Москва
54
Драма

Райские яблочки

  • Режиссер: Георгий Щукин
  • В ролях: Вячеслав Шалевич, Борис Тенин, Лидия Сухаревская, Галина Пирназарова, Юрий Чулюкин, Леонид Сатановский, Александр Бачуркин, Наталья Воробьёва, Юрий Волынцев, Александр Галевский, Зиновий Гердт, Рита Гладунко, Ээве Киви, Виктор Махмутов, Валерий Носик, Мар
  • Производство: СССР
  • Продолжительность: 1ч 17 мин.
  • 12+
Подробное описание

Специальный показ в программе «Метаморфозы».

Политический памфлет на основе рассказов финского писателя Мартти Ларни о встрече попавших на Землю из рая философа Сократа и простого солдата, погибшего на войне.

Не только Христу может быть даровано воскрешение, ведь у Бога иногда тоже проявляется чувство юмора. Устав смотреть на омрачающие идиллию рая кислые лица философа Сократа и погибшего на полях Второй мировой солдата Виттори, Предержитель отправляет их развеяться в современный (по состоянию на начало 1970-х) мир. Царящим в нём нравам и порядкам Сократ и солдат удивятся так, что переосмыслят не только своё место в раю, но и саму сущность человеческого бытия.

Удивительный образец советского сюрреализма в кино, «Райские яблочки» — редкий для отечественного кинематографа случай — начинают с того, что предъявляют зрителю развёрнутую картину жизни после смерти. Дальше — больше: фильм Георгия Щукина полнится образами, магия которых надолго пережила идею памфлета на капиталистический мир. И если комические из них — вроде знакомства классика античной философии с феноменами сигарет и телевидения — вызывают сатирический эффект, то явление покойному военному вечного огня уже создаёт мощную, парадоксальную в своей странности экзистенциальную драму.

О программе «Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино»

Полвека кинематографа, полные перемен — и фильмов о переменах, в новой кураторской кинопрограмме «ГЭС-2».

История человечества — это история увлечения потенциалом трансформаций, как персональных, так и культурных или общественных. Сложные времена как будто способствуют тому, что на первый план выходят обещания метаморфоз и вовсе магических или фантастических. Одержимость ими нередко приводит мир к переменам уже подлинным, преобразующим саму ткань человеческой жизни.

Но в чём природа этих изменений и насколько они сущностны? Начиная с Гераклита и Сократа философы столетиями спорили о самой их возможности и характере их влияния на реальность. В некотором роде кульминацией этих изысканий стала философия процесса, которую вывел Альфред Уайтхед: он считал, что только в своей изменчивости повседневная жизнь проявляет себя по-настоящему и во всей полноте.

Кинематограф, в самой основе которого лежат движение образов (не зря в английском он называется motion pictures) и работа с категориями времени и пространства, вполне можно считать самым наглядным воплощением философии процесса. Недаром тот же Уайтхед полагал творческую изобретательность наивысшим выражением стремления реальности к постоянному потоку перемен. Более того, сама природа кино предполагает развитие — не только истории или формальной структуры фильма, но и опыта, переживаемого зрителем во время просмотра. Фильм способен изменить свою аудиторию, преобразовать её душевное состояние, обострить чувственное восприятие мира — и для всего этому ему не требуется менять объективную, предметную реальность.

Нет ничего удивительного в том, что кино с его множеством приёмов и трюков и возможностью на время опровергать незыблемые принципы устройства вселенной за сто с лишним лет своей истории не раз и не два обращалось к теме, энергии и механике перемен. В программу «Метаморфозы» вошли восемь фильмов, по-разному осмысляющих возможность настоящих изменений — и нередко доводящих их до предела, расширяя тем самым наши представления как о реальности, так и о самом кинематографе.

Так, Ингмар Бергман, расписываясь в иллюзионистской природе режиссуры в «Лице», наглядно даёт понять, что даже шарлатанские метаморфозы способны привести к мощному персональному откровению. Своеобразной рифмой-антитезой ему может служить «Лицо медузы» аргентинки Мелисы Либенталь, которая спустя 70 лет после шведского классика готовит своей героине превращение шокирующе реальное, вписанное в повседневность — и поэтому способное задать этой повседневности самые неожиданные вопросы.

Энергия изменений нередко движет и жанровым кино. Растерянные женщины из гонконгской классики «Героическое трио» преображаются в супергероинь, меняющих время и пространство, а режиссёр Лоу Е прикрывает мощное протестное высказывание механикой романтической драмы и криминального триллера, не брезгующих сверхъестественными материями.

Пожалуй, самый сильный протест, который кино (и культура в целом) может выразить, — это протест против смерти. И вот фантастическое воскрешение превращает «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер из неореалистического слепка ушедшей жизни в полноценную притчу о природе бытия. Глаубер Роша в своём «Возрасте Земли» идёт ещё дальше и организует сразу четыре Вторых пришествия для того, чтобы попытаться указать современности на возможность подлинно целительных перемен.

Современность не очень прислушалась к бразильскому визионеру от кино (в отличие от Микеланджело Антониони, провозгласившего «Возраст Земли» учебником модернистского мышления). Но послание Роши, призывавшего к преобразованиям личным и глобальным, продолжает оставаться актуальным. В конце концов, образы и видения метаморфоз, опережающие своё время, если и не воплощаются в реальность, то гарантированно меняют всех, кто с ними соприкасается.