15 ноября 2013 года
Жанровые вариации про «Мой дом — моя крепость»
Режиссер Крис Коламбус, 1990
Магистральная картина о незыблемости семейного очага. Редкая тема для комедий в «Один дома» стала базовой — защитить свой дом любой ценой силами одного мальчугана. Слегка чрезмерная, мультяшная, уровня «Тома и Джерри» жестокость возымела здесь оправдание: на войне все средства хороши. Тем более если рассматривать защиту дома в более широком аспекте — как бытовую форму оголтелого американского патриотизма.
8+
Режиссер Маркус Данстэн, 2009
Дом в хоррорах всегда играл особое значение. Это либо западня (все «Пилы»), либо место обитания (как в «Паранормальном явлении»), за которое нечисть ведет свою партизанскую войну. Редкое слияние этих тем — в «Коллекционере», где персонифицированное зло врывается в чужое гнездо, делает его своей вотчиной. Парадоксально, но в хорроре чужой дом играет за маньяка. А людей вообще не жалко.
18+
Режиссер Дэвид Финчер, 2002
Для триллера дом — изуверская клетка, сомнительный спасительный круг. Ярче всего это продемонстрировал Финчер в ставшей образцовой для камерных триллеров «Комнате страха». Дом как крепость (точнее, аварийная комната в доме) здесь существует в хронотопе, строго ограниченном временными рамками. А сюжет строится на античной формуле — единстве времени, места и действия.
16+
Режиссер Джеймс Де Монако, 2013
Идеологема «дом» в фантастических фильмах реализуется чаще всего как защитная крепость — от пришельцев, маргиналов, инакомыслящих или, как в «Судной ночи», злодеев. Этот канон, пришедший из военного кино, где дом легко метафоризуется в родину, в фильме доводится до абсолюта. Но дом это не спасает, поскольку внутри дома нет ментальной целостности — слабые звенья допускают прокол, провал и проникновение врага.
18+