19 октября 2017 года
Жанр: фантастика, 3D/IMAX, 16+
Режиссер Дин Девлин
В ролях: Джереми Рэй Тейлор, Джерард Батлер, Эбби Корниш, Талита Бейтман, Эд Харрис
Чтобы Ирмы и прочие Катарины не разрушали все, что создано непосильным трудом, человечество придумало опутать землю сетью спутников со встроенным климатическим оружием. Как только над Землей зарождалось что-нибудь штормовое, они выстреливали и блокировали плохую погоду. И все шло хорошо, пока один из спутников не вышел из строя и не заморозил самым наглым образом пол-Афганистана. Пришлось Джейку Лоусону (Батлер с брюшком), строителю климатотронов, лететь и чинить его. Он-то и обнаруживает, что со спутником все в порядке, за исключением того, что кто-то из окружения президента взломал его с сугубо корыстными целями. Настало время спасти человечество.
Тот факт, что жанр фильмов-катастроф находится в глубоком декадансе, известен давно. Причина даже не в том, что из него ушли деньги или люди. Из него ушла свежесть и актуальность. Кинолюбовь к природным катастрофам эволюционировала в кинолюбовь к супергероям (вполне вероятно, людям приятнее видеть, что в случае чего их спасут сверхчеловеки, а не подвыпившего вида Джерард Батлер), а одними спецэффектами сыт не будешь. К тому же драматургия фильмов-катастроф остановилась в развитии — все развивается по более или менее очевидному лекалу: независимые ученые обнаруживают проблему — природа/инопланетяне атакуют — отдельные личности пытаются выжить. И «Геошторм» стал, наверное, первой попыткой уйти от шаблонов и скрестить катастрофу с штурмовым боевиком. Батлера многие любят за «Падение Олимпа» как большого специалиста в вопросах похищения президента. Очевидно, катастрофу террористическую можно было бы наложить на катастрофу природную. Думали они.
Но вышло не очень. За «Геоштормом» стоит Дин Девлин, продюсер и сценарист всех знаковых катастроф начиная с первого «Дня независимости», ближайший соратник Эммериха, человек, сделавший многое для становления жанра и не меньше для его сползания в пропасть. «Геошторм» — его режиссерский дебют. Видимо, больше никто не захотел связываться с вымирающим жанром, и Девлину пришлось самому защищать свое детище. Но хороший сценарист совсем не значит хороший режиссер. Первые фокус-группы, отсмотревшие фильмы, плевались настолько активно, что студии Warner Brothers пришлось нанимать продюсера Джерри Брукхаймера в качестве пожарного. Он стоил студии года опоздания с релизом, пересъемом ключевых сцен и лишних 15 млн. То есть если даже сейчас «Геошторм» не отличается актерским мастерством, можно представить, что было на выходе после первого постпродакшена. Брукхаймер, конечно, молодец, благо франшиза «Пираты Карибского моря» во многом обязана ему, но с «Геоштормом» это не пройдет.
«Геошторм» оказался слишком вымученным и неправдоподобным. Картонные спецэффекты, когда на экране сметаются целые города, смотрелись свежо в «2012». Сейчас же шестилетние дети знают, что к чему (кстати, о детях — пора вводить «Золотую Малину» за худший экранный дуэт отец — ребенок: Джеральд с его экранной дочкой легко займут первое место). Воровство президента выглядит комичным актом. А то, что действительно должно выглядеть смешным — многочисленные шутки — навевают мысли о престарелом стендап-комике: у него слишком дряхлая фанатская база, чтобы смешно было всем остальным. Вне всякого сомнения, жанровый мэшап немного спасает «Геошторм», но катастрофа все равно обернулась катастрофой.