Тольятти
242
Мультфильм

Привет из Кисловодска. Ретроспектива Дмитрия Геллера

  • Производство: Россия, Китай
  • Продолжительность: 1ч 18 мин.
  • 18+
Подробное описание

Ретроспектива Дмитрия Геллера (Россия)

Дмитрий Геллер — звезда нашего среднего поколения анимационной режиссуры, ни на кого не похожий художник мощной и плодовитой екатеринбургской школы и один из самых загадочных российских режиссёров.

Геллер окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве в безнадёжном 1997 году, но полноценно дебютировал только в 2000-м поэтическим фильмом «Привет из Кисловодска» — воспоминанием о краткой отпускной любви, полном печали и несбывшихся надежд. Фильм этот немедленно стал фаворитом главного российского анимационного фестиваля, который тогда проходил в Тарусе, получил на нём гран-при, потом взял гран-при «Крока», приз за лучший дебют в Анси и гору других российских и международных призов. Необычным было и то, что Дмитрий с самого начала работал не с традиционными для российской анимации «ручными» техниками, а с компьютерными технологиями, которым двадцать лет назад в российском авторском кино мало доверяли, считая, что душа и искусство есть только в «аналоговых» фильмах. И тем не менее, фильмы Геллера сразу приняли, чем подтвердили, что анимационная техника — это только инструмент в руках художника. Фильмы Дмитрия, в которых всегда было много загадок, секретов, недоговорённостей и некоторый «сновидческий» флёр, при этом всегда были киноманскими и вместе с тем картинами художника, всё время адресующегося к изобразительному искусству. Об этом сразу говорили и «Маленькая ночная симфония», где появлялся фантастический народец, напоминающий персонажей Шемякина, и фильм о фантазиях детства «Признание в любви», посвящённый Бунюэлю. В некоторых картинах причудливый мир помогал создавать соавтор сценария (дважды — известный драматург Олег Богаев, дважды — брат режиссёра Владимир Геллер) и всегда художником-постановщиком фильмов была замечательная художница и жена режиссёра Анна Карпова.

Всего однажды Дмитрий попытался сделать фильм для детей в непривычной для себя технике — это был «Воробей, который умел держать слово», снятый для студии «Пчела» с использованием кукол. Но и детский сценарий Розы Хуснутдиновой с музыкой Сергея Прокофьева превратился в полный тревожного напряжения, почти триллер о воробье, готовом всю ночь просидеть на ветке, чтобы вернуть солнце.

Во второй половине 2000-х годов Дмитрия Геллера пригласили преподавать в один из университетов Китая. Результатом его курса стал снятый совместно со студентами фильм по традиционной сказке «Я видел, как мыши кота хоронили», снова из детского сюжета ставший печальной притчей о том, что страдает всегда невинный. Китайские сюжеты и изобразительные мотивы с этих пор стали важными для Геллера: фильм «Маленький пруд у подножья великой стены» был посвящён памяти репрессированного художника и режиссёра-аниматора Тэ Вэя. Туманный сюжет о несбывшейся любви «Рыбы, пловцы, корабли» (он был снят в паре с болгарским режиссёром Андреем Кулевым и в сотрудничестве с китайскими аниматорами), хоть и навеян стихами Элюара, но рассказывает китайскую историю об актрисе театра теней в дешёвой забегаловке и ловце жемчуга. Разрабатывая новые темы, Геллер не бросает их. От «Маленького пруда…» продолжается мотив насилия, репрессивной власти (он возникнет в новом, ещё не вышедшем фильме «Хозяйка медной горы»), «Рыбы, пловцы, корабли» начнут эротическую линию. «Мужчина встречает женщину» — история, полная бешеной страсти, в которой есть и отсылки к экспрессионизму, и к классическому кино, и в то же время к кабацкой тоске Аркадия Северного, — ведёт линию трагически обречённой и кровавой любви.