10 мая 2012 года
Группа «Барто» кое-чего добилась за 6 лет своих опасных гастролей. Модная электронная музыка, тяготеющая к электропанку, вокалистка Маша Любичева, за крепким словом в карман не лезущая. Этого достаточно, чтобы покорить хипстерню, кочующую между Интернетом и Болотной площадью. Впрочем, в этом альбоме обошлось без пощечин общественному вкусу. Он посвящен творчеству русских рок-групп 80-х. «Барто» выбрала достойные песни для своих вивисекторских опытов, но не следует тупо за оригиналом. Есть и минус: собственные аранжировки у «Барто» не отличаются особым разнообразием. Впрочем, в относительно малоизвестных песнях («Лесби» и «Анестезия») группа оттопыривается в полный рост, под них можно отлично потанцевать.
Пародийный рэп-проект «Кровосток» в 2004 г. произвел некоторый фурор. С такими нецензурно-отмороженными треками в ту пору никто ещё на публику не выходил. Антисоциальная тема — криминал, секс и наркотики — сперва захватила столичные клубы, а потом и широкие массы. Массы породили уже реальных гангста-рэперов, а те задавили популярность «Кровостока» в зародыше. Но зуд творчества сильнее смерти — наши постмодернисты снова сеют неразумное, недоброе и сиюминутное. Деперсонализация лирического героя дошла до предела, звучит голос не человека, а заводной Буратины из фильма ужасов: «Города — это п....ц, страшнее только деревни, чем ты ближе к земле, тем ближе к тебе черви». Трагикомичная песня «Деревня», кстати, единственное светлое пятно на альбоме, хотя детям до 21 года и этот трек лучше не ставить от греха подальше. А так — музыка жаб и тритонов.
К этой ноттингемской группе у нас давняя и абсолютно нерациональная любовь. Унылые, как Западно-Сибирская равнина, звуковые полотна — сколько в них недосказанности и чисто британской элегантности! Это случай, когда три аккорда способны до слез разжалобить джентльмена с дюжиной дипломов о высшем образовании. Владимир Набоков с пьезоэлектрической гитарой — вот что такое Tindersticks. Последний их альбом — The Something Rain — не оставляет никаких шансов натужным оптимистам и придурковатым плясунам: в первой же 9-минутной композиции «Шоколад» вас зашвыривает в такую меланхолическую даль, откуда никакой Сусанин не выведет, даже если ему заплатить полновесными британскими фунтами. Во второй песне бэк-вокалистка, распаленная саксофонными руладами, не вымаливает, но требует решительно: «Покажи мне все!». И лидер-вокалист Стюарт Стэпплс показывает свой фунт лиха — выдает такую вокальную эротику, что даже столетний старец ощутит в чреслах приятное беспокойство и полезет на сайт анонимных знакомств.
Разудалые трубачи-самураи играют ска-джаз с 1985 г. и в марте выпустили 18-й номерной альбом. Как и положено истинным японцам, они прилежно скопировали оригинальный ямайский материал, слегка прилизали его, и получилась непонятная, но аппетитная каша-размазня. Начинается альбом бодрой перекличкой с наследием группы Madness, затем — инструментальная пьеса, где к ска-музыке примешиваются джаз и поп-эстрада. Потом артисты резко идут вразнос: шестым номером звучит вообще стоеросовая диско-песня на японском языке! И так далее в том же духе — поющие гейши, инструментальный хард-рок с дипперпловским «Хаммондом», амфетаминно-узкоглазая скоростная версия босановы и прочие чудеса. Скучать под такое никак не получится.
Юрий Богатенков