10 лучших фильмов 2013 года — Итоги-2013, Кино — Выбирай.ру
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости

10 лучших фильмов 2013 года

27 декабря 2013 года

10 лучших фильмов 2013 года

Год подходит к концу, и уже можно сказать, что он был богат на выдающиеся картины — Тарантино, к примеру, рассказал, что Дюма был негром, а Куарон на полтора часа превратил зрителей в космических туристов (рублей за 800, если в IMAX). Мы собрали в один список самые заметные и важные фильмы, выходившие в 2013 году в российский прокат. Наслаждайтесь.

«Джанго освобожденный» (Django Unchained)

Режиссер: Квентин Тарантино
В главных ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Сэмюэл Л. Джексон, Керри Вашингтон
Сборы в России: $15 990 907
Сборы в мире: $424 983 399

Охотник за головами и по совместительству дантист Шульц (Кристоф Вальц) с помощью острого языка и револьвера отбивает у торговцев живым товаром раба Джанго (Джейми Фокс) и делает его своим помощником. Джанго знает, как выглядят три отморозка, которых ищет Шульц, Шульц же поможет Джанго отыскать его жену Брумхильду (Керри Вашингтон), которую купил эксцентричный рабовладелец Кэлвин Кэнди (Леонардо Ди Каприо).

Квентин Тарантино может сколько угодно рассказывать о забытых шедеврах прошлого, которые пришлось искать среди жанрового мусора, только сам почему-то снимает шедевры, признанные прямо здесь и сейчас, большие и громкие. Его «Джанго освобожденный» пока что самый большой и самый громкий из всех, не совсем вестерн и больше из жанра фильмов про крутых темнокожих парней. С классическими пейзажами Дикого Запада, но под бодрый хип-хоп. С не самым блестящим сценарием, но под завязку набитый запоминающимися кровавыми скетчами и отличными характерными актерами. И того, и другого даже слишком много, но пора уже привыкнуть к тарантиновской избыточности и желанию угодить многим. Для чего вообще может снимать кино человек, бессистемно получивший все главные представления о мире через телевизор и видеомагнитофон. Для того, чтобы, увидев его фильм по телевизору, вы никогда бы не переключили канал. Заодно последние полчаса «Джанго освобожденного» можно прописывать в качества лекарства от исторических уроков «12 лет рабства».

Читайте также рецензию Антона Павлова на «Джанго освобожденный».

«Железный человек 3» (Iron Man Three)

Режиссер: Шейн Блэк
В главных ролях: Роберт Дауни мл., Гвинет Пэлтроу, Дон Чидл, Гай Пирс, Бен Кингсли
Сборы в России: $44 507 708
Сборы в мире: $1 215 439 994

Страдающий от панических атак миллиардер Тони Старк (Роберт Дауни мл.) бросает вызов объявившемуся террористу Мандарину (Бен Кингсли). Ответ в виде вертолетной атаки приходит довольно быстро. Дом в руинах, Тони Старка считают погибшим — значит, самое время действовать.

Пришедший на смену уволенному Джону Фавро режиссер и сценарист Шэйн Блэк, автор «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута», методично уничтожает то, чего достиг киношный Тони Старк за последние несколько лет. Сборники хитов Black Sabbath и AC/DC отправились собирать пыль в чулане, не нашлось места для супергеройских камео и лишних сюжетных линий. Не пощадили и плейбойский дом, и пижонский многомиллионный автопарк. Взамен Блэк дает Старку то, в чем разбирается лучше всех в этом мире: беспардонно смешные диалоги и скелет хорошего бадди-муви. В нем напарником Старка в зависимости от ситуации успевают побывать маленький мальчик, искусственный интеллект Джарвис и единственный друг Джеймс Роудс (Дон Чидл). Наконец, третий фильм подтверждает ответ Старка на заданный ещё в «Мстителях» вопрос: «И кто ты без своей брони?». Да, гениальный инженер, миллиардер, филантроп — теперь не на словах, а на деле.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Железный человек 3».

«Пленницы» (Prisoners)

Режиссер: Дени Вильнев
В главных ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Пол Дано, Мария Белло, Терренс Ховард
Сборы в России: $1 169 756
Сборы в мире: $118 433 958

Шестилетняя дочь Келлера Довера (Хью Джекман) похищена, полиция по единственной зацепке задерживает похожего на стереотипного педофила Алекса Джонса (Пол Дано), но за неимением улик его отпускает. Тогда Келлер Довер берет правосудие в свои руки: запирает Джонса и выпытывает из него информацию. Поиски похитителя продолжает детектив Локи (Джейк Джилленхол), который находит в маленьком городке немало страшных тайн.

После двух мрачных фестивальных хитов («Политех» про стрельбу в учебном заведении и «Пожары» про страшно сказать что) канадец Дени Вильнев отправился в Голливуд, чтобы снять фильм не менее мрачный и талантливый. Неподъемный хронометраж «Пленниц» — это два с половиной самых вязких и жутковатых часа 2013 года. В неторопливом и затягивающем фильме идеально работает все то, что так смущало на уровне трейлеров. Истошно надрывный Хью Джекман, нервный Джейк Джилленхол, дождливая угрюмость, сюжет, который все уже где-то видели. Долго курсировавший по режиссерам сценарий действительно написан без пламени и искр, поэтому «Пленницам» не встать в один ряд с триллером «Семь» Дэвида Финчера. Но его вполне хватает, чтобы к бороде Джекмана добавился нездоровый оскал, а к вечному вопросу о поисках виноватых и допустимости самосуда — несколько интересных комментариев. Попытка не пытка, но если уж решил совместить обе части поговорки и собираешься впервые кого-то замучить, то будь добр довести дело до конца. Вильнев, в общем, доводит.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Пленницы».

«Гравитация» (Gravity)

Режиссер: Альфонсо Куарон
В главных ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни
Сборы в России: $21 405 838
Сборы в мире: $643 076 073

Обломки российского спутника, продолжающие свой путь по орбите Земли, уничтожают спутник Хаббл и шаттл американской команды астронавтов. В живых остаются только доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) и космонавт-ветеран Мэтт Ковальски (Джордж Клуни), которым предстоит найти способ вернуться на Землю.

После фильма «Дитя человеческое», грандиозного репортажа с места крушения цивилизации, мексиканский режиссер Альфонсо Куарон молчал долгие семь лет. Из них пять он потратил на воплощение своей мечты о самом правдоподобном космическом фильме в истории: «Гравитация» была продумана до каждого ракурса и движения камеры, затем нарисована на компьютере и только потом снята. Очевидно, это единственный возможный способ создать близкий к идеалу полуторачасовой фильм о болтающихся на земной орбите людях в скафандрах. Конечно, красота и техническое совершенство слегка затмевают сюжет, который, впрочем, при кажущейся простоте, обладает и размахом, и художественными амбициями. Уничтожить практически все успехи человечества по освоению космоса только ради того, чтобы переродился и вместо скорби выбрал надежду на будущее всего один человек — в этом поэзия Куарона, у которого в «Дитя человеческом» жизнь одного ребенка решала судьбу целого мира.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Гравитация».

«Капитан Филлипс» (Captain Phillips)

Режиссер: Пол Гринграсс
В главных ролях: Том Хэнкс, Баркхад Абди, Махат М. Али, Макс Мартини
Сборы в России: $3 174 985
Сборы в мире: $205 986 770

В апреле 2009 года группа сомалийских пиратов предпринимает попытку захватить судно MV Maersk Alabama. Большая часть команды по указанию капитана Филлипса (Том Хэнкс) прячется в машинном отделении, а сам он становится заложником пиратов.

Гринграсс вновь работает в жанре, который он сам перепахал вдоль и поперек, начиная с телефильмов по реальным событиям и заканчивая «Потерянным рейсом» о судьбе самолета, стараниями пассажиров не долетевшего до башен-близнецов. Его «Капитан Филлипс» это практически полудокументальный триллер. Камера раскачивается на волнах и несется по внутренностям корабля, настоящие сомалийцы со щуплыми телами и большими круглыми глаами уверенно тычут «калашами» в корабельную команду, американский спецназ ещё увереннее держит свои снайперские винтовки — разве что звездность Тома Хэнкса, у которого лет 10 не было ролей оскаровского уровня, слегка мешает правдоподобной оболочке фильма. Вдобавок, при всей напряженности и мастерских съемках «Капитан Филлипс» слегка трещит в той части, что называют режиссерской позицией. Гринграсс одинаково сильно уважает военнослужащих и жалеет голодную Африку, так что финал картины его самого не совсем устраивает, но жизнь не придумала другого.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Капитан Филлипс».

«Побочный эффект» (Side Effects)

Режиссер: Стивен Содерберг
В главных ролях: Джуд Лоу, Руни Мара, Кэтрин Зета-Джонс, Ченнинг Татум, Винесса Шоу
Сборы в России: $766 060
Сборы в мире: $60 288 363

После выхода мужа (Ченинг Татум) из тюрьмы у Эмили (Руни Мара) начинается суицидальная депрессия. Психотерапевт (Джуд Лоу) предлагает ей проверенное лечение, но пациентка настаивает на новом экспериментальном препарате, у которого, как выясняется, есть побочный эффект.

Стивен Содерберг официально заявил, что завязывает с кинематографом и «Побочный эффект» его последний фильм для выхода на большой экран. Для такого загодя продуманного прощания со зрителем он мог бы снять фильм и понаглее, но вместо этого снимает первый и последний в своей карьере хичкоковский триллер. И то, исключительно хичкоковским «Побочный эффект» кажется где-то первую треть, а с рокировкой главных героев он превращается в лучший эротический триллер 80-х и 90-х, который в подходящее время так никто и не снял. От ушедшей эпохи здесь обязательные для жанра резкие сюжетные повороты, вызывающе напомаженные губы Кэтрин Зеты-Джонс и яппи в беде Джуд Лоу, от Хичкока — напряженные сцены и долгий наезд камеры, от Содерберга — виртуозное владение формой, монтаж без единого лишнего кадра, идеальная картинка. Страшно обидно, что свою кинокарьеру режиссер приостанавливает именно «Побочным эффектом», таких крепких триллеров он мог бы наснимать ещё штук десять, и никто бы не обиделся.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Побочный эффект».

«Тихоокеанский рубеж» (Pacific Rim)

Режиссер: Гильермо дель Торо
В главных ролях: Чарли Ханнэм, Идрис Эльба, Рон Перлман
Сборы в России: $20 544 448
Сборы в мире: $407 602 906

Из трещины в Тихом океане, оказавшейся порталом в иное измерение, выползают гигантские, с полсотни этажей в высоту, монстры (кайдзю). Авиация и артиллерия оказались неэффективны, и тогда для обороны люди разработали «егерей» — соразмерных угрозе роботов, которые сражаются с агрессорами врукопашную и обязательно управляются двумя пилотами. Со временем кайдзю становятся все крепче и появляются все чаще, оборонная система трещит по швам, и люди находятся на грани полного уничтожения.

Гильермо дель Торо снимает картину о сражении больших роботов с большими монстрами так, как обычно снимают спортивные драмы. С лузерами, заносчивыми звездами, болельщиками, суровым, но справедливым тренером и напряженными матчами между егерями и кайдзю. Разница лишь в том, что в «Тихоокеанском рубеже» на кону не чемпионский кубок с позолотой, а все человечество. Дель Торо, как главный сказочник и большой ребенок современного Голливуда, превращает сюжет проходного аниме и схему кино о боксерах в величественное полотно. Пробирающийся сквозь штормовые волны егерь — чистая живопись, Айвазовский эпохи гик-арта. Битва в ночном Гонконге — сердечный приступ во время сеанса. Где-то там ещё зарыт экологический месседж, о котором забываешь ровно в тот момент, когда рассекающий дождь гигантский металлический кулак встречает гигантскую инопланетную рожу.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Тихоокеанский рубеж».

«Гонка» (Rush)

Режиссер: Рон Ховард
В главных ролях: Крис Хемсворт, Даниэль Брюль, Оливия Уайлд
Сборы в России: $3 679 616
Сборы в мире: $90 247 624

В мире, где «Форсаж» превратился в редкозубую серию про друзей Оушена (только с обилием бритых голов, мускулов и пушек в кадре), главным автофетишистским кинособытием то ли года, то ли нескольких десятилетий сразу становится биографическая «Гонка», а режиссеру Рону Ховарду отмаливаются все грехи его пышной фильмографии (конкрентно — две экранизации Дэна Брауна).

События «Гонки» развиваются в 1976 году, когда за чемпионский титул «Формулы-1» сражались Джеймс Хант (Крис Хемсворт) и Ники Лауда (Даниэль Брюль). Ховард старательно сдувает пыль с жанра больших кинокартин о профессиональном автоспорте, копившуюся где-то с «Гран при» 1966 года. Он работает по отлаженной схеме и не придумывает ничего нового, кроме разве что сочной картинки изобретательного оператора Энтони Дод Мэнтла, работающего чаще всего с Триером и Дэнни Бойлом. Как и в случае со всеми фильмами, снятыми по следам реальных побед, в сценарии выкрутили на максимум настройки драматизма, а об исходе соперничества можно случайно узнать из исторической справки в Википедии. Все это не мешает смотреть «Гонку» с открытым ртом и во время автомобильных заездов нервно елозить по креслу.

«Перед полуночью» (Before Midnight)

Режиссер: Ричард Линклейтер
В главных ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи
Сборы в России: $58 089
Сборы в мире: $11 176 469

Джесси и Селин случайно познакомились 20 лет назад в Париже («Перед рассветом»), 10 лет назад нашли друг друга для выяснения отношений («Перед закатом») и вот третья встреча зрителей с героями происходит в Греции, куда они приехали на отдых. Они живут в браке и с удовольствием возятся с детьми, но той, двадцатилетней давности романтики уже давно нет и не будет. Оставшаяся любовь поросла мелкими обидами и недовольством, и семейный отпуск самое время, чтобы высказать друг другу все накипевшее.

Переживший спад карьеры Ричард Линклейтер в третий раз снял полтора часа разговоров так, как это не получалось даже у Вуди Аллена в его лучшие годы. Следуя хронологии и логике, «Перед полуночью» самый серьезный и зрелый из трилогии, что не значит скупой. В новом фильме бурлит жизнь первых двух, только энергичность и наивность молодости сменилась мудростью и успокоением.

Эта часть, будем надеяться, завершит историю — досмотреть четвертый фильм про изрядно постаревших Джесси и Селин никакого сердца не хватит.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Перед полуночью».

«Легенда №17»

Режиссер: Николай Лебедев
В главных ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Сергей Генкин
Сборы в России: $29 523 237

Основанная на реальных событиях история того, как тренер Анатолий Тарасов выковал из молодого хоккеиста Валерия Харламова легенду мирового спорта, а из советской сборной — достойного соперника непревзойденным канадцам.

История канадской серии настолько накалена драматизмом, что его не нужно вводить фильму внутривенно, но авторы все равно не удержались. В остальном же «Легенда №17» это сосед американской «Гонки» и образцовое кино жанра о достижениях замечательных людей. Все серьезно, правильно и по давно установленным стандартам: от молодого таланта к взрослому успеху, добытому вопреки. Новая надежда российского кино играет надежду советского спорта, легендарный актер — легендарного тренера, смущает только, как порой рыхло выглядит фильм: отвратительно и не к месту вставленный рапид, заметная и попросту плохая графика. Торопились. Другое дело, что в последние лет 10 российский кинематограф лепил героев из различных гадов, бандитов, белых адмиралов и деятеля культуры с наркозависимостью (про то, что Высоцкий ещё и пел, создатели как-то забыли). С «Легендой №17» нехватка картин о настоящих, а не спорных героях, заполнилась хотя бы на один год. Харламов изменил мир движением своей клюшки — теперь и в кино.

Читайте также рецензию Антона Павлова на фильм «Легенда №17».

Смотрите также:

В противовес интеллигентно деконструированной Стоппардом «Анне Карениной» Баз Лурман предлагает громкие вечеринки с модным саундтреком и компьютерный Нью-Йорк шикующих 20-х. Его «Великий Гэтсби» — один из самых ярких аттракционов этого года.

В грузной производственной драме «Цель номер один» Бигелоу смогла запечатлеть состояние целой нации после трагедии 11 сентября. Её Америка тревожная, с холодным сердцем и всегда, любой ценой добивающаяся своего.

Прокатный успех «Жизни Адель» — следствие череды наград и скандалов, начиная от недовольства моралистов и сравнения фильма с порнографией и заканчивая актрисами, рассказывающими в интервью о диктаторских методах отвратительного режиссера. На самом деле это просто очень хороший фильм о влюбленности, невозможности счастья и одиночестве, на этот раз — в отдельно взятой лесбийской паре.

«Жасмин» — великолепно сыгранная Кейт Бланшетт драма от серьезного Вуди Аллена. Последний раз так болело там, где находится сердце, после его же «Матч Поинта».

Немецкий окоп штурмуют горящие советские солдаты, посреди Сталинграда, разнося все в округе, терпит крушение пузатый бомбардировщик, но фильм Бондарчука все равно камернее некуда. Если б отсечь весь этот демонстративный милитаристский эпик, призванный показать, что вот у нас тоже могут, то единственное, что потерял бы фильм, это сборы.

«Географ глобус пропил» вместе со «Сталинградом» и «Легендой №17» представляет успехи российского кино, но только той его части, что обходится без крупных бюджетов, обширных прокатов и даже зрителя. Экранизация популярной прозы Алексея Иванова кроме взращивания дискуссий об образе вечного русского героя возвращает слегка пропавшему с экранов Константину Хабенскому статус одного из главных актеров страны.

«Голодные игры: И вспыхнет пламя» — ладно скроенное продолжение самого успешного и нестыдного франчайза для подростков. Никакой живой камеры и землистой цветовой палитры первого фильма, зато в наличии актуальный для бунтующих подростков антитоталитарный сюжет и кумир поколения Дженнифер Лоуренс, теперь уже с «Оскаром».


↑ Сейчас
10 лучших фильмов 2013 года

Комментарии к статье

«Легенда №17» — фильм классный. И с графикой там всё нормально!
Уж, по любому, приятнее смотреть, чем «запись компьютерной игры» про Железного человека.
Андрей+
А ещё я совершенно не понимаю, как в эту выборку попал «Побочный эффект». Как?!
Фильм ни о чём! Сюжет высосан из пальца! Скучно смотреть после первых 15 минут! Продолжаешь смотреть исключительно в надежде, что «ну, вот-вот, сейчас начнётся...» А ничего не начинается вплоть до финальных титров.
По мне, так «Побочный эффект» — кандидат в 10 ХУДШИХ фильмов года.
Андрей+
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также