2 ноября 2013 года
Только здесь всю остальную географию называют «Материк». Трое из пятерых сахалинцев в детстве думали, что Москва — это фильм. Съездить на природу — не один из вариантов досуга, но единственный. Каждая пятая дама — на колесах, каждая вторая — рыбачит для себя и на продажу. У всех, кто здесь однажды случайно погостил, возникает сахалинозависимость.
Если повезет и случится шторм (а он непременно случится), выбирайтесь на заброшенные побережья Охотского моря и смело устремляйтесь к неприглядным кучам водорослей и угольного песка. За час-полтора исследований вам непременно удастся набрать десяток ярких упаковок от японской еды, пару-тройку стеклянных поплавков и с полстакана медовой янтарной крошки. Обычно по выходным американки ищут тут свой Real Big Amber.
Не обременяя карму, приобретайте дешевую лицензию на пяток «хвостов» и поезжайте с местными на рыбалку. Свежепойманная в путину горбуша — это не только непередаваемый вкус свежей рыбы, но и три-четыре ястыка Той Самой красной икры, которую вам тут же засолят «пятиминуткой», и засим последует немедленный гурманский оргазм. И это не говоря уж о крабах-креветках-корюшке и прочих осьминогах с голотуриями.
Местная достопримечательность близ Южно-Сахалинска — грязевой вулкан. Озеро серой кипящей глины: булькает потихонечку, маленькое и нестрашное. Кратеры тоже есть, но детских размеров. Как утверждают сейсмологи, раз в 20 лет как выпрыгнет, как выскочит горячее содержимое на 200 метров аж, и снова тишь да гладь. Добираться до чуда можно со станции «24 км», а лучше на велосипеде в компании знатока местности — дорога по сопкам и экстремальна, и зело красива.
Купаться здесь можно до глубокого октября, даже ноября. Поезжайте на море с ночевкой, с друзьями и палаточкой. Глубокой ночью идите в воду: от брожения по мелководью вода засияет голубым серебром. Нет, не взвесь драгметалла, но роение микроживности — планктона и друзей его — простейших по фамилии Динофлагелляты. Небрезгливым — смело нырять, прочим — смотреть и плакать от красоты неземной.
Эндемики — такие, в частности, растения, которые живут только тут и никуда отсюда не поедут. Углубляйтесь в сопки и леса. Но осторожно: фоткая тропические ирисы или золотой корень, можно влезть в заросли милой лианы сумаха ядовитого, ласково именуемого местными иприткой. Может пронести, а можно и круто обжечься, вплоть до летального исхода. Из прекрасного: обязательно попробуйте ягоду краснику, или, по-сахалински, клоповку. Вкус спесфисский.