15 января 2013 года
5 винтажных мест, которые надо посетить в Урбино.
Урбино — это вам не Жулебино. Потому что, во-первых, ударение на «у», во-вторых, в Урбино родились Рафаэль Санти, Торквато Тассо, Бальдассарре Кастильоне и еще рота деятелей итальянской культуры. Лучшая часть Урбино застраивалась в эпоху Возрождения, поэтому городок, даром что мал, представляет собой символ творческой мощи человечества.
Герцоги Урбинские обладали хорошим вкусом, поэтому построили себе не «трешку» в долевом, а целый дворец с изысканным фасадом и башнями — Палаццо Дукале. В стройке века участвовал цвет флорентийского зодчества, который всегда отличался хорошим чувством перспективы. Поэтому дворец начинает восхищать с большого расстояния и составляет достойную конкуренцию немецкому Нойшвайштайну. Сейчас во дворце находится собрание Национальной галереи Марке.
Сердце Урбино, откуда и начинается Палаццо Дукале, практически квадратно. Лишь небольшой хвостик выдается в смежную площадь Ринашименто. На месте их соединения установлен египетский обелиск, когда-то украшавший римский пантеон, — такой подарок городу сделал кардинал Албани, и даже далеко не христианское происхождение штуковины его не смутило.
Рафаэль родился в этом доме в 3 часа ночи, в пятницу, 28 марта 1483 года. Семье Санти принадлежало чуть ли не пол-Урбино, но туристы посещают главным образом дом Рафаэля, где можно увидеть его первые работы. Например, фреску с изображением Мадонны с Младенцем — это вам не фломастерами обои разрисовывать. А вообще дом больше напоминает хорошо обжитое и со вкусом обставленное помещение, чем холодный музей.
Когда наполеоновские солдаты уничтожали полотна, а бронзовые статуи переплавлялись в слитки, казалось, что дни Урбино сочтены. Памятники архитектуры и искусства без должного ухода ветшали на глазах, город погружался в тяжелую депрессию, и только университет, основанный в 1506-м, продолжал работать на благо человечества. Он и сейчас является самым оживленным местом города. Шутка ли, 17 000 студентов!
Первая версия собора была построена в 1021 году, с тех пор он не раз переделывался и даже перевозводился: то места служителям мало, то землетрясение трещин наделает, то (вот конфуз!) купол обвалился и уничтожил орган с алтарем. Но с 1801 года собор стараниями архитектора Джузеппе Валадьеа в норме. Внутри — возрожденческий размах: полотна на библейские темы Федерико Бароччи, Карло Чиньяни и Карло Маратта.
Майя Цзедун