«Царская невеста», созданная в 1898 году, в постановке Андрея Могучего – крутой поворот творческой мысли. Режиссура Могучего упразднила оперно-условно-театральное действие и детально, «крупным планом» разрабатывала правдоподобную душевную жизнь персонажей. В исторической костюмной хрестоматийной опере Могучий проявился как мастер психологического реализма. Он нашел для персонажей, переживания которых ведут действие сцену за сценой, естественные мизансцены, естественное поведение, и актёрам легко петь человеческие истории. Как в жизни. Как будто играется не либретто Тюменева и Мея, а драма Тургенева.
Музыка Римского-Корсакова интерпретирована как психологическая драма, звучащая в вокале и в оркестре, – темпово, ритмически, по характеру звучания инструментов, по богатству оттенков, по мягкости звука. Персонажи окружены инсталляциями художника Максима Исаева, заменяющими те компоненты оперы, которые правдивым образом передать невозможно, вот и сделаны они в немыслимом масштабе условными. Пусть лубок остается лубком. Авторы спектакля интерпретируют «Царскую невесту», конечно, не как житейскую историю, а как миф. Их миф – живой.
Награды и фестивали:
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа режиссера».