2 июля 2012 года
Антон Кротов
«Автостопом и на электричках, пароходах, баржах,
локомотивах и пешком по России»
«Гео-ТМ», 2012
Имя Антона Кротова известно, наверное, каждому, кто хоть раз в жизни стоял на трассе с вытянутой рукой. Вольный путешественник и неустанный пропагандист автостопа, Кротов написал несколько десятков книг с географией от Новой Гвинеи до Нарьян-Мара. Генеральная мысль каждой: отсутствие денег — не повод сидеть дома. Другая, тоже главная мысль — все плохое живет только в вашей голове, а если с головой порядок, то и в жизни все отлично. Это применимо и к увесистому труду «Автостопом и на электричках, пароходах, баржах, локомотивах и пешком по России». Для краткости его можно было бы назвать просто «Начало», потому что речь идет в основном о самых первых путешествиях Кротова. Но, кстати, не самых простых: в юношестве автора заносило и в Якутск, и на Соловки, мотало по Центральной России… И везде, вопреки старательно культивируемому самими россиянами сте-реотипу, автору встречались милые и гостеприимные люди. Единственный недостаток (впрочем, это же одно из достоинств) — практически протокольное внимание к деталям, пробираться через которые порой так же непросто, как на дряхлом «Москвиче» через тайгу.
Оценка: 4
Адриан Энтони Гилл
«Опыт путешествий»
«Манн, Иванов и Фербер», 2012
Заслуженный злыдень британской трэвел-литературы, умудряющийся одновременно заразить страстью к путешествиям и напрочь отбить к ним охоту, — вот кто такой Адриан Энтони Гилл. Предыдущая его работа — «На все четыре стороны» — заставила вздрогнуть даже самых прожженных циников: автор отхватил от читателей эпитеты вроде «недообразованный сноб» и «редкое хамло». В сборнике эссе «Опыт путешествий» Гилл стал мягче и начал отвлекаться на высокие материи вроде отцовства и проблемы дислексии, не отказывая себе, впрочем, в непечатных идиомах, так милых нашему сердцу. Гилл вообще по-хорошему болтлив, фамильярен и не слишком аккуратен в обращении с фактами — как попутчик в поезде, которого вроде бы слушаешь в пол-уха, но потом вспоминаешь ещё пять лет. Чад, Дания, Швеция, Алжир, Мальдивы, Англия для Гилла не географические точки, а метафоры и поводы для обобщений. Дубай — это деньги в реальном выражении, Стокгольм — фабрика по производству людей-подшипников и так далее.
Оценка: 5
Уилл Фергюсон
«Невероятное путешествие по Японии. Дорогами Будды»
«Астрель», 2012
Уилл Фергюсон — это такой канадский Довлатов, который решил не торчать в заповеднике и прошвырнулся по Японии автостопом. Нет, вы только подумайте: Япония и автостоп! Так же нелепо, как сладкие роллы. Из нелепостей и состоит эта книга. Нелеп автор, отправившийся вольным путешественником в страну, чьи жители известны своей страстью к хорошо организованному туризму. Нелепы японцы, для которых белый автостопщик — что-то вроде обезьянки без ветеринарного паспорта, норовящей укусить за палец. Уморительные диалоги, ироничные наблюдения и сотни деталей, порой переворачивающих с ног на голову предыдущие пять страниц, и все это происходит между южным мысом Сата и северным мысом Соя. Эта книга — редкий случай сочетания прикладной информации (вместе с ней действительно можно успешно автостопить по Японии) и лирики, от которой расплывется в безмятежной улыбке даже Адриан Энтони Гилл из соседнего обзора.
Оценка: 5