20 мая 2011 года
Рудольф Шенкер
Rock Your Life
«Эксмо», 2011
Если бы мы были такими снобами, какими часто хотим казаться, рецензия бы состояла из одной-единственной фразы. Примерно такой: «О книге солиста ужасно популярной в России группы Scorpions достаточно сообщить, что на её создание автора вдохновил Пауло Коэльо». Но мы не такие, тем более что Коэльо ограничился, к счастью, предисловием. В остальном биография Scorpions из первых рук уж точно не разочарует тех, для кого Scorpions начался с эпохальной песни «Ветер перемен», концерта в СССР и аудиенции с Михаилом Горбачевым. Тем, кто видел фильм о японском туре группы, будет уже сложновато: они ожидают скорей отчета о соблазненных девицах и ваннах шампанского. Прекрасно понимая, насколько непопулярное признание сейчас делаем, заявляем: в начале 80-х немцы Scorpions были куда круче, чем любые их длинноволосые коллеги из США, — жаль, что книга Шенкера скорей о музыке и дружбе, чем о, извините, «девках, музыке, бухле». Впрочем, он же просто музыкант — и это многое объясняет.
Оценка 3
Михаил Марголис
«АукцЫон».
Книга учета жизни»
«Амфора», 2011
Обозреватель газеты «Известия» и большой энтузиаст российской (скорее советской) рок-музыки Марголис нашел отличный выход из сложнейшего положения. Ведь попробуйте написать сколько-нибудь внятную историю самого сумасшедшего музыкального коллектива СССР, если её действующие лица абсолютно серьезно пользуются статусом небожителей, да ещё и интервью не дают. Но Марголису — дали. Путаясь в датах и людях, со скрипом, иногда с видимой неохотой с Марголисом идет на контакт даже недоступный Леонид Федоров, от которого ожидаешь, что он умеет разговаривать исключительно стихами Бродского или Введенского. Вот за это спасибо автору. И ещё одно спасибо за объективность: на сцену выведена даже персона нон грата для поклонников группы, бывший вокалист «АукцЫона» Сергей Рогожин, улепетнувший при первой возможности в группу «Форум» и до сих пор сохранивший немало язвительных реплик в адрес бывших коллег.
Оценка 4
Оскар Питерсон
«Джазовая одиссея.
Автобиография»
«Скифия», СПб, 2011
Классический джаз в современном понимании имеет абсолютно незаслуженную репутацию звукового дизайна для ресторанов и филармонических залов. Если поклонник джаза — особенно тот, кому ещё не исполнилось сорока, — ищет биение жизни, то обращается, как правило, к фри-джазу или, скажем, к новому хип-хопу. Фактор, который в киноленте «Догма» определялся как «искра божьего гнева», ушел из джаза навсегда, оставив адептов вздыхать под запиленные пластинки... Если вы молча согласились с каждым из высказанных выше предположений, вам необходимо ознакомиться с переизданием автобиографии Оскара Питерсона. Положа руку на сердце, трудно назвать Питерсона великим музыкантом — таких принято называть выдающимися, зато он умеет писать о «настоящих великих», а это впечатляющий список: от Эллингтона и Фицджералд до Рэя Брауна. «Посетил нас и Диззи Гиллеспи, а закончилось все тем, что он извинился и улегся спать в маминой кровати наверху...». Питерсону удалось зафиксировать дыхание эпохи, когда Гершвин казался фигурой совершенно демонической, а музыка Билли Холидея не могла звучать даже в приличном отеле: так книга о любви к музыке превращается в книгу о бунте.
Оценка 4