Как это работает: рок-группа в Челябинске — Гид по городу, Как это работает — Выбирай.ру — Челябинск
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости

Как это работает: рок-группа в Челябинске

12 сентября 2013 года

Как это работает: рок-группа в Челябинске

Сколько стоит создать рок-группу и кому это нужно, востребована ли в городе депрессивная лирика и экспериментальный синти-поп, и сколько зарабатывают музыканты в челябинских барах? Об этом нам рассказал фронтмен одной из групп, да не простой: с синглом в активе, альбомом и ротацией на FM и в интернете.

О том, какие в Челябинске есть рок-группы

— И в Челябинске, и в любом другом городе обычно живут и вполне себе мирно сосуществуют две разновидности рок-групп. Есть те, кто играют каверы, то есть известные раскрученные песни. Но это скучно, а мы поговорим о настоящих рок-группах, кто играет и поет свои песни на свою музыку.

О том, с чего все начинается

— Обычно все начинается с единственной песни в голове у фронтмена, когда он придумывает стихи и мелодию. Аккомпанемент, аранжировка... — все это рождается потом. Чаще всего музыкант попадает под какое-то влияние отдельного артиста или направления. Самая первая песня — почти всегда калька с чужого хита, музыкой ли, лирикой ли. А потом артист уже ищет свой путь.

О расходах на рок-группу

— Во-первых, потребуются затраты на хороший инструмент. Слова о том, что для музыканта главное — прямые руки, справедливы для очень небольшого количества самых даровитых. Подавляющему большинству, чтобы звучать дорого и профессионально, потребуется хороший инструмент. В среднем, нестыдные гитара, бас-гитара, ударные и, к примеру, саксофон по отдельности обойдутся в 1500-2000 долларов. Но вы можете играть с музыкантами, у которых уже есть хороший инструмент.

Во-вторых, репетиционная база. Кто-то сам арендует помещение и полностью его оборудует. Но это а) рискованно — могут что-то своровать, помещение может затопить или ещё что-то, б) если участник выходит из группы, непонятно, как отдавать его долю и в) дорого — выльется в несколько сотен тысяч рублей — и в итоге невыгодно. Поэтому большинство арендуют уже оборудованную репобазу.

В-третьих, запись инструментов. Умелый музыкант может большую часть материала записать дома, сейчас база любой студии звукозаписи — это компьютер, а они есть у всех. Но чаще арендуют студию. В Челябинске это обойдется условно в 500-2000 рублей за час, в день можно записать одну-три песни.

Принципиально репобаза и студия это две большие разницы, их совмещают крайне редко. Хорошая студия никогда не будет репетиционной базой, подготовить помещение для записи — это слишком дорогое удовольствие. На репетициях оно не отобьется. К тому же в студии главное — звукоинженеры. На базе их может и не быть, там достаточно одного администратора.

И остаются сведение и мастеринг альбома и выпуск на CD. А ещё промо: наклейки, значки, афиши... От нуля и до плюс бесконечности — кто во что горазд.

О сведении и мастеринге за рубежом

— Сведение — это когда все дорожки — вокальную партию, партии инструментов — сводят в целую композицию. А мастеринг — это приведение альбома в товарный вид. Иначе говоря, подгон готового материала к современным стандартам индустрии. В звукозаписи тоже есть своя мода, и она от разных жанров требует разного звука.

Проще всего эти операции проделать за рубежом на project-студии. В России за это ломят несоразмерные цены за не лучшее качество. А в небольших студиях США или Англии за все про все отдадите 1500-2000 долларов. Совсем бюджетный вариант, если потратить время на поиски, 100-150 долларов за трек. Понятно, что суммы очень примерные. Стоимость выпуска на дисках варьируется в зависимости от того, сколько пластинок надо записать, но это в целом недорого. Мы сводились на минской студии BeatMeat Recs, может, кому-то пригодится.

Об авторских правах

— Как решается вопрос с авторскими правами, если группа играет кавера? Да никак! Этот вопрос не задают ни зрители, ни организаторы концертов, ни владельцы площадок. Все понимают, что это незаконно, но смотрят сквозь пальцы.

А собственные права многие музыканты (продвинутые новички в том числе) защищают так: заливают на соответствующие сайты, выдающие авторские свидетельства, стихи, а музыку отправляют на CD сами себе заказным письмом.

Хотя это просто предосторожность: звезды песню просто так не свистнут, у них свои авторы, и уровень написания хитов запредельный для 99,9% новичков. А если одни лабухи стащат у других, то решают проблему в драке, а не в суде.

Сколько и где может заработать челябинская рок-группа?

— Главный и практически единственный источник дохода — концерты в клубах и барах. За вечер, когда пашешь с 9 вечера и до последнего посетителя, реально получить 8-10 тысяч рублей. Хотя, кто-то прочитает и скажет — а мы за три тыщи выступаем! А кто-то, может, за тридцать. На первый взгляд, неплохая сумма, но надо учесть, что эти деньги делятся на всех музыкантов, плюс приходится платить звукооператору, если его нет у заведения, где вы играли. Правда, сейчас все площадки приходят к тому, что свой звукарь нужен.

Об организации концертов

Личное знакомство с арт-директором заведения решает. Ну, в любом случае, обращаться нужно именно к этому человеку. Более-менее раскрученные группы обычно зовут сами. Вообще, устроить такой концерт нетрудно, сейчас в Челябинске много баров и ресторанов с живой музыкой, и всем им нужно закрывать вечера. Главное, попадать в этакий кабацкий формат. Ну знаете, вот эти все песни, которые играют на свадьбах и юбилеях, какие-то старые шлягеры или современные хиты. То есть, опять-таки, каверы. А вот на авторский материал спроса нет. Твоя депрессивная лирика или экспериментальный синти-поп жующему посетителю ресторана не нужны, он пришел расслабиться и отдохнуть, а не грузиться.

С другой стороны, и с авторским материалом можно пристроиться. В Челябинске это обычно Ozz или «Чердак», но лучше ехать в Екатеринбург — там с этим делом как-то поживее, больше площадок и благодарнее зрители. Например, классный «Горностай Бар».

О поклонницах

— Орды фанаток — это миф, если говорить о группах челябинского уровня. Девчонки, наверное, понимают, что музыкант — это нестабильность, сегодня есть деньги, а а завтра нет, мы ж не селебрити пока еще. Вот разве что случай был, к одному из наших музыкантов стали после концерта откровенно клеиться две поддатые барышни в возрасте. Делалось это все по-хамски, очень развязно. Было неприятно, а музыканту тому пришлось по-тихому смыться.

О ярлыках

— Самое стремное, что может случиться с такой местечковой рок-группой — это ярлык «говнари». Если назвали говнарем, надо очень сильно задуматься о том, что ты делаешь не так. Говнарями называют в первую очередь тех, у кого нет собственного стиля, кто заметно косит под, например, «Кино», «Агату Кристи» — бездарно копирует манеру. Кто выступает поддатым, неопрятным, с ненастроенным инструментом, откровенно лажает. Если вокалист поет как в караоке — точно говнарь. И от этого ярлыка трудно отмыться.

О подставах заведений

— Частенько арт-директора похабно относятся к своим обязанностям, и получаются неприятные накладки вплоть до срыва концерта. От одного заведения мы никак не могли добиться, как они собираются пиарить концерт, организатор отделывался невнятным мычанием. Ну и так и не сделали афиши, и элементарно в группе Вконтакте не написали. В итоге пришло восемь человек. С другим заведением договорились за два месяца, но за две недели узнали, что оно переезжает. Нам сообщить никто не удосужился, а арт-директор вообще трубку не брал. Третий случай, о котором хочу рассказать, был зимой, стоял мороз под тридцать. Естественно, на концерт пришло мало зрителей, и нам заплатили втрое меньше, мол, кассы не было. Вот по-честному, а нас это волнует? Мы-то на четырех машинах аппаратуру везли, свою работу сделали.

О конкуренции

— Аквариум большой, а рыбок мало. Так что мы почти не сталкиваемся. Но это я про рокеров говорю. Зато рэперов — на подъезд по двое. А тех, кто каверы играет, я и за рок-группы-то не считаю. Вот играет он Боба Дилана, говорит: «Ну все равно это авторский материал, ведь я песню проживаю!» Да фигня, нельзя её прожить так, как Дилан. Если хочется быть рок-звездой, надо творить, а не слизывать.

О звездной болезни и стеснительности

— Самый важный урок, который я для себя вынес: если ты хороший музыкант, если ты гордишься тем, что ты делаешь, веди себя, черт побери, как звезда! Нет, я сейчас не про пафос и гордыню, я про то, что нельзя быть терпилой и нельзя позволять себе неряшливость — в широком смысле. Переносить концерт за два часа до начала, молча сносить хамство организаторов, соглашаться работать «за еду» — это неуважение к себе и плевок в собственные творческие амбиции. Это знак, что музыканты самих себя стесняются, и обычно удел новичков. Они, кстати, все это замаскировать пытаются пошлостью, матом и алкоголем. Нужно быть выше этого, и когда музыкант кайфует от того, что это делает на сцене — зрители это чувствуют, им это нравится!


↑ Сейчас
Как это работает: рок-группа в Челябинске

Комментарии к статье

Раскройте же тайну! Кто эта загадочная звезда челябинского рока, фронтмен одной из групп! Хотим знать героев в лицо!
Д.
Это я
Мэрлин Мэнсон
Ну вот, господин Мэнсон, сами нас слезно молили сохранить тайну, а тут бац и выдали. Не ожидали, не ожидали...
Редакция «Выбирай.ру»Редакция «Выбирай.ру»
Врет он, это я!
Михаил Шуфутинский
Да ну вас! Вы вот те, про кого я рассказал в главке "О ярлыках". И тут я, на коне и весь в белом!
Расторгуев
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также