28 февраля 2018 года
Байопик, 16+
Режиссер Алексей Герман мл.
В ролях: Милан Марич, Данила Козловский, Хелена Суецка, Ева Герр, Артур Бесчастный, Антон Шагин, Светлана Ходченкова, Елена Лядова
1971-й. Ленинград. Ноябрь. Писатель Сергей Довлатов пытается найти себя и пристанище для своих ироничных бытовых рассказов. Но они в эпоху претенциозных подвигов рабочих не нужны ни одному издательству.
Внимание! Электронный ключ на прокат «Довлатова» выдают только на 1-4 марта, потом кина не будет. Это все происки, неожиданно, «Диснея», впервые ввязавшегося в прокат авторского кино и придумавшего эту аферу с единственной целью — «Все в кино». Все ради ажиотажа — на фестивальные фильмы у нас ходит очень уж тонкая прослойка общества, обладающая либо небольшим семейным бюджетом (либо никаким), либо та, которая предпочитает театр презренному искусству. А тут как раз есть возможность приоткрыть дверь для большого и чистого широкой аудитории. В общем, цель «Диснея» предельно соответствует цели Эрнста, когда тот выпускал сиквел «Иронии судьбы» и кричал из каждого утюга, что по телевидению не будет показывать продолжение приключений алкоголика из Москвы аж два года. Эрнст, кстати, слово сдержал. И цель эта заключается в том, чтобы поймать хайп на Берлинском кинофестивале, где «Довлатов» — единственный фильм в конкурсной программе из России, обработать ударными темпами пиара целевую аудиторию и выцарапать у кинотеатров как можно больше сеансов. Стоит отметить, что после двух призов в Берлине сами Netflix купили права на прокат картины за пределами РФ на своём стриминг-сервисе.
«Довлатова», несмотря на ужимки «Диснея», посмотреть все же стоит. Это очень чуткое кино, очень эпохальное и очень смотрибельное. Герман-младший не стал снимать байопик про надлом талантливого человека в неблагосклонном к талантам государстве. Он снял фильм про одну неделю из жизни Ленинграда 1970-х, причем в довлатовском духе — детально, с любовью к историческому реквизиту (сам режиссер искал по знакомым символы эпохи), с особым вниманием к костюмам и свету. Первый канал рассказывал, что даже лампочки в фонарях на улицах, где проводили натурные съемки, меняли на старые советские. Польский оператор Лукаш Зол, номинированный за «Иду» на «Оскар» и засветившийся в мультфильме-калейдоскопе про Ван Гога, создал в «Довлатове» атмосферу воспоминания, созданную за счет теплых бежевых и персиковых тонов и эффекта «засвеченности» заднего плана (впрочем, здесь видно и влияние Германа — у него всегда фильмы с особой палитрой).
Весь этот антураж, цветокор, костюмы, саундтрек наложились на (и подчеркнули) актерскую игру: Марича, выбранного за счет фигуры (сам Довлатов, как и актер, похож на негабаритный платяной шкаф, выставленный в общий коридор коммуналки) и выражения легкой потерянности на лице, а ещё Козловского, Шагина, Лядовой, Бесчастного, каждый из которых вносит свое очарование Ленинграду.
Фильм про Довлатова — это, конечно, же драма, но драма имплицитная — без перегибов в критику совка, хоть и с его ироничным осуждением. Довлатов мается, не находит места, но демонстрирует приверженность времени, друзьям, людям из творческого окружения. «Довлатов» — это отражение истории, трагической, памятной, но все-таки нашей. Той, из-за которой мы любим наше прошлое и нас самих в нем.