15 октября 2012 года
Исторические драмы и коннотационные метаморфозы, таящиеся за знакомыми жестами.
Напрасно считать фигу (она же кукиш, шиш или дуля) невинным жестом, обидеть которым можно только чрезмерно чувствительного первоклассника. На самом деле это древнейшая магическая фигура, назначение которой — отпугивать чертей. Потому что большой палец, просунутый между средним и указательным, довольно прозрачно символизировал не что иное, как совокупление. Теперь вы поняли, почему в свете новых законов не стоит показывать кукиш чрезмерно чувствительным первоклассникам? А чертям — стоит. Ведь они, согласно многим авторитетным свидетельствам, существа бесполые. Предки народов, ныне населяющих Российскую Федерацию, считали, что фига напомнит нечистой силе о ее небольшом недостатке физиологического характера. Чертям, лешим и прочей сатане станет противно и стыдно, и разбегутся они по болотам, пряча друг от друга нечистые свои глаза. Интересно, что кое-где фигу показывали также лесному хозяину, то есть медведю. Опять-таки потому, что жест неприличный: медведей считали зверями сильными, умными и властными, но крайне застенчивыми. Существовал даже женский способ напугать медведя: задрать перед косолапым подол — и вот, мол, вам, Михайло Потапыч, полюбуйтесь. От открывшегося зрелища, как и от фиги, медведь с обиженным ревом бросался в лес.
А вот ещё привычка использовать мизинец как указательный палец, то есть указывать на всякое, как иногда любят делать девушки и некоторые мужчины, предпочитающие мужчин. Этот жест восходит к знаменитому культу мизинца Будды. Если вы почему-то не читали роман Пелевина «Чапаев и Пустота» (который стоит прочитать, каким бы снобом вы ни были), мы расскажем эту прекрасную байку. Итак, у одного из Будд была привычка на просьбу продемонстрировать истинную природу какой-то вещи или явления указывать на нее мизинцем. После этого указуемое проявляло свою настоящую сущность, то есть, как вы уже догадались, просто исчезало. То есть пустое все это и ни к чему вопросы ваши. Такой интересный был мизинец у Будды, но однажды он показал на самого Будду, и тот совершенно закономерно исчез сам. Еще бы, столько вещей превратив в пустоту, что ему оставалось делать? Поэтому в жесте указывания мизинцем есть вполне понятные буддийские корни. Но самым интересным образом притча отразилась на таксистах, охранниках и прочих людях, обладающих собственным пониманием мироустройства. Они часто отращивают на мизинце длинный противный ноготь. Спросите у носителя такового: нафига? Он отшутится, скажет, в зубах ковыряться или ещё что-то легкомысленное, но мы-то знаем. Мы-то знаем!
Вы задумывались, почему обручальное кольцо надевается именно на безымянный палец? Отбросим логику, подсказывающую, что мизинец слишком несерьезен для этой цели (кроме мизинца Будды, разумеется), фаланга среднего слишком выступает, указательный нужен для того, чтобы ковырять где ни попадя, а на большом пальце обручальное кольцо носит только певец Лагутенко, и этого факта достаточно. Обратимся к метафизической подоплеке явления. Дело в том, что безымянный палец не несет ярко выраженного функционала. У остальных есть имена, образованные от их прямого назначения, а безымянный — безделка, бессмыслица, призванная только держать строй и уравновешивать старших товарищей. И обручальное кольцо, ритуальный предмет, который наделяет его смыслом, придает его существованию цель и оправдание. Это, пожалуй, самый многозначительный ритуал, который человек проделывает со своим телом, покруче обрезания или обривания головы. А если не обручаться, так и проживете жизнь с пальцем безымянным, отростком бессмысленным.
Про средний палец, который многие называют просто-напросто факом в честь всеми любимого интернационального жеста, рассказывать не очень интересно. Каждый нет-нет, да и продемонстрирует знаменитое fuck off — поистине универсальный жест, любимый каждым в меру взрослым представителем человечества. Куда интереснее его британская интерпретация, когда из сжатого кулака выставляется не только средний, но и указательный палец. Этот жест — гордость Англии, один из древнейших способов послать собеседника прямиком к чертовой матери. Кто-то интерпретирует его как fuck you twice, но на самом деле речь вовсе не о числительных. Речь об английских лучниках, которые во время Столетней войны в глубоком средневековье настолько досаждали французам, что те, захватывая лучников в плен, не лишали их жизней, а отрубали пальцы, которыми те натягивали тетиву лука, то есть как раз средний и указательный. Так как лучники — войска специфические, тяжелее лука они, как правило, ничего в руки не брали, из модифицированных таким образом англичан получались не воины, а посмешище. Тем круче выглядел жест, которым на поле боя англичане встречали врагов, демонстрируя, что пальчики-то целы, вот они, наши средние да указательные, всем не поотрубали, отрубалища на всю Британию у вас, французики, не хватит. Более гордого и угрожающего жеста мы не знаем, кроме, пожалуй, русского обычая показать врагам, извините, балду (надо оговориться, что существует несколько названий этого действия), когда кулак правой руки бьет по локтевому сгибу левой, отчего левая сгибается, поднимая сжатый кулак. Но это тема для совсем другой статьи — патриотического характера.
Лев Кобец
Рисунки Юрия Богатенкова