Раннехристианское искусство Сирии
В мире всего несколько стран, имеющих столь богатое культурное прошлое, и Сирия в их числе. Великие цивилизации древности, античность, византийский и исламский периоды оставили видимый след на сирийской земле, став неотъемлемой частью ее идентичности. Рожденное на Ближнем Востоке христианское искусство, продолжило торжественное шествие по миру, однако сейчас редко кто вспоминает о его истоках.
Этот фильм призван напомнить о богатой архитектурной традиции сирийских христиан, показать памятники, которые, возможно, уже стерты с лица земли. Ливанский профессор, специалист по христианскому искусству Востока, автор вышедшей в 2022 году монографии «Раннехристианское искусства Сирии и Ливана» Нада Хелу рассказывает о становлении христианской живописной традиции, приводя в пример росписи из Дура-Европос, а также архитектурной традиции, прослеживающейся в ансамблях Калат-Симан и Каср-ибн-Вардан. Неотъемлемой частью сирийской культуры являются напольные мозаики; их иконография и стиль подробно освещены.
Фильм завершается демонстрацией средневековой церкви Мар Шарбель в Мааде (Ливан), построенной на месте византийской церкви. Мозаичные полы дошли до наших дней и демонстрируются в нартексе. В храме также сохранилось несколько фрагментов фресок XIII века.
Продолжительность: 35 мин.
Автор — Екатерина Багинская (искусствовед, куратор культурно-просветительных программ Российского культурного центра в Дамаске)
Оператор-монтажер — Нур Биттар
Приглашенный эксперт — Нада Хелу (историк искусства, профессор Ливанского университета).
Неизведанная Сирии. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши
Монастырь Мар Муса аль-Хабаши — настоящая средневековая жемчужина, затерянная высоко в горах. Датой основания монастыря считается VI век, но то, что мы видим сейчас относится к более позднему периоду. В XII веке монастырь перестроили и покрыли росписями. От первого слоя до нас дошли незначительные разрозненные фрагменты и некоторые сцены. Повторно храм расписали уже через несколько десятилетий в ином стиле и гораздо более расширенной цветовой гамме. Последний, третий, живописный слой появился в начале XIII столетия и именно он наиболее полно представляет сирийское средневековое искусство. Его отличительной чертой является фронтальное изображение фигур, занимающих всю поверхность, подчеркнутая линеарность и сильная стилизация, а также насыщенная палитра. Наиболее выразителен ряд святителей с Богоматерью по центру в апсиде и сцена Страшного суда на западной стене центрального нефа. В росписи храмов Востока непременно присутствуют изображения святых всадников. Монастырь Мар Муса аль-Хабаши не исключение: три пары святых скачут по направлению к апсиде. Любопытно наличие у них штандартов с крестами — элемент, заимствованный у крестоносцев, при этом храм никогда им не принадлежал.
Три живописных слоя позволяют судить о развитии местной школы, а наличие огромного количества надписей с именами мастеров и точными датировками помогают атрибутировать и другие фрески Леванта. Провинциальность росписей храма не умаляет их достоинств. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши занимают важное место не только в живописи региона, но и византийском искусстве в целом, существенно его обогащая.
Продолжительность: 30 мин.
Автор — Екатерина Багинская (искусствовед, куратор культурно-просветительных программ Российского культурного центра в Дамаске)
Оператор-монтажер — Мохаммад Акил
Приглашенный спикер — Отец Джихад Юсеф (настоятель монастыря Мар Муса аль-Хабаши).