти в кино? Да что вы говорите, я не такой. Что вы обо мне вообще думаете!»
Вероятно, данное самовнушение проистекает из первого — смысл одному смотреть блокбастер, когда их как раз и снимают для веселых компаний и влюбленных пар? А смысл есть, так как вы не будете:
• отвлекаться от просмотра, чтобы повторить только что услышанную шутку своему соседу;
• отвечать на вопросы пропустивших важную сцену приятелей;
• стараться предсказать финал;
• сравнивать грудь своей девушки и девушки киногероя.
Все это поможет лучше проникнуться фильмом. А уж если вы пошли не на блокбастер, а на «умный фильм», то избавиться от компании будет лучшим вашим лучшим решением за день.
Конечно, мы не призываем быть затворниками и всегда избегать компании друзей, это было бы странно. Кино — это развлечение, и его всегда приятно разделить с хорошим человеком. Только это совершенно не обязательный пункт.
Кино и ты, вдвоем. В кинотеатре между вами должна образоваться прямая связь, и даже самый близкий друг или любимый человек может оказаться лишним в такой момент. Особенно если кино действительно хорошее.
Вероятно, самое близкое к правде утверждение, только есть важные нюансы — фильмов в реальном 3D почти не делают. С тех пор как Кэмерон поразил нас своим «Аватаром», пойти по его стопам и снимать кино на настоящие 3D камеры решились немногие. Большая часть выходящих сейчас фильмов были подвергнуты простой и бессмысленной конвертации и дать ощущение объема практически не могут. Однообразные ужастики, вообще все мультики и конвертированные блокбастеры — вот что сейчас выходит в данном формате.
Естественно, очки на глазах, темная картинка и наценка на билет совсем не добавляют радости смотрящему кино зрителю. Плюс, разговоры о вредности для глаз, головных болях и плохом оборудовании окончательно превратили формат из нового слова в навязанную глупость.
И все же это не причина не ходить в кино. Во-первых, мода на 3D медленно, но верно проходит. Особенно это заметно в США, где сеансы в данном формате собирают даже меньше денег, чем более дешевые обычные. Скоро и в России появится реальный выбор, на сеанс в каком формате идти. Он есть и сейчас, но пока довольно иллюзорный — частое явление, когда фильм без 3D найти довольно проблематично. И все же можно, если вам хочется посмотреть это кино — найдите такой сеанс и идите, или ещё раз попробуйте объем.
Постепенно оборудование в российских кинотеатрах тоже приводят к современным стандартным качества, и хотя картинка во многих ещё слишком темная — можно все-таки найти кинотеатры с удобными очками и светлым экраном. Вот только лучше подождите действительно снятый в хорошем 3D фильм. Инспектор подскажет, когда такой выйдет.
Самое распространенная среди образованных зрителей причина не ходить в кинотеатр. Совершенно неправильная по многим причинам.
«Я лучше дома в оригинале посмотрю» — логичное замечание только в одном случае, если у вас дома есть домашний кинотеатр. Если же вы смотрите кино на мониторе, в наушниках, отвлекаясь на кошку/пиво/чайник/твиттер, то это испортит вам ощущение от фильма с куда большей вероятностью, чем неидеальный дубляж в кино. Магия большого экрана существует, радость и удобство кинозала не могут сравниться с тем, что вы сами можете обеспечить дома. Ссылаясь на вред от дубляжа, люди часто говорят, что он портит атмосферу фильма, но эту же атмосферу создает огромный зал и огромный экран. Ничего похожего дома создать невозможно. И отказываться от этого фильма ради нескольких загубленных шуток — минимум нецелесообразно.
Теперь поговорим о самом дубляже и переводе. Иногда при чтении отзывов у людей создается впечатление, что перевод современных фильмов плох на 110%, а это совсем не так. Отсебятина и простые косяки несомненно есть, и их не нужно игнорировать, но их объем не так уж и велик. «Давай, до свидания» — это ужасно, но это всего лишь один момент. Переводчики не раскидали по фильму десяток других мемов, шуточек и фигни, испортив ими фильм. Всего один момент, раздражающий и ненужный, но заставляющий обратить внимание на фильм людей, которые никогда об оригинальном комиксе не знали и принимали решение о просмотре на основе только трейлера. Был ли этот момент достойной причиной не увидеть все эти впечатляющие слоу-мо сцены во всей красе? Точно нет.
Вы помните 90-е годы? Этот гнусавый голос, который нес иногда полную отсебятину и даже не менял интонацию. Вот он точно мог испортить фильм, но эти переводы стали культовыми и любимыми. Такой перевод не испортил нам ни «Терминатора», ни «Крепкий орешек», ни «Криминальное чтиво». Теперь же одно непопадание в интонацию актера дубляжа портит некоторым зрителям фильм настолько, что они, кажется, готовы отрезать себе уши.
Английский язык достаточно прост в изучении и смотреть на нем фильмы в оригинале приятнее. Вот только вы уверены, что знаете его в совершенстве, все эти местные диалекты, словосочетания и идиомы? Очень сложно поверить в это. Читая иногда дискуссии переводчиков, создается впечатление, что даже очень образованные люди, изучавшие язык не один год, иногда понимают что-то неправильно. А теперь включаем кино, построенное на быстрых диалогах с отсылками и шутками. Процент непонятых и упущенных моментов у обычного человека будет не меньше, чем процент косяков переводчика.
Не стоит видеть в дубляже корень всех зол и проблем фильма. Плохой перевод может испортить фильм, но сейчас это случается все же довольно редко, и от этого без проблем можно абстрагироваться, наслаждаясь фильмом как единым целым, а не набором деталей. Лучше всего это делать в кинотеатре.
И эта публика мы. И мы ответственны за то, что происходит к зале кинотеатра. Посоветуйте друзьям не брать пиво, выключите свой телефон, сообщите администрации о невоспитанных гадах. Не нойте. Или идите на утренние или дневные сеансы. За практически 50 походов в кино в этом году автору данного текста ни разу не пришлось страдать от других зрителей. Да, это везение. Потому что всего два года назад он же получил в глаз за то, что сделал замечание разговаривающему по телефону идиоту. И виноват сам, потому что надо было, не стесняясь, пожаловаться администрации кинотеатра, и в этом не было бы ничего предосудительного и странного.
Тем не менее, ситуация не так плоха, как кажется многим людям. Попкорн едят и пиво пьют, но не в таком объеме, чтобы помешать насладиться фильмом. Невоспитанная публика свойственна вечерним сеансам в выходные дни. Но ходить на утренние или опять же жаловаться, брать дело в свои руки — опять же, ничто не мешает.
Слишком поучительно, и вы хотите парировать, что приходите в кинотеатр развлекаться? Ну тогда вы такой же невоспитанный и думающий только о себе человек.
А вот это самый интересный миф. Раньше он был самой настоящей правдой. Постоянные задержки фильмов помогали пиратам получать ещё больше денег. В последние годы ситуация радикально изменилась. Большинство всех главных голливудских фильмов выходят в российский прокат одновременно с прокатом в США, или даже раньше. Переносы все ещё есть, но это свойственно только фестивальным фильмам и картинам, которые претендуют на «Оскар». Прокатчики пытаются получить дополнительную рекламу после объявления номинантов на данную премию и отодвигают такие фильмы на февраль. Это грустно, но слишком логично.
В остальном нам скорее повезло, что из-за пиратов все фильмы у нас стараются выпустить как можно раньше. Во многих важных европейских или азиатских странах фильмы выходят куда с большей задержкой.
Текст: hisper