Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала — Выбирай.ру
16+
Найти
Например, Underground Sport
Выбирай узнал, что…
Все новости




 

Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала

4 июля 2019 года

Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала

Далеко от столиц, в одном из самых интересных городов страны — Екатеринбурге, живет Андрей. Ему 37 лет, он прекрасный муж и отец. В свободное время путешествует, ходит на концерты инди-музыки, слушает винил и занимается спортом. А в основное время он работает над хоррор-альманахом — журналом, о котором вы вряд ли когда-то узнаете, если зайдете в ближайшую «Роспечать». Что это за издание и как оно выживает?

Андрей Ибраев на презентации в «Ельцин Центр»
Андрей Ибраев на презентации в «Ельцин Центр»

— Когда родилась идея заняться своим издательством рассказов ужасов, сколько прошло времени с момента первоначальной идеи и до выпуска первого номера?

— Идея родилась сравнительно недавно и совершенно спонтанно. В середине октября 2015 года я предложил моему хорошему другу Стасу Савинову поучаствовать в некоем проекте, пока без названия, где он смог бы реализовать себя как художник-оформитель и, ко всему прочему, как дизайнер. Поскольку на тот момент у него был накоплен неплохой багаж крутых криповых картинок, других претендентов на роль соавтора будущего альманаха я просто не видел.

Я в двух словах описал концепт: уникальный журнал с короткими рассказами в жанре ужасов, с переводами на английский язык, напечатанный в типографии в черно-белом цвете, с большим плакатом внутри каждого номера. Стас заинтересовался и в итоге придумал название, нарисовал логотип и выполнил все иллюстрации к пилотному номеру журнала. Если вы заметили, то все названия рассказов в нашем журнале написаны от руки, это тоже работа Стаса — решили соригинальничать. Также по установившейся традиции Стас рисует обложки ко всем номерам журнала.

— Тебя можно считать полноправным и единственным создателем журнала?

Вообще, нельзя сказать, что «Фантомас» — это детище Андрея Ибраева, скорее, это продукт группы людей, которые так или иначе внесли в создание журнала свою небольшую лепту. Дело обстояло так: мы встречались с друзьями где-нибудь в баре и накидывали идеи, иногда совершенно безумные. Например, кто-то придумал добавить авторские наклейки, лимит — 200 копий. Женя Каргаполова предложила свои услуги переводчика. Мы даже первых авторов нашли через друзей, потому что еще не знали, где и как их искать.

Поиск писателей — это вообще отдельная тема для разговора. Вову Пономарёва мы заняли версткой. Раньше Вова никогда этим не занимался, а сейчас он настолько поднаторел на этой ниве, что может легко верстать гламурный глянец или TIME (шутка). А еще он наш штатный фотограф. Вот так потихоньку «Фантомас» обрастал «мясом», и никто и представить себе не мог, что этот проект доживет до четвертого номера, а уже на подходе пятый и практически собран материал для шестого.

— Страшно было отправлять на печать первый номер, не ожидая выхлопа?

Поскольку никакого опыта в издательском деле у команды не было и в помине, первый номер хоррор-альманаха «Фантомас» мы напечатали лишь в 2017 году. Только тогда мы поняли, что он вышел за рамки просто «журнала ужасов», что «Фантомас» — это инди-издательство, и у нас есть определенные амбиции, силы, знания и стремления, которые позволят нам развиваться и вырасти в нечто большее, чем альманах ужасов с иллюстрациями. Например, в 2018 году у нас был первый опыт печати календарей на тему славянской мифологии и сказок, а в 2019 году мы сделали сразу два полноценных календаря на тему культовых фильмов ужасов, в которых приняли участие масса талантливых художников со всей страны.

Забавно, что когда мы напечатали первый номер «Фантомаса», даже не знали, что в стране есть люди, кто занимается чем-то подобным. Например, журнал Redrum давно размещал на своих страницах качественный русский хоррор, что делает и по сей день, причем довольно-таки успешно. Вообще, нам нравится печатная продукция, запах бумаги, шелест страниц и всё такое. Само собой, мы стараемся всеми силами поддерживать тех ребят и девчат, кто печатает хоррор классическим способом — в типографии на бумаге. Таких единицы и, как правило, нас связывают теплые дружеские отношения. В Питере, например, Серафима Окунева издает замечательный журнал INDUSTRIA.

— Каким образом сформировалась повестка о том, что именно ужасы станут центральной темой вашего журнала?

Изначально мы не хотели запирать себя в рамки ужасов. Так получилось, что в 2015 году я купил книги Г.Ф.Лавкрафта в неплохом издании: до этого подались совсем «колхозного типа» и меня капитально торкнуло! Как раз приболел, прочитал его залпом и понял, что должен быть как-то причастен к ужасам. В то же время узнал о существовании палп-издания Weird Tales, в котором печатался Лавкрафт.

Параллельно с хоррор-альманахом «Фантомас» мы всерьез подумывали печатать журнал на тему научной фантастики, только выпускать его в цвете и под другим названием. Мы даже некий концепт успели продумать, хотели сделать его похожим на советские журналы типа «Техника молодежи» или «Моделист-конструктор». Но на тот момент возникла большая проблема найти хороших авторов, тех, кто классно пишет, и нужно было задействовать много ресурсов. Поэтому идею отложили на неопределенный срок. Тема с научной фантастикой нам очень нравится, и когда-нибудь мы к ней обязательно вернемся.

— На данный момент выходит уже четвертый выпуск журнала. Сколько авторов и художников по количеству вы уже успели опубликовать?

Работы 14 авторов мы разместили в трех выпусках нашего журнала. Художников участвовало чуть меньше. Постоянно рисуют для «Фантомаса» Станислав Савинов, Антон Худяков (автор комикса «Рыбак и дракон»), Сергей Гарнец (проживает в Самаре), Андрей Ильиных (автор серии комиксов «Звездопад») и Даша Каневская (художница и тату-мастер).

Список писателей и художников постоянно растет. Нам крупно повезло, что на нас обратили внимание действительно талантливые авторы. Некоторые из них печатаются в крупных издательствах уровня АСТ и «Эксмо». Все художники, кто принимал участие в проектах мини-издательства — это наше сокровище, за счёт их таланта «Фантомас» развивается и становится лучше с каждым новым номером.

— Хоррор переживает эпоху Ренессанса? Многие говорят, что сейчас у ужастиков в кино открылось второе дыхание, ты согласен с этим?

— Да я бы не сказал. Вернее, я ничего такого не заметил. Наоборот, я считаю, что в плане ужастиков индустрия в полном застое. В кинотеатрах показывают в основном хлам, на мой скромный взгляд. Хожу в основном на артхаусное кино.

Я лучше старое кино пересмотрю в десятый раз. За последние годы могу выделить только десяток красивых картин, а так, по большей части, я наблюдаю неинтересное кино на больших экранах. Русский хоррор я смотрю преимущественно через обзоры Евгения Баженова.

— Расскажи немного о концепции вашего комикса. Как получилось, что сначала он был в журнале, а теперь будет существовать отдельно от него?

— Это был всего лишь вопрос времени, когда мы начнем печатать комиксы на тему ужасов под вывеской «Фантомас». Большинство художников, занятые в проекте, комиксисты. В какой-то момент комиксу стало тесно на страницах альманаха. Объем увеличился, как и время на его изготовление. Мы поняли, что можем спокойно издавать комиксы, не привязываясь к срокам релиза журнала.

Прямо сейчас художник Александр Зеленков готовит потрясающую комикс-адаптацию по рассказу «Окаянная Дженет» Р.Л. Стивенсона, которую мы планируем напечатать в ближайшее время. Это будет совершенно новый опыт для мини-издательства. Конечно же, мы сохраним мрачную стилистику «Фантомаса». Хотим напечатать хоррор-чтиво для взрослых с возрастным цензом «18+». Если всё получится так, как мы планируем, будем выпускать три-четыре комикса в год.

— Почему изначально журнал выходил на двух языках, а теперь от этого формата было решено отказаться?

— Да мы в общем-то и не отказывались. Нам очень нравится идея журнала-билингва, и мы старались удержать ее до последнего. У Жени Каргаполовой, нашего переводчика, сейчас полный завал на работе. Обычно она переводила рассказы в свободное время, теперь такого времени у нее нет, а нанимать другого переводчика мы пока не можем себе позволить.

На этапе создания журнала мы лелеяли мечту размещать рассказы иностранных авторов с последующим переводом их работ на русский язык. Была неплохая идея продавать журнал за границей. Я успел связаться с тремя книжными магазинами в Праге. Там ребятам очень понравилась идея нашего альманаха ужасов и они с радостью согласились помочь привлечь внимание чешских любителей хоррора. Но что-то пошло не так, и пока мы не смогли договориться с чехами. У них там непростые отношения с налоговыми органами — оказалось сложно провести наш журнал официально через кассу, а по-другому они не работают принципиально.

— Есть ли амбиции переезжать в столицу, чтобы как-то повысить уровень, или в Екатеринбурге хватает ресурсов для успешного развития?

— Пока даже не задумывался об этом. Всё-таки «Фантомас» — это проект «ламповый» и немного провинциальный. Мы не профессионалы издательского дела, а большие любители хоррора. Для нас «Фантомас» больше хобби и творческая отдушина, позволяющая реализовать скромные «хотелки». «Фантомас» печатается на личные средства, и продажа любого фантомасовского стаффа автоматически откладывается на печать следующего номера и другие проекты мини-издательства. Опять же, смотря как относится к развитию и сопутствующему успеху.

Для нас достижение, что за год мы смогли продать 200 экземпляров пилотного номера, то есть первый «Фантомас» — sold out! И это при «конском» ценнике в 450 рублей. Где-то 15 номерных экземпляров осталось у второго номера, 60 штук — у третьего. Нас уже много раз просили допечатать первый номер, но пока не хотим этого делать. Если даже мы его напечатаем когда-нибудь снова, то постараемся изменить до неузнаваемости: контент оставить, а оформление поменять кардинально. Надо быть реалистом и признавать, что для качественно нового уровня нужен совершенно другой бюджет и другие финансовые возможности. Сейчас мы выжали максимум из того, что было.

— Расскажи свою самую любимую историю, которую ты опубликовал в альманахе!
И если разрешишь, то мы можем её напечатать:)

О, у меня есть сразу несколько таких историй! Но прямо сейчас самая любимая это та, которую мы планируем напечатать в следующем по счету номере «Фантомаса»: «На гвоздях» талантливого писателя Дмитрия Тихонова. Со мной часто так бывает: я начинаю читать присланный автором рассказ и уже где-нибудь на четверти прочитанного совершенно ясно понимаю, что мы 100% будем его печатать его на страницах издания.

«На гвоздях» — сумасшедшей красоты история ужасов, невероятная атмосфера, а какие там герои, какая шикарная концовка! В общем, обязательно к прочтению всем неравнодушным к жанру ужасов. Сейчас Тихонов входит в мой личный «топ-5 лучших хоррор-авторов в России». В этом топе Виктор Глебов, Мария Гинзбург, Николай Романов и Владимир Астафьев. Я уже где-то писал, что рассказы Дмитрия Тихонова — идеальный материал для сценаристов и режиссеров. Как только на него обратят внимание наши киноделы, я начну ходить в кинотеатры на российские хоррор-муви.

Прочитать рассказ можно в нашей группе «ВКонтакте».

Больше интересного — на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

Где провести Новогоднюю ночь 2021

Проводить 2020 год необходимо по-особенному. Ведь мы так давно ждём, когда он уже закончится! Поэтому прощаться с ним нужно под фанфары и с ощущением полной свободы, которую мы так ждем. Предлагаем вам места и события, где вы запомните новогоднюю ночь на целый год вперед.

4 ноября
Что подарить: классные новогодние подарки

Кто уже выбирает подарки к новому году - тот поступает мудро. Тем более, когда ситуация вокруг становится все менее предсказуемой, лучше подарками запастись заранее. Мы предлагаем интересные варианты для тех, кто хочет создать близкому человеку ощущение настоящей сказки!

4 ноября
Где провести каникулы, куда пойти с ребёнком

Каникулы - не повод сидеть дома! Ведь уже все насиделись вдоволь. Открывайте всей семьей настоящие новогодние подарки, участвуйте в интересных приключениях и доставьте удовольствие детям в эти чудесные и яркие праздничные дни. А мы подскажем, где и как это лучше сделать.

4 ноября
Пять челябинских видеоблогеров, которых стоит посмотреть на карантине

Карантин - время, когда видеоконтент становится популярнее в несколько раз, потому что дома очень важно продуктивно себя занять. Но вместе с ростом онлайн-курсов и обычные блоги набирают обороты. Какие же представители Челябинска заслуживают того, чтобы быть увидены вами? Подготовили вам список из пяти видеоблогеров, за которыми интересно следить.

25 октября
Пять способов восстановления после коронавируса

Реабилитация после коронавируса - до сих пор не до конца изученное явление, поскольку ученые так и не поняли, что происходит с теми, кто переболел. У каждого свой сценарий, не всем удается легко перенести вирус, а что делать дальше? Готовы дать вам пять универсальных советов.

8 ноября
Где провести корпоратив на Новый 2021 год

Корпоратив в конце 2020 года - не только повод отметить приближение Нового года, но и шанс долгожданной встречи с любимыми коллегами, которых вы, возможно и не видел в последние полгода. Сейчас как никогда важно сплотиться и вспомнить, что вы большой и дружный коллектив, которому не страшны никакие препятствия! Предлагаем месте, где вы ощутите настоящее единение и приближение Нового года.

4 ноября