15 июня 2012 года
5 мест, которые нужно увидеть в Абхазии.
Есть такая наивно-горделивая легенда: когда Бог раздавал землю, абхазам он отдал кусочек рая, который приберег для себя. Наивность ее в том, что абхазам за свою землю пришлось много выстрадать, а горделивость потому, что Абхазия каждой своей пядью напоминает небрежно вырезанный из иллюстрированной Библии Эдем.
Горная речушка Псырцха известна своими водопадами, но не только. В ее долине проще всего распознать дух Абхазии, древней, буйной, странной. Скалы с искусственным барельефом наваливаются столетиями истории. Бабушка в кафе торгует ачмой, вытащенной прямо из духовки. Ачму запивают водой из освященных источников, построенных ещё при Александре III. За водопадами — пруд с царской аркой, сломанными гидровелосипедами и заброшенным вокзалом на железной дороге, уходящей под священную Иверскую гору.
Монастырь — идеальный символ Абхазии. Он был построен при Александре III греческими монахами, чтобы прожить непростую, но красивую жизнь. Его строители вручную срыли часть скалы, его оформителей приглашали из Палеха, его монахи умирали от обстрелов и грабежей. Сейчас кельи полузаброшены, службы ведутся в двух из шести храмов, а паутина строительных лесов, кажется, вросла в стены.
250-летнее озеро Рица запрятано в горах, и если бы в Абхазии не было моря, озеро бы вполне за него сошло. Здесь плавают на катамаранах, едят свежепойманную и свежезапеченную форель и фотографируются на фоне медведей. Вообще снимать здесь нужно обязательно, и не только колоритные горы, отражающиеся в воде. Для фотографий формата «Я и пальма» подойдут водопады, останки сторожевых башен, гималайские кедры, долины и камнепады.
По Сухуму можно изучать историю человечества. Начнем с наших прародителей, которых держат в Сухумском обезьяньем питомнике. Затем отправимся к руинам античной крепости Себастополис, затем — к развалинам замка средневековых абхазских царей Баграт. Ну а напоследок пройдемся по набережной, где от эвкалиптов, древних причалов и цен в местных кафешках веет советской эпохой.
Треть бюджета Абхазии составляет импорт мандаринов. Наблюдать миграцию караванов, где в качестве верблюдов выступают навьюченные местные бедняки, лучше всего в конце декабря. Рядом с российской границей выстраивается оранжевая вереница, вырастающая из локального рынка и уходящая прямиком на новогодний стол всей России.
Антон Павлов