Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала — Выбирай.ру
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости




 

Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала

4 июля 2019 года

Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала

Далеко от столиц, в одном из самых интересных городов страны — Екатеринбурге, живет Андрей. Ему 37 лет, он прекрасный муж и отец. В свободное время путешествует, ходит на концерты инди-музыки, слушает винил и занимается спортом. А в основное время он работает над хоррор-альманахом — журналом, о котором вы вряд ли когда-то узнаете, если зайдете в ближайшую «Роспечать». Что это за издание и как оно выживает?

Андрей Ибраев на презентации в «Ельцин Центр»
Андрей Ибраев на презентации в «Ельцин Центр»

— Когда родилась идея заняться своим издательством рассказов ужасов, сколько прошло времени с момента первоначальной идеи и до выпуска первого номера?

— Идея родилась сравнительно недавно и совершенно спонтанно. В середине октября 2015 года я предложил моему хорошему другу Стасу Савинову поучаствовать в некоем проекте, пока без названия, где он смог бы реализовать себя как художник-оформитель и, ко всему прочему, как дизайнер. Поскольку на тот момент у него был накоплен неплохой багаж крутых криповых картинок, других претендентов на роль соавтора будущего альманаха я просто не видел.

Я в двух словах описал концепт: уникальный журнал с короткими рассказами в жанре ужасов, с переводами на английский язык, напечатанный в типографии в черно-белом цвете, с большим плакатом внутри каждого номера. Стас заинтересовался и в итоге придумал название, нарисовал логотип и выполнил все иллюстрации к пилотному номеру журнала. Если вы заметили, то все названия рассказов в нашем журнале написаны от руки, это тоже работа Стаса — решили соригинальничать. Также по установившейся традиции Стас рисует обложки ко всем номерам журнала.

— Тебя можно считать полноправным и единственным создателем журнала?

Вообще, нельзя сказать, что «Фантомас» — это детище Андрея Ибраева, скорее, это продукт группы людей, которые так или иначе внесли в создание журнала свою небольшую лепту. Дело обстояло так: мы встречались с друзьями где-нибудь в баре и накидывали идеи, иногда совершенно безумные. Например, кто-то придумал добавить авторские наклейки, лимит — 200 копий. Женя Каргаполова предложила свои услуги переводчика. Мы даже первых авторов нашли через друзей, потому что еще не знали, где и как их искать.

Поиск писателей — это вообще отдельная тема для разговора. Вову Пономарёва мы заняли версткой. Раньше Вова никогда этим не занимался, а сейчас он настолько поднаторел на этой ниве, что может легко верстать гламурный глянец или TIME (шутка). А еще он наш штатный фотограф. Вот так потихоньку «Фантомас» обрастал «мясом», и никто и представить себе не мог, что этот проект доживет до четвертого номера, а уже на подходе пятый и практически собран материал для шестого.

— Страшно было отправлять на печать первый номер, не ожидая выхлопа?

Поскольку никакого опыта в издательском деле у команды не было и в помине, первый номер хоррор-альманаха «Фантомас» мы напечатали лишь в 2017 году. Только тогда мы поняли, что он вышел за рамки просто «журнала ужасов», что «Фантомас» — это инди-издательство, и у нас есть определенные амбиции, силы, знания и стремления, которые позволят нам развиваться и вырасти в нечто большее, чем альманах ужасов с иллюстрациями. Например, в 2018 году у нас был первый опыт печати календарей на тему славянской мифологии и сказок, а в 2019 году мы сделали сразу два полноценных календаря на тему культовых фильмов ужасов, в которых приняли участие масса талантливых художников со всей страны.

Забавно, что когда мы напечатали первый номер «Фантомаса», даже не знали, что в стране есть люди, кто занимается чем-то подобным. Например, журнал Redrum давно размещал на своих страницах качественный русский хоррор, что делает и по сей день, причем довольно-таки успешно. Вообще, нам нравится печатная продукция, запах бумаги, шелест страниц и всё такое. Само собой, мы стараемся всеми силами поддерживать тех ребят и девчат, кто печатает хоррор классическим способом — в типографии на бумаге. Таких единицы и, как правило, нас связывают теплые дружеские отношения. В Питере, например, Серафима Окунева издает замечательный журнал INDUSTRIA.

— Каким образом сформировалась повестка о том, что именно ужасы станут центральной темой вашего журнала?

Изначально мы не хотели запирать себя в рамки ужасов. Так получилось, что в 2015 году я купил книги Г.Ф.Лавкрафта в неплохом издании: до этого подались совсем «колхозного типа» и меня капитально торкнуло! Как раз приболел, прочитал его залпом и понял, что должен быть как-то причастен к ужасам. В то же время узнал о существовании палп-издания Weird Tales, в котором печатался Лавкрафт.

Параллельно с хоррор-альманахом «Фантомас» мы всерьез подумывали печатать журнал на тему научной фантастики, только выпускать его в цвете и под другим названием. Мы даже некий концепт успели продумать, хотели сделать его похожим на советские журналы типа «Техника молодежи» или «Моделист-конструктор». Но на тот момент возникла большая проблема найти хороших авторов, тех, кто классно пишет, и нужно было задействовать много ресурсов. Поэтому идею отложили на неопределенный срок. Тема с научной фантастикой нам очень нравится, и когда-нибудь мы к ней обязательно вернемся.

— На данный момент выходит уже четвертый выпуск журнала. Сколько авторов и художников по количеству вы уже успели опубликовать?

Работы 14 авторов мы разместили в трех выпусках нашего журнала. Художников участвовало чуть меньше. Постоянно рисуют для «Фантомаса» Станислав Савинов, Антон Худяков (автор комикса «Рыбак и дракон»), Сергей Гарнец (проживает в Самаре), Андрей Ильиных (автор серии комиксов «Звездопад») и Даша Каневская (художница и тату-мастер).

Список писателей и художников постоянно растет. Нам крупно повезло, что на нас обратили внимание действительно талантливые авторы. Некоторые из них печатаются в крупных издательствах уровня АСТ и «Эксмо». Все художники, кто принимал участие в проектах мини-издательства — это наше сокровище, за счёт их таланта «Фантомас» развивается и становится лучше с каждым новым номером.

— Хоррор переживает эпоху Ренессанса? Многие говорят, что сейчас у ужастиков в кино открылось второе дыхание, ты согласен с этим?

— Да я бы не сказал. Вернее, я ничего такого не заметил. Наоборот, я считаю, что в плане ужастиков индустрия в полном застое. В кинотеатрах показывают в основном хлам, на мой скромный взгляд. Хожу в основном на артхаусное кино.

Я лучше старое кино пересмотрю в десятый раз. За последние годы могу выделить только десяток красивых картин, а так, по большей части, я наблюдаю неинтересное кино на больших экранах. Русский хоррор я смотрю преимущественно через обзоры Евгения Баженова.

— Расскажи немного о концепции вашего комикса. Как получилось, что сначала он был в журнале, а теперь будет существовать отдельно от него?

— Это был всего лишь вопрос времени, когда мы начнем печатать комиксы на тему ужасов под вывеской «Фантомас». Большинство художников, занятые в проекте, комиксисты. В какой-то момент комиксу стало тесно на страницах альманаха. Объем увеличился, как и время на его изготовление. Мы поняли, что можем спокойно издавать комиксы, не привязываясь к срокам релиза журнала.

Прямо сейчас художник Александр Зеленков готовит потрясающую комикс-адаптацию по рассказу «Окаянная Дженет» Р.Л. Стивенсона, которую мы планируем напечатать в ближайшее время. Это будет совершенно новый опыт для мини-издательства. Конечно же, мы сохраним мрачную стилистику «Фантомаса». Хотим напечатать хоррор-чтиво для взрослых с возрастным цензом «18+». Если всё получится так, как мы планируем, будем выпускать три-четыре комикса в год.

— Почему изначально журнал выходил на двух языках, а теперь от этого формата было решено отказаться?

— Да мы в общем-то и не отказывались. Нам очень нравится идея журнала-билингва, и мы старались удержать ее до последнего. У Жени Каргаполовой, нашего переводчика, сейчас полный завал на работе. Обычно она переводила рассказы в свободное время, теперь такого времени у нее нет, а нанимать другого переводчика мы пока не можем себе позволить.

На этапе создания журнала мы лелеяли мечту размещать рассказы иностранных авторов с последующим переводом их работ на русский язык. Была неплохая идея продавать журнал за границей. Я успел связаться с тремя книжными магазинами в Праге. Там ребятам очень понравилась идея нашего альманаха ужасов и они с радостью согласились помочь привлечь внимание чешских любителей хоррора. Но что-то пошло не так, и пока мы не смогли договориться с чехами. У них там непростые отношения с налоговыми органами — оказалось сложно провести наш журнал официально через кассу, а по-другому они не работают принципиально.

— Есть ли амбиции переезжать в столицу, чтобы как-то повысить уровень, или в Екатеринбурге хватает ресурсов для успешного развития?

— Пока даже не задумывался об этом. Всё-таки «Фантомас» — это проект «ламповый» и немного провинциальный. Мы не профессионалы издательского дела, а большие любители хоррора. Для нас «Фантомас» больше хобби и творческая отдушина, позволяющая реализовать скромные «хотелки». «Фантомас» печатается на личные средства, и продажа любого фантомасовского стаффа автоматически откладывается на печать следующего номера и другие проекты мини-издательства. Опять же, смотря как относится к развитию и сопутствующему успеху.

Для нас достижение, что за год мы смогли продать 200 экземпляров пилотного номера, то есть первый «Фантомас» — sold out! И это при «конском» ценнике в 450 рублей. Где-то 15 номерных экземпляров осталось у второго номера, 60 штук — у третьего. Нас уже много раз просили допечатать первый номер, но пока не хотим этого делать. Если даже мы его напечатаем когда-нибудь снова, то постараемся изменить до неузнаваемости: контент оставить, а оформление поменять кардинально. Надо быть реалистом и признавать, что для качественно нового уровня нужен совершенно другой бюджет и другие финансовые возможности. Сейчас мы выжали максимум из того, что было.

— Расскажи свою самую любимую историю, которую ты опубликовал в альманахе!
И если разрешишь, то мы можем её напечатать:)

О, у меня есть сразу несколько таких историй! Но прямо сейчас самая любимая это та, которую мы планируем напечатать в следующем по счету номере «Фантомаса»: «На гвоздях» талантливого писателя Дмитрия Тихонова. Со мной часто так бывает: я начинаю читать присланный автором рассказ и уже где-нибудь на четверти прочитанного совершенно ясно понимаю, что мы 100% будем его печатать его на страницах издания.

«На гвоздях» — сумасшедшей красоты история ужасов, невероятная атмосфера, а какие там герои, какая шикарная концовка! В общем, обязательно к прочтению всем неравнодушным к жанру ужасов. Сейчас Тихонов входит в мой личный «топ-5 лучших хоррор-авторов в России». В этом топе Виктор Глебов, Мария Гинзбург, Николай Романов и Владимир Астафьев. Я уже где-то писал, что рассказы Дмитрия Тихонова — идеальный материал для сценаристов и режиссеров. Как только на него обратят внимание наши киноделы, я начну ходить в кинотеатры на российские хоррор-муви.

Прочитать рассказ можно в нашей группе «ВКонтакте».

Больше интересного — на нашем канале в «Яндекс.Дзен».


↑ Сейчас
Fantomas разбушевался! Как в России выживает независимое издательство хоррор-журнала
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года

Витрина

Все товары