2 июня 2016 года
Вчера в баре Twelve собралась толпа людей, которые хотели послушать, что думает популярный блогер и путешественник Илья Варламов о нашем городе. В восемь часов вечера были заняты все столики и все места у барной стойки, люди продолжали приходить, и в результате заполнили весь подвал.
Первое, что спросил Варламов, когда зашел: «Это что, вы все специально пришли со мной пообщаться?» — и тут же все заснял на телефон. Второй вопрос: «А есть люди из городской администрации или от губернатора? Покажитесь, пожалуйста. А из ФСБ? Они точно должны быть, нас же больше трех». Никто не признался.
— Челябинск оказался ещё хуже, чем я представлял. Есть общее представление о вашем городе — это город суровых мужчин. И власть как будто пытается соответствовать этому образу. То есть какой-то немытый мужик, который не наденет красивую шелковую рубашку, не причешется, не будет делать маникюр. Он будет максимально свиреп, волосат, угрюм. Вот такой у вас город. Мне здесь совершенно неуютно. Я посмотрел на город сверху, из одного из высотных зданий — он мне напомнил Детройт по количеству пустырей, промзон и недостроев. Очень рыхлый центр. Это не город, это село. Полный хаос с архитектурой, катастрофа. Нет никакого понимания, что такое историческая среда. Рядом с чудесным особнячком строят нелепую башню. Знаете, это напоминает какой-то карнавал, как будто ты попал за кулисы, там один в костюме индейца, другой — Маугли, третий — пират. Они бегают, копошатся, и такое впечатление, что вот сейчас прозвенит звонок, и все как-то пойдет своим чередом. Но звонок не звенит. Ничего не выстраивается.
Есть очень простой тест, как понять, комфортно тебе в городе или нет. Вот идешь и думаешь: где бы я сейчас сел поработать, у меня, например, есть два часа времени. Здесь я бы нигде не сел.
Я не видел ни одного уютного уголка, ни одной хорошей улицы, ни одного сквера, в котором я бы захотел остановиться.
— По счастливой случайности этот район не успели испортить. Он, видимо, просто не представлял интереса для девелоперов, его в распилах не замечали. И ему повезло. Я наблюдаю в России парадоксальную картину: бедные города, которые не могли в 90-е особо что-то строить, выглядят сейчас гораздо лучше и уютнее, чем те, у которых деньги были. Просто не было возможности город уничтожить. У руководства крупных городов не хватает квалификации, компетенции, знаний, что с пространством таким делать. У них в руках деньги — как граната в руках у обезьяны.
— (в ответ на вопрос о шести тысячах дольщиков, обманутых компанией «Гринфлайт» и просьбу помочь «осветить этот вопрос на федеральном уровне») Я в курсе, читал в новостях. Но ничего хорошего я вам не скажу. Нет, я не могу эту проблему никак осветить. Я вам могу открыть свой ноутбук, и по слову «дольщик» вы увидите, что у меня каждую неделю приходит по 10 писем. Вы, наверное, не представляете масштаб бедствия по России. Нужно для этого завести отдельный блог. Я, правда, не знаю, чем помочь. Посочувствовать могу.
— Когда-то придумали, что в каждом городе-миллионнике должно быть метро. И теперь у каждого города-миллионника ужасные провинциальные комплексы. Вот кровь из носу нужно эту медальку получить, тогда мы станем настоящим городом, а не непонятным селом, как Омск. Не надо. Толку от метро не будет. Это суперубыточный проект. Я поездил по Челябинску — я не вижу необходимости строить метро (хотя, конечно, с расчетами я не знаком). Примерно такая же история была в Омске.
Все знают про метро в Омске? В Омске метро состоит из одной станции. Поймите — не из одного перегона! Не из двух станций и туннеля между ними. Там просто — одна станция, и все.
Там вход в метро, висит буква «М», ты туда спускаешься, есть двери от метро, и, говорят, из динамиков иногда доносится шум проходящего поезда. Больше ничего нет! Мы придумали, как на те же деньги сделать в городе сеть скоростного трамвая. Презентовали проект, всем понравился. Осталось только губернатору договориться с Минтрансом, чтобы деньги из федерального бюджета шли не на поддержание мертвой стройки метро, а на строительство суперсовременной хорошей трамвайной сети. Но они не стали просить об этом и продолжают закапывать деньги. Они будут строить метро всю жизнь. Чтобы метро эффективно работало, нужен пассажиропоток — 80 тысяч пассажиров в час. У вас нет столько людей. Будет пустое метро, как в Самаре и Екатеринбурге. Поезда ходят раз в 15 минут. В них днем 10 человек. Городской бюджет будет постоянно закапывать туда деньги, просто чтобы оно ехало. Лучше поменяйте свой трамвай на скоростной – это будет в 10 раз дешевле. Я так думаю.
— Поймите, у нас сейчас то же самое, что творилось в Европе в 50-60-х годах, когда все считали, что будущее за личным транспортом, а общественный транспорт — удел социально неблагополучных слоев, неудачников, студентов и пенсионеров. К чему привело? Нет ни одного города в мире, который был бы пригоден для личного автомобиля. Даже американские города — в автомобильной стране! — развиваются в сторону общественного транспорта. У нас все плохо. И маршрутки плохо. И устаревший подвижной состав плохо. Ничего не поделаешь. Город вынуждает человека покупать личный автомобиль.
Да, ездить в общественном транспорте можно только от безысходности.
По доброй воле человек туда не сядет. И с девушкой в трамвае кататься как-то тоже... странно. Она не поймет и, наверное, уйдет. Девушки, вас приглашали в трамвай на свидание? Вот видите. Автомобилей будут покупать столько, пока они не забьют все место. Места для машин в городе не хватит. Вот вы сейчас гордитесь, что у вас город без пробок, а будет скоро, как в Екатеринбурге. Будете стоять и злиться. Велосипед — вот современный городской транспорт.
— (в ответ на вопрос о том, видел ли Варламов в городе достопримечательность – одиночные пикеты против строительства Томинского ГоКа) Я не знаю про ваши одиночные пикеты. Но я не понимаю, зачем вы там стоите. Ну, если хорошая погода, можете стоять. Просто все, кто может вас тут увидеть с пикетами, — они и так об этом знают. Вы хотите мэру открыть глаза? Или губернатору? Чтобы они узнали, что у них строится ГОК? Другой вопрос — выносить вопрос на федеральный уровень. Я не знаю, как его вынести на федеральный уровень. У любой протестной активности есть шкала. Когда три человека выходят — это городские сумасшедшие, это забота участкового. Когда 10 человек — можно позвонить главе района. 100 человек — проблема выходит на уровень города. А если 10 тысяч человек — это замечают в Москве. Я не уверен, что все в Челябинске понимают, чем так плох Томинский ГОК. Работайте с общественным мнением.
— С велодорожками нет в городе никаких проблем. Их очень просто сделать. Отодвинуть парковку на метр от тротуара, нарисовать краской разметку, резиновые столбики поставить – это обойдется в три копейки. Да мэр не может быть против велодорожек. Мэру нет никакой проблемы это сделать. Но он не может что-то делать просто так. Он будет делать что-то, если это ему даст плюс 5 процентов к рейтингу
. Тогда мэр завтра сам будет стоять с кисточкой и рисовать велодорожки. А ваше телевидение будет его снимать со всех ракурсов.
Но в вашем городе я видел очень мало велосипедистов. Поймите, у велосипедиста главная проблема в городе — не велодорожки, не зима, не велопарковки, а где хранить велосипед. Поверьте мне, я езжу на велосипеде круглый год.
— Не знаю ответа на этот вопрос, как тебе Челябинск. Да никак. Я не знаю, зачем приезжать сюда. Добровольно я в ваш город не вернусь. Я его посмотрел и забыл. Может, конечно, я что-то не видел. Хотя есть в России масса городов, куда я могу с удовольствием приехать на выходной: Питер, Псков, Севастополь. Севастополь можно называть русским городом? Как у вас тут с этим?
И никакой ШОС вам в этом не поможет. Я наблюдал в разных городах, как им давали деньги на крупные федеральные проекты. Они на них гуляют, как в последний раз, чтобы пыль в глаза пустить, а потом ничего не остается. Бесполезная инфраструктура и одна хорошая дорога в аэропорт.
Я правда не знаю ответа на вопрос, почему человеку нужно приезжать в Челябинск. Вот даже с метеоритом история. Это же очень крутая история! Одна из главных общероссийских достопримечательностей — это люди в стране про Челябинск знают. Но у вас никто не занимается этим. Никто мне сегодня не захотел продать метеорит.