6 февраля 2019 года
Дмитрий DMSN Рашидов начал рисовать десять лет назад, когда впервые познакомился с культурой граффити, хип-хопа и скейтбординга. Далее была школа по уличному и художественному искусству, а потом — факультет архитектуры в ЮУрГУ. Редакция «Выбирай.ру» встретилась с Дмитрием, чтобы поговорить о творческом пути, искусстве и планах на будущее.
— Я любил рисовать ещё с детства, но все началось в 2007 году. Мне было 11 лет, когда на Новый год я получил в подарок несколько игр для PC, среди которых была Tony Hawk's Underground 2 про скейтбординг. Я играл в нее, не отрываясь, и уже весной попросил подарить на день рождения первую доску.
Это по-настоящему зацепило меня, и я стал уделять катанию все свободное время.
Так продолжалось какое-то время, пока я не увидел в городе рекламу «Школы граффити». Скейт-культура тесно связана с хип-хопом и граффити, а мне все это показалось чем-то очень крутым, необычным и интересным. Долго раздумывал и осенью, наконец, решился записаться туда.
Начал посещать занятия. Там была непривычная для школ обстановка и хорошая дружеская атмосфера: на фоне играла музыка, а мы сидели за общим столом, разбирали какие-то базовые понятия в граффити и скетчили (делали наброски). Все открыто обменивались идеями, к нам приходили известные в городе райтеры (граффитисты) и делились опытом. Друзья и знакомые одобряли мое увлечение, а в обычной школе ребята часто просили нарисовать им что-нибудь в тетрадях.
Я ходил туда по вечерам с огромным удовольствием, нашел там друзей и всегда ждал новых занятий. Это было хорошее время.
Потом у нас было занятие, где каждый практиковался в общей работе. Тогда-то я и получил свой первый опыт с краской и начал тэгать (проставлять подписи) что-то нелепое на улицах. Вскоре купил два баллона черной и оранжевой краски: решил сделать свой первый кусок (граффити-работа райтера).
— Это было весной за городом. Мне было лет тринадцать, и я приметил старый ржавый гараж. Перед началом испытывал смешанные чувства: я был очень воодушевлен и горел желанием попробовать, но в то же время испытывал страх и адреналин из-за того, что боялся все испортить. И если проблема переноса эскиза на стену решалась мелом, то вот с контурами справиться никак не удавалось: мешало отсутствие опыта и страх допустить ошибку.
Результат получился ужасным, но меня это не расстроило. Творческий процесс оказался по душе: уже через несколько дней я взялся за новый кусок.
Так я стал рисовать на бумаге каждый день (иногда даже ночью), а потом рвал свои скетчи в поисках чего-то стоящего: мне не нравилось то, что получалось. Вести скетчбук тоже было трудно, и я долго не мог придумать себе никнейм: пробовал разные варианты и из-за отсутствия имени рисовал персонажей.
Я откладывал деньги с обедов на краску и выходил рисовать на улицу. Помню, как однажды резко пропал страх перед работой, и я почувствовал уверенность: теперь контуры для меня были не проблемой, а наоборот — любимым элементом в работе. Я просто горел желанием рисовать и иногда шел без эскиза: мне доставлял огромное удовольствие сам процесс.
— Я решил пойти в художественную школу, потому что чувствовал: мне не хватает академической базы рисунка, чтобы делать более сложные работы. Сразу поступить не удалось: набор в подготовительную группу шел до 12 лет, а мне уже стукнуло 13. Весь следующий год я занимался индивидуально с преподавателем, чтобы сдать экзамены и сразу поступить во второй класс. Я поступил и пять лет учился рисунку, живописи, скульптуре, делал свои первые композиции.
Все это время я катался на скейте, но затем перешел на BMX. Скейт-парков тогда не было, только около стадиона Елесиной стояло несколько фигур.
В основном все катались на улицах, а скейтеры — на памятнике Курчатову, где собираются до сих пор. Только через несколько лет за памятником сделают первый хороший скейт-парк. Родители, кстати, всегда хорошо относились (и относятся) к моему творчеству, но частенько ругались, когда из-за катания я получал травмы.
Когда заканчивал художественную школу, то преподавательница предложила пойти учиться дальше на дизайнера или архитектора. Многие райтеры так и делали, поэтому я решил поступать на архитектурный факультет в ЮУрГУ.
Так я пришел к архитектуре. В университете продолжались уроки рисунка, живописи и скульптуры, но образования мне не хватало. Свои первые курсовые проекты по ощущениям и результату можно сравнить с первой граффити-работой: воодушевление, адреналин и страх все испортить. Тогда я стал заниматься самообразованием: посещал дополнительные курсы и читал книги. В этом году я сдаю дипломный проект.
— Я люблю творчество и искусство в самых разных его проявлениях: архитектура, дизайн, фотография, скульптура, живопись, рисунок, графика, каллиграфия, граффити, видео, музыка и др. Меня все вдохновляет, когда я создаю. Идеи и образы могут рождаться в любое время, когда я расслаблен, например, просто еду в троллейбусе и смотрю в окно. Во время работы процесс может захватить настолько, что мозг будто отключается и руки сами знают, что делать. Сложно описать это состояние: ощущаешь легкость и огромное удовольствие от процесса. Наверное, это одно из моих любимых состояний. Даже катание на байке или скейте — это не только спорт, но и творчество. Это могут понять те, кто разбирается и занимается этим продолжительное время, а мое отношение конкретно к граффити менялось и меняется до сих пор.
Граффити — это очень эгоистичная субкультура.
Рисуя в центре города (или на только что построенном здании) кривые тэги и флопы, райтеры называют себя «тру». У многих ребят нет ни капли ответственности и уважения перед обществом, в котором они живут. Особенно у тех, кто только начинает. Они чувствуют себя «хозяевами пространства». В одном интервью художник-мультипликатор Ю.Б.Норштейн говорил на эту тему следующее: «Для меня ощущение «хозяин пространства» — уже есть преступление. Ты можешь быть хозяином своих мыслей и своего творчества. Единственное право возвыситься над другим — это возвыситься внутренне над собой. Все остальные права исключаются, потому что ведут только к одному: унизить другого для возвышения себя. И, конечно, я не могу это принять. К сожалению, это относится и к моим коллегам».
Реконструкция фасадов на пересечении ул. Труда и ул. Энгельса
Раньше считал, что если хорошо делать свое дело, то о тебе узнают. Но сегодня в граффити и творчестве на слуху те, кто занимается самопиаром.
Как сказал в одном интервью Александр Stan ещё пять лет назад: «Слава в граффити достигается разными путями, но меня до сих поражает то, что наиболее эффективный способ не связан с качеством рисования. Чтобы прославиться, нужно попасть в нужную тусовку, поймать волну «риспектов» в определенном кругу. По принципу, озвученному ещё Крыловым: «За что кукушка хвалит петуха — за то, что хвалит он кукушку».
— На пути развития цели всегда меняются, поэтому конечной точки нет. Главное то, что меняя свое мышление, мы развиваемся, а не стоим на месте. Сейчас я уделяю архитектуре и учебе практически все свободное время. Приходится расставлять приоритеты: архитектура может принести куда больше общего блага, чем другие мои увлечения. То, что движет мной сейчас — это помогать обществу и развивать его.
Также мне интересно искать свой путь развития и проявлять интерес к окружающему миру с помощью архитектуры и её многогранных возможностей. Я хочу продолжать заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, и быть разносторонним. А там всё покажет время и стремление к делу. Я отношусь серьезно ко всему, что делаю. Мне ещё многое предстоит постичь и многому научиться.
Курсовой проект малоквартирного жилого дома