15 марта 2015 года
С Лондоном все понятно. В Лондон хочется всегда. А что делать в других городах Соединенного Королевства? Наши главные впечатления укладываются в пять слов: камень, чугун, винил, рыба и радуга.
В центре двухэтажного, слишком тихого, слишком правильного города — циклопически огромный, бурый, покрытый черным налетом, словно обожженный, собор Пресвятой Девы Марии и Святого Чеда, 1320 года постройки. Слишком большой для Личфилда, вонзающийся в серое небо тремя черными шпилями. Чем благообразные пенсионеры из Личфилда заслужили ежедневно видеть такую красоту и мощь? Неясно.
В Манчестере уныло. В Манчестере тоска. В Манчестере однажды умер Иэн Кёртис. Но есть два места силы — гей-квартал Гей-вилладж и легендарный секонд-хэнд виниловых пластинок Kingbee Records. Квартал с десятком баров, украшенных радужными флагами, крайне рекомендуется гомофобам: зайдите (пять минут от вокзала) в любое заведение и посмотрите на здоровенных 50-летних угрюмых мужиков, пьющих пиво.
Kingbee Records — лучший магазин подержанных пластинок в городе. Маленький, находящийся в захудалом квартале, но, во-первых, редких и нередких изданий здесь тысячи, а во-вторых, вот бутлег Боуи 1980 года за 4 фунта. Вот пахнущий гаражом запиленный двойник Black Sabbath за 5 фунтов и оригинальный London Calling за 8. Вот здоровенные стопки Заппы, Фриппа и Iron Maiden с Emperor, вот тонны фанка и соула. Приходит старичок в пальто сдавать сокровища — что там у него, шотландские плясовые? Нет, первопрессы Public Enemy.
Ветреная, настолько ветреная, что чайки виснут в воздухе, океанская набережная. Здесь странные, в виде длинненьких палочек, раковины моллюсков и сто чугунных скульптур, установленных в зоне прилива. Их создал художник Гормли, они вроде как являются точной копией его тела и все смотрят в сторону океана. Когда бывает прилив, их медленно затапливает, одну за другой. Сердце щемит.
Красные кирпичные доки Манчестера — это музей The Beatles, Tate Modern, желтый Ламбанана и все остальное. Изучать местность можно неделю или даже месяц, но лучше дольше. Здесь мы съели лучший в мире фиш-энд-чипс: коробка примерно с обувную, полная картошки фри, поверх которой лежит половина тушки трески в кляре и половник горохового пюре. Поверьте, мы ели здесь немало фиш-энд-чипс, но настолько свежую рыбу нам не готовили нигде. Говорят, выловили час назад.
P.S. Тут про Ламбанану не уместилось — гляньте в Википедии, замечательная штука.