6 февраля 2019 года
Тимур Brazil Абдуллаев — один из главных стрит-арт художников Челябинска. Большинство крупных и проработанных арт-проектов на улицах выполнено им или совместно с его командой GraffitiCrew. Редакция «Выбирай.ру» встретилась с Тимуром, чтобы узнать о творческом пути и о том, как ему удалось превратить искусство в бизнес.
Тимуру было пять лет, когда он вместе со своей семьей переехал из Советского союза в Бразилию. В 1998 году сверстник из русской диаспоры пригласил его порисовать граффити на улице. К тому моменту Тимур ходил на курсы иллюстраторов, поэтому сразу согласился попробовать. Его очень быстро захватило уличное искусство. В 15 лет он вернулся в Челябинск и увидел, что здесь только зарождается культура граффити. Он не успел заявить о себе в Бразилии и решил сделать это здесь.
В то время городе было много начинающих команд — BSchool, ESB, Shadows, BMwriters Megabombers, FK crew. Все они рисовали баллончиками прямо на голых стенах. В Бразилии делали по-другому: сначала прорабатывали фон, а потом наносили изображение специальными красками. Кстати, это до сих пор отличает граффити Тимура: у него всегда есть фон, на котором разворачивается рисунок.
Первое граффити в Челябинске, после которого про Тимура узнала «арт-тусовка», было сделано напротив клуба Garage Underground за один день. Чтобы осуществить этот проект, он сколотили команду Over Destruction с ребятами из школы (Soft, Keks, Damed, Muk). Тогда ему было 16 лет, и на улице был 2001 год. Скейт-культура, граффити и хип-хоп были на пике, и тут приезжает парень из Южной Америки, который сразу показывает, как делают уличные рисунки за рубежом. Отсюда и псевдоним — Бразил.
— Главная проблема тех лет — у нас не было материалов для граффити и доступа к Интернету. Приходилось покупать автомобильные баллончики, но с ними невозможно создать яркую и насыщенную композицию: рисунок получается размытым и с подтеками. Конечно, мы искали лучшие варианты. Сначала нашли более плотную краску для автомобилей (она продавалась на АЗС), а потом начали заказывать через московские специализированные магазины.
С 2002 года начали появляться люди, которые захотели видеть граффити в своем бизнесе: на хоккейной площадке, в спортивной школе или в интерьере ресторана. Так граффити стал популяризироваться в городе, а Тимур постепенно научился работать с заказчиками и понимать, что хочет видеть публика на стенах.
После 2007 года многие старые друзья Тимура перестали рисовать, и он сконнектился с Владом Маркером, Батисом, Лайтом и Вирузом из Магнитогорска. Позже часть этих людей войдет в команду GraffitiCrew. В те годы сам Тимур работал дизайнером в газете и делал эскизы. Тогда же он создал свой первый сайт, куда начал выкладывать работы.
— Это было время «интернет-бума»: свободный обмен информации дал мне возможность пройти множество курсов и мастер-классов от известных дизайнеров. Я прочитал огромное количество статей по рекламным тенденциям и методам создания дизайна. C 2008 года, во время работы на производстве футболок, мой сайт стал номером один по запросам рунета в сегменте клубных и музыкальных принтов. Это стало приносить деньги.
Мастерство работы и знание графических редакторов, а также способность работать с потоком клиентов и умение их выслушать дало возможность создавать эскизы и реализовывать их на стенах.
Постепенно пошли заказы на роспись стен в интерьере, для которых он с удовольствием создавал эксклюзивные эскизы. Качественный контент — вот что привлекало заказчиков, а когда есть заказы, то есть и материальная база — средства для собственных крупных проектов и некоммерческих уличных росписей.
Так Тимур начал вносит вклад в популяризацию стрит-арта и своего бренда. И вот уже более десяти лет он рисует каждый день.
— Заказывая граффити у нашей команды, вы заочно становитесь участниками проектов «Яркий Город» (социальный проект по благоустройству дворов с помощью граффити) и «Краски добра» (благотворительный проект по росписи детских больниц и социальных учреждений). Хотел бы поблагодарить моих партнеров Craft Beer House, Banan Board Shop, Свобода2, CitrusFitness и Компанию Фреза за доверие в работе.
Как обычно происходит поиск поверхностей для рисунка? Все просто: Тимур лично подходит к частному бизнесу или владельцу и предлагает преобразить стену. Если речь заходит в коммерческое русло и характер рисунка несет рекламный подтекст, то работа будет сделана за деньги, а если владелец стены готов на что-то приятное и красивое без рекламы — то за счет Тимура. Например, как это было в арке у ресторана «United».
Есть конечно, вещи, которые не сразу получается сделать. Например, как с проектом огромного арта на Доме печати: Тимур хотел сделать подарок Челябинску и всей области на Новый год.
— Я хотел сделать гигантский арт с верблюдом на Доме Печати, но мне отказали, потому что здание оказалось памятником архитектуры. Это был первый опыт, когда я просил разрешение лично у администрации и министерства архитектуры. Обошел несколько инстанций, как вдруг комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области, отказал. Да, такое бывает. Но если бы я сразу знал, к кому обращаться — не пришлось бы тратить столько времени на путешествия по кабинетам. Сейчас приметил место на стадионе и на ЧМЗ — попробую нарисовать там.
Эскиз проекта для Дома Печати
— Я стараюсь регулярно совершенствовать свои навыки и знания, поэтому принимаю участие в различных конкурсах и соревнованиях по дизайну и граффити.
Одним из таких проектов был «Чемпионат мира по 3D граффити 2018» в Москве, где требовалось на скорость нарисовать картину. В жюри были Никас Сафронов, Ксения Бородина и очень крутые архитекторы. Фишка в том, что рисовали художники на плывущем корабле. Задача: представить, что стены зданий на набережной Москвы-реки вдруг стали прозрачными, и на огромных холстах изобразить эти срезы в 3D-формате.
— Когда настала моя очередь — мы уже проплывали мимо Третьяковской галереи. Холст был действительно большой — где-то двадцать квадратных метров. Я быстро накидал пейзаж Москвы, размыл образ «третьяковки» и добавил вылетающие из её стен трехмерные картины. Закончил через полчаса и получил главный приз.
Многие проекты начинались с дворов и с росписи электробудок. Например, одну можно увидеть у «Родника». Таких работ ещё много по всему городу. Яркие школы и детские сады — многое было сделано по инициативе Тимура. Постепенно все это сформировалось в концепцию «Яркий город» и «Краски добра» для детских больниц. Все это сложно реализовать одному, поэтому у Тимура есть своя команда — GraffitiCrew и магазин красок для уличных художников на ул. Сони Кривой, 46. Ко всему этому он пришел постепенно, интенсивным ежедневными трудом.
— Каждое утро я ставлю себе планы и задачи по граффити. Моя миссия — облагородить город, чтобы в нем было приятно жить. У меня хватит краски, чтобы раскрасить все. Я не считаю свой успех результатом удачи и таланта. Их доля составляет 10% от успеха. Все остальное — это труд. Я рисую каждый день — рука у меня уже набита, и сразу вижу в своей голове готовую картину. Так я понимаю, как сделать чисто, аккуратно и на одном дыхании.
За последние несколько лет Тимур Бразил и GraffitiCrew реализовали сотни самых разных проектов: на улицах, в интерьерах заказчиков и для частного бизнеса. Город действительно преобразился, и это только начало. В планах у Бразила — сделать ещё больше, поэтому если вы заинтересованы в сотрудничестве или хотите заказать роспись стены у себя дома или на улице, то обращайтесь к нему через сайт GraffitiCrew. Сделаем Челябинск ярче!
Больше интересного — на нашем канале в «Яндекс.Дзен»