1 февраля 2013 года
Известные дуэты, достойные самого глубокого рассмотрения.
Холмс и Ватсон, Джекил и Хайд, Том, наконец, и Джерри — со взаимоотношениями этих героев все более-менее понятно. Мы нашли несколько пар, связь которых развивается самым неожиданным образом.
Популярный интернет-мем классифицирует дуэт героев польского мультсериала как символ слабо-умия и гиперактивности. Насчет слабоумия можно, конечно, поспорить, но в гиперактивности парочке не откажешь: Болеслав и Кароль получили ровно столько экстремальных приключений, сколько могли себе позволить граждане дошкольного возраста, проживающие в условиях советской Польши, не самой, отметим, развеселой стране. Самым характерным для пары фактом нам представляется следующий: какой бы откровенной чепухой они ни занимались — делают это вместе и на равных правах. Это не отношения, например, Гены с Чебурашкой, то есть странного взрослого и одинокого ребенка. Лёлек и Болек подчеркнуто равноценны и совершенно неотделимы друг от друга. Вряд ли мы можем представить их сольные похождения, по отдельности такие люди смертельно скучны, бледны и незаметны. Но стоит им встретиться, как воздух вокруг наполняется электричеством, а мир (напомним, что это Польша 60-х) превращается в полигон, чье единственное назначение — развлекать нашу гиперактивную парочку. Вместе они идеальны, но третье лицо, например жена или подруга, обречено влачить жалкое существование даже не на вторых ролях, а так, как голос за кадром. Им слишком хорошо вдвоем, прочим остается только молча позавидовать и удалиться, чтобы не мешать разворачивающейся феерии.
Двое нарушителей спокойствия — бледный одинокий мальчуган и чересчур жовиальный толстяк неопределенного возраста, возможно, самая трагичная пара из всех представленных нами. Главная мечта Малыша — это, извините, любовь и внимание со стороны родителей. Он чувствует себя никчемным в семье с тремя детьми, где у него и имени-то нет, только щенячья кличка. Оттого и удивляется, чего все так забеспокоились, снимая его с крыши, поэтому и мечтае т о живой собаке, которая будет единственным живым существом, виляющим хвостом исключительно для него. И что получает наш Малыш? Безумного мужика с мотором, который демонстративно ни в грош не ставит интересы окружающих, с невинной физиономией подставляет, обманывает, обжорствует — словом, делает все те вещи, которыми вроде бы полагается заниматься в раннем детстве. Как реагирует Малыш? С ним происходит невероятная метаморфоза: он неожиданно для себя вынужден в этой паре занять позицию взрослого. То есть того, кто берет на себя вину, выгораживает, закрывает глаза и прощает. Сцена, когда моторизированный пройдоха просит Малыша побыть его «родной матерью», является ключевой для этой пары: хмурый нытик Малыш готов кормить явного симулянта вареньем и укутывать теплым шарфом. Ему парадоксальным образом комфортно быть взрослым и ответственным в этой паре. Несмотря на робкие мечты о собаке и чтобы мама почаще сидела у его кровати.
Нет ничего скучнее в толкиновской вселенной, чем линия взаимоотношений Фродо и верного-преверного Сэма. Куда интереснее связь Фродо и Голлума, которая в последней книге трилогии становится главенствующей, чтобы закончиться самым неожиданным и эффектным образом. На первый взгляд, Фродо и Голлум — обычные антагонисты: хоббит, осиянный эльфийской благосклонностью, и хоббит, отягощенный убийством, превратившийся в полуразумную мерзость. Все было бы просто, если бы Фродо однажды не променял лучшего друга (и прекрасного слугу) Сэма на вот этого недохоббита. Зачем? Неужели поверил в детский трюк с хлебами? Нет, он поступает так просто из жалости. Между ними нет взаимного притяжения хорошего и плохого, Толкин вовсе не так прост. Хоббит жалеет мерзавца, так как знает о том, как меняет судьбу кольцо, и понимает, что поступить по-другому не может. Истинное братство кольца — это не хранители и не Фродо с Сэмом, его скрепляет милосердие. Да, как мы ни пытались избежать этого вывода, он всплывает сам собой, почти как в любом счастливом-несчастливом браке.
Взаимоотношения этих персонажей — кладезь даже не для психолога, а для психиатра. Пожалуй, в поп-культуре нет героев, настолько болезненно зависимых друг от друга. Один герой с чересчур жестким моральным кодексом, другой — злодей, для которого не существует рамок и ограничений. Первый символизирует строгий порядок с уклоном к тоталитаризму, второй — хаос вселенского масштаба, единственная цель которого — взорвать мир, чтобы бабахнуло погромче. Парадокс в том, что Бэтмен и Джокер — явления одного порядка, из одной палаты психиатрической клиники. Контроль и разрушение, они обречены на вечный дуализм, постоянную ненависть, она же любовь. Десятки раз Бэтмен сдавал Джокера властям, вместо того чтобы прихлопнуть хихикающую гадину на месте. Он убеждает нас в том, что следует закону, контролируя себя самого в первую очередь, но в очередной раз оказавшийся связанным над бездной Джокер формулирует куда проще и страшнее: без вечной угрозы хаоса Бэтмен — обычный мужчина средних лет в наряде летучей мыши. Помните блестящую фразу Тони Старка, которой он охарактеризовал себя без костюма Железного человека: «Миллионер, плейбой, гений, мизантроп»? Так вот, Бэтмен без костюма, то есть Брюс Уэйн, просто миллионер. Никакой другой жизни, кроме прозябания в роскошном особняке Уэйнов, у него нет. Им обоим это известно, поэтому Бэтмен и Джокер обречены вечно оправдывать существование друг друга. А что ещё делать в невыносимо скучном и предсказуемом мире?
Савелий Кобец и Сидор Огурец
Рисунки Юрия Богатенкова