В лектории Музея будет показана отреставрированная версия фильма. Фильм демонстрируется на итальянском, сардинском, сицилийском, немецком и английском языках с русскими субтитрами. Картину представит приглашённый сокуратор программы «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» Михаил Захаров.
Чтобы не последовать участи своего спившегося от безнадёги отца, юный сицилийский разнорабочий Никола Зарбо отправляется на заработки в западно-немецкий город Вольфсбург. В ФРГ, где каждый предоставлен самому себе, наивный Никола, не знающий чужого языка, одинок и беспомощен. На выручку ему приходит молодая сотрудница автомастерской Бригитта, к которой парень с сердцем нараспашку быстро проникается чувствами. Однако их счастью не суждено продлиться долго — совсем скоро недопонимание между ними приведёт к трагедии и фантасмагорической судебной тяжбе.
«Палермо или Вольфсбург», чья премьера состоялась на Берлинском кинофестивале 1980 года, — первая в истории немецкая картина, удостоенная «Золотого медведя».
Завзятый эстет нового немецкого кино, любитель эксцесса и обожатель див, Вернер Шрётер в нехарактерном для себя жесте делает главным героем «Палермо или Вольфсбург» мужчину — трудового мигранта, — а свою музу, актрису Магдалену Монтесуму, убирает на второй план. Этот фильм известен как один из наиболее уравновешенных и социально ориентированных в карьере Шрётера — от барочного буйства своих навеянных оперой экспериментальных лент, снятых в 1970-х, он отходит к унылым монохромным помещениям завода Volkswagen.
Однако столь любимые режиссёром театральность и вычурность, хоть и приглушённые, по-прежнему на месте. Фильм начинается со стилизованной сцены отречения Петра, и впоследствии история Христа пунктиром проходит через все три часа повествования — тем самым Шрётер превращает Николу в мученическую, христоподобную фигуру, а окружающих его людей — в библейских персонажей. Герои ни с того ни с сего начинают петь или пускаются в воспоминания, а за кадром не перестаёт звучать музыка от Элвиса Пресли до Альбана Берга — ею Шрётер придаёт определённую окраску каждому пространству.
Между аграрным и промышленным капитализмом, между контактностью и отчуждённостью, между чувствительностями Пазолини и Фассбиндера: фильм Шрётера поделён на две отчётливые половины, итальянскую и немецкую, каждая из которых обладает определённым политическим контекстом, стилистикой и эмоциональным регистром. Выдерживая тонкий баланс между возвышенным и приземлённым, Шрётер создаёт фильм удивительной красоты и политического накала, протестующий против снисходительного отношения к мигрантам и опеки над ними — и агитирующий за то, чтобы те говорили сами за себя.
Фильм демонстрируется в рамках программы «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино».
О программе
В период с 1960-х по 1980-е были созданы многие фильмы, навсегда изменившие мировой кинематограф. Серия показов приурочена к выставке немецкого художника Томаса Деманда «Зеркало без памяти», где представлены видеоработы одного из идеологов направления — режиссёра и писателя Александра Клуге, а также к выходу книги Клуге «Контейнер “Россия”», выпущенной издательской программой Музея.
В период с 1962-го — года подписания знаменитого Оберхаузенского манифеста — по 1980-е годы в ФРГ активно развивалось направление, навсегда изменившее мировой кинематограф. В панораме нового немецкого кино, собранной куратором кинопрограммы Garage Screen Евгением Гусятинским и приглашённым куратором Михаилом Захаровым, представлено шесть фильмов. Акцент был сделан на дебюты, при съёмке которых режиссёры, как правило, склонны к экспериментам и освоению новых форм. Таковы «Прощание с прошлым» Александра Клуге (1966), «Пляж под тротуаром» Хельмы Зандерс-Брамс (1975) и «Всесторонне ограниченная личность» Хельке Зандер (1978) — малобюджетные чёрно-белые ленты, использующие целый диапазон брехтианских средств — документальные фрагменты, закадровый комментарий и сардонический юмор, — чтобы поставить под вопрос правила киноязыка и социальной реальности, окружающей героев.
В каком-то смысле дебютами являются и «Время взросления» (1976) тайного классика нового немецкого кино Сохраба Шахид-Салесса — первый фильм, снятый им после переезда из Ирана, обусловленного конфликтом с властями, — и «Билет в один конец» (1979) королевы немецкого кэмпа Ульрике Оттингер — первая часть её буффонадной «берлинской» трилогии. Особым событием станет показ недавно отреставрированной версии трёхчасовой драмы «Палермо или Вольфсбург» (1980), за которую Вернер Шрётер получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. В этом фильме режиссёр отходит от барочного буйства своих навеянных оперой экспериментальных лент, снятых в 1970-х, в сторону более уравновешенного, социально ориентированного кинематографа.
При составлении программы было принято сознательное решение уйти от столпов нового немецкого кино — Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса и Вернера Херцога — в пользу малоизвестных имён. Рассмотренные не только по отдельности, но и в сопоставлении друг с другом, фильмы программы расцвечивают формальные и социальные вопросы, занимавшие режиссёров нового немецкого кино, и предоставляют иной взгляд — женский, квирный, иммигрантский — на эпоху после западногерманского экономического чуда.
Кинопоказы будут сопровождать комментарии критиков, которые прольют свет на неочевидные особенности нового немецкого кино как направления. Критик, историк кино Михаил Ратгауз прочитает вступительную лекцию перед фильмом Александра Клуге «Прощание с прошлым». Исследователь немецкого кино Петер Ремпель представит картину Ульрике Оттингер «Билет в один конец». После показа фильма Зандерс-Брамс пройдёт обсуждение женской телесной автономии с кинокритиком Анной Меликовой, а перед показом фильма Зандер приглашённые спикеры обсудят прекарный труд художниц. Завершением программы станет открытая запись подкаста о немецком кино «Покалигарим», в рамках которой ведущие поговорят о творчестве Александра Клуге.