Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с кафедрой драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) представляет программу «тихих шедевров» немого кино 1910–1920-х годов.
В 1895 году на экране возникло запечатленное движение: изобретение братьев Люмьер позволило одному кадру смениться другим. Изображение на пленке перестало быть статичным слепком, а человек на экране начал жить. Появилось время, отличное от времени в театре или литературе, — зафиксированное фактически, а после проецируемое. Обращаясь к опыту кино первой четверти ХХ века, мы можем наблюдать становление знакомых приемов монтажа, освещения, кадрирования и даже использования цвета. В «немую» эпоху были заложены основные принципы работы с киноматериалом, которые сохраняются и сегодня.
Цикл «Тихие шедевры немого кино» предлагает ближе познакомиться с дозвуковым периодом в истории кино и обращается к ряду малоизвестных шедевров, находящихся в тени классических «хрестоматийных» фильмов. Ленты, снятые в разных жанрах — от исторической драмы до фантастики и триллера, не только знакомят с кинопроцессом 1910–1920-х, но и показывают многообразие художественных особенностей немого кино периода его расцвета.
24 апреля 19:00
Последний человек
1924
Режиссер — Фридрих Вильгельм Мурнау
Германия
1 час 28 минут
В центре сюжета — престарелый портье большого отеля. В его обязанности входит встречать клиентов, открывать им двери, относить и выгружать багаж. Большой, высокий и крепкий мужчина, он очень гордится своей должностью; красивая, тщательно вычищенная и выглаженная форма с блестящими пуговицами внушает его соседям почтение и уважение. Все меняется, когда из-за старости его переводят на другую должность, требующую меньше физического напряжения: теперь он будет подавать постояльцам полотенца в туалете отеля.
Леонард Мосли, британский кинокритик: «Мурнау совершил революцию в киноязыке. Камера здесь не просто фиксирует происходящее — она становится активным участником действия, выражая мысли и чувства героя. „Последний человек“ — это визуальная поэма, рассказанная с помощью света, тени и движения».
Представит историк кино, искусствовед, заместитель главного хранителя РОСФОТО Василий Гусак.
29 апреля 19:00
Верное сердце
1923
Режиссер — Жан Эпштейн
Франция
1 час 27 минут
Фильм знакомит с творчеством одного из мастеров французского «киноимпрессионизма» Жана Эпштейна. Мари работает посудомойкой в харчевне. Она любит портового грузчика Жана, но по настоянию отчима должна выйти замуж за пьяницу Малыша Поля. Девушка жертвует своим чувством к любимому человеку. Идут годы. Мари стала матерью. Она часто испытывает нужду и голодает, у нее нет денег даже на лекарства для ребенка. Жан все еще любит Мари. Они изредка встречаются тайком от мужа. Соседка Мари, молоденькая хромая девушка, решает пожертвовать собой и убивает Малыша Поля.
Луи Деллюк, французский критик и режиссер: «В „Верном сердце“ Эпштейн находит истинную фотогению повседневности. Камера не просто фиксирует реальность, а преображает ее, наделяя незамысловатые сцены невероятной поэтической силой. Кружащаяся карусель становится метафорой хаотичного мира, а лица героев — зеркалом их страданий».
Представит кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Светлана Семенчук.
6 мая 19:00
Терье Виген
1917
Режиссер — Виктор Шёстрём
Швеция
1 час 5 минут
Фильм одного из создателей шведского кино Виктора Шёстрема основан на одноименной эпической поэме Генрика Ибсена. Он повествует о драматической истории моряка Терье Вигена, который во время войны с Наполеоном гребет на лодке из Норвегии в Данию, чтобы привезти ячмень для своей голодающей семьи.
Андре Базен, французский критик и теоретик кино: «В „Терье Вигене“ Шёстрём достигает поразительного реализма, позволяя зрителю почувствовать себя очевидцем происходящего. Камера не вмешивается, она просто наблюдает за событиями, которые разворачиваются естественно, как в жизни. Это кинематограф прозрачности, дающий возможность увидеть правду».
Представит киновед, автор телеграм-канала «упал, очнулся — кино» Анастасия Меловская.
13 мая 19:00
Путешествие на Марс
1918
Режиссер — Хольгер-Мадсен
Дания
1 час 37 минут
Группа исследователей с Земли отправляется на космическом корабле на Марс, где, к большому удивлению, обнаруживает мирную вегетарианскую и пацифистскую цивилизацию.
Зигфрид Кракауэр, немецкий социолог и теоретик кино: «„Путешествие на Марс“ („Небесный корабль“) — это не просто развлекательная фантазия, это отражение тревог и надежд эпохи. Мечта о полете в космос, о встрече с иными цивилизациями — это попытка уйти от ужасов войны, обрести новый смысл жизни в бескрайних просторах Вселенной».
Представит киновед, автор телеграм-канала «упал, очнулся — кино» Анастасия Меловская.
20 мая 19:00
Сатанинская рапсодия
1917
Режиссер — Нино Оксилья
Италия
55 минут
Стареющая итальянская аристократка хочет вернуть молодость, ради чего заключает договор с дьяволом. Графиня станет молодой, но при условии отказа от любви. Однако это, кажется, не имеет значения: женщина снова молода и красива. За ней ухаживают два брата — Тристано и Серджио. Графиня готовится выйти замуж, но дьявол стремится не допустить безнаказанного нарушения условий договора.
Риччото Канудо, итальянский теоретик кино и писатель: «В „Сатанинской рапсодии“ Оксилия демонстрирует стремление к созданию тотального произведения искусства. Он использует все возможности кинематографа: музыку, декорации, игру света и тени — для того, чтобы изобрести мир, в котором красота и зло переплетаются самым причудливым образом. Это шаг к новому, более высокому пониманию кино».
Представит киновед Полина Хломова.
27 мая 19:00
Коттедж в Дартмуре
1929
Режиссер — Энтони Эсквит
Великобритания, Швеция
1 час 28 минут
Пример мастерского использования приемов триллера в немом кино. Бежавшему преступнику Джои удается проникнуть в дом бывшей возлюбленной Салли с целью убить ее и ее мужа, за покушение на которого Джои и был осужден.
Элиа Казан, американский режиссер и критик: «„Коттедж в Дартмуре“ Эсквита — это не просто триллер, это исследование человеческой одержимости. Он позволяет камере наблюдать за героями, предоставляя возможность зрителю самому делать выводы. Именно в этой одержимости кроется сила фильма».
Представит киновед, режиссер, доцент кафедры драматургии и киноведения, доцент кафедры режиссуры игрового кино СПбГИКиТ Олег Ковалов.
3 июня 19:00
Два-Бульди-два
1929
Режиссер — Нина Агаджанова-Шутко, Лев Кулешов
СССР
1 час 5 минут
В небольшом городе, где готовятся к выступлению цирковые артисты, происходит противостояние большевиков и белогвардейцев. Большевики призывают население к обороне. Сын старого клоуна, Бульди-младший, руководит формированием дружины из артистов цирка. В результате упорных боев белым удается захватить город. Бульди- младшего арестовывают. Старый клоун, как и прежде, выходит на арену один. Внезапно во время его выступления в цирк вбегает Бульди-младший, преследуемый солдатами. Ловкость и сила циркового артиста помогают ему обмануть своих преследователей и скрыться в окне купола цирка. Бульди-старший восторженно аплодирует сыну.
Евгений Громов, киновед, биограф Льва Кулешова: «Кинонатурщики „могут идти с циркачами рука об руку, как добрые товарищи, помогая друг другу в преодолении препятствий, стоящих на общем пути достижения высочайшей техники и физического усовершенствования личности“.
На съемках „Два-Бульди-два“ Кулешов получил возможность на деле осуществить связь между экранным и цирковым искусством, что доставило ему немало радости. Он близко знакомится с цирковыми артистами, особенно со знаменитым тогда наездником Вильямом Труцци и его семьей. Они выступили в его фильме. Цирковые эпизоды сняты виртуозно, ярко».
Представит кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Светлана Семенчук.