Санкт-Петербург
420
Фильм-спектакль

Хованщина

  • Производство: Постановка Национального театра Мюнхена
  • Продолжительность: 174 мин.
  • Год: 2009
  • 18+
Подробное описание

Музыка и либретто Модеста Мусоргского
Версия Дмитрия Шостаковича с финалом Игоря Стравинского
«Хованщина»
Опера в пяти актах

Одним из величайших талантов Модеста Мусоргского (1839-1881) было умение трансформировать слова, психологические состояния и даже психологические перемены в музыку. Несмотря на то, что он не закончил оперу «Хованщина», театральность музыкального текста так и просилась на сцену. Первый вариант финальной оперы и её орекстровки сделал современник Мусоргского – Римский-Корсаков, однако более стройную, мощную, яркую оркестровую обработку сделал Дмитрий Шостакович в 1960-е годы – именно её сегодня предпочитают в опере, именно эту версию выбрал Кент Нагано для постановки в Мюнхене.

Сюжет оперы – мрачная панорама безжалостных игр, интриг и кровопролитий в России конца 17 века. Нацию раздирает внутренняя междоусобица, различные группировки борются за власть при дворе: последователи князя Ивана Хованского, начальника стрельцов, и люди князя Голицына, верного царю. Добавьте сюда влияние различных религиозных групп, и действие удивительным образом приблизится к современной ситуации, которая происходит во многих странах мира. Дмитрий Черняков, один из новых персонажей современного русского театра, своими разобранными декорациями и историческими костюмами создает мост между прошлым и политическим настоящим. По словам Чернякова, исторический пессимизм оперы «узаконен российской историей и жизнью. Ничего, в основном, не изменилось».

Кент Нагано мастерски справляется с вызовом, брошенным ему материалом, очень тонко создавая динамику и мягко работая с накалом музыки. Дорис Зоффель в образе Марфы, возлюбленной сына Хованского Андрея, раскрывает невероятно богатую палитру звучания, от пафоса нижнего диапазона до смягченного высокого дисканта, что «дает соблазн говорить о русском меццо» (Элеонор Бюнинг F.A.Z.) . Анатолий Кочерга играет религиозного лидера Досифея с жаром и бахвальством, Клаус Флориан Фогт блистает в роли героического Андрея, Джон Дашак технически безупречный Голицын, а бас-баритон Паата Бурчуладзе играет харизматичного, мощного Ивана Хованского. Финальный хор, который не был написан Мусоргским, исполняется в версии, написанной Игорем Стравинским – третьим великим русским композитором, который решил сделать «Хованщину» захватывающей сценической работой всех времен.