24 апреля 2017 года
У Челябинска появится пятый город-побратим — китайский Сиань. В Челябинске миллион двести жителей, в Сиане ровно в шесть раз больше. Главное, что нас объединяет, — «Великий шелковый путь». Челябинск был построен его на линии, а Сиань был местом назначения торговых караванов. Так что Сиань тоже мог бы поставить себе на герб верблюда! Мы решили сравнить города и нашли ещё десять сходств и различий.
Челябинскую площадь Революции назвали так в честь Октябрьской революции большевиков. Главная её достопримечательность, сюрприз, памятник Ленину — возле него назначают встречи и свидания. Иногда на площадь привозят луна-парк, а музыканты дают концерты под открытым небом. А если лето и на площади свободно, по ней колесят роллеры и скейтеры.
В Сиане самую центральную площадь определить сложно. Местные жители считают центральным весь древний квартал, обнесенный крепостной стеной. Но если подходить к вопросу с точки зрения истории и географии, то центральной можно назвать площадь с Колькольной башней. Это здание было построено в 1384 году, несколько раз перестраивалось и даже немного передвигалось. Использовалось то как тюрьма (в военные годы), то в качестве планетария. Ещё башня была кинозалом, телефонной станцией и метеорологической обсерваторией. А ещё здание высотой 36 метров окутано легендами по самый колокол. Который, кстати, до сих пор звонит каждое утро.
Ну что вам сказать про дороги Челябинска? Пробки. Ямы. Нервные таксисты. Местами — сложные развязки. Но сфотографировать можно красиво.
В Сиане есть широченные, современные платные магистрали и обычные городские двух-трех полоски. Но движение очень хаотичное: автобусы, легковушки, велорикши (!) и такси снуют туда сюда и частенько врезаются друг в друга. А ещё тут по правилам можно поворачивать направо под красный, так что пешеходы держат ухо востро: пропускать людей тут не принято. И ещё одна маленькая деталь: в историческом центре все дороги строго перпендикулярны, вы не найдете там разных закоулков или извилистых «тещиных языков».
А вот с парками у нас все хорошо: они есть, и они красивые. А Парк Гагарина — вообще самый большой естественный парк в центре города-миллионника не только России, но и мира. Его площадь - 1200 гектаров.
Сиань — достаточно зеленый город. В центре везде клумбы и аккуратно оформленные деревья. А ближе к окраинам разбиты парки, сады и зоопарки. Лучшим образчиком, наверное, служит Лотосовый парк династии Тан.
Самый заметный и грандиозный городской аттракцион — колесо обозрения. 18 кабинок, все с отоплением, высота колеса 73 метра (третье по высоте в России!), полный оборот делает за 12 минут. Есть в инстаграме каждого челябинца.
В самом городе есть парк аттракционов, но он не фонтан. Зато буквально в двух часах езды от Сианя проложена жуткая и самая опасная пешеходная тропа в мире. Китайцы с помощью досок, цепей и железных прутов сколотили что-то подобие ступеней по скалам и предлагают теперь всем желающим прогуляться. Бррр.
Через Челябинск течет река Миасс, и набережная пока благоустроена очень условно. Красиво, например, у Исторического музея, но в основном на всем протяжении реки все выглядит очень незатейливо. Но в самых ближайших планах чиновников — зеленая зона с кафе и спортплощадками, туда же войдет и сад камней. А ещё недавно у реки запретили громоздить многоэтажки и предприятия.
Сиань стоит на реке Вэйхэ. А кроме того, в городе несколько искусственных водоемов в парках. Местные жители любят там устраивать пикники и кататься на лодках. Но за торжественную набережную считают все тот же лотусовый парк. Зато у них есть фонтаны. Очень много фонтанов. слишком много фонтанов в одном месте.
В Челябинске это, извините за тавтологию, «Челябинск-СИТИ» — гигант, возвышающийся во все свои великолепные 111 м (вместе со шпилем) над пешеходной Кировкой. Кстати, многие челябинцы считают, что это уродливая махина, которую надо снести.
Shaanxi Information Mansion — это Сианьский небоскреб, с офисами, торговыми площадками и небольшими ресторанчиками. В общем-то, как «Челябинск-Сити», только вдвое выше (228 м, построен в 2006 году).
Челябинск — город промышленный. Что только мы не производим: цинк, ферросплавы, знаменитые танк... то есть, простите, тракторы, а на Трубопрокатном заводе - трубы. Там есть красивый современный цех «Высота 239».
В Сиане много чего производят. Есть металлургические цеха, текстильная фабрика и даже небольшой космический заводик. Но гордость Сианя - одноименные самолеты - истребители и тяжелые транспортные машины Xi'an, которые вполне достойно выглядят на авиасалонах в Европе.
Челябинску 280 лет, и у нас много красивых исторических мест - например, дом купца Рябинина. Памятник архитектуры!
Да Сиань - сплошное историческое место. Впрочем, есть тут достопримечательность, которая известна по всему миру. В 1974 году тут случайно, рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди отрыли комнату с терракотовыми мужиками. Восемь тысяч воинов с лошадьми, и все как один терракотовые. Император Шихуанди верил, что будет править вечно, вот и запасся армией.
Южно-Уральский государственный университет — вуз-гигант, прямо сейчас там учится примерно 56 тыс. студентов. Есть суперкомпьютер, а ещё ЮУрГУ готовит специалистов для «Роскосмоса».
В Сиане 29 университетов (пять частных)! Каждый из них представляет собой небольшой студенческий городок с общежитиями, учебными корпусами и местами для отдыха. В общем, как наш ЮУрГУ, только их 29. На фотографии, например, главный корпус транспортного университета. Он считается лучшим в Сиане, а во всем Китае - на 14 строчке рейтинга.
В Челябинске его нет — есть хронический недострой, объект злого стеба и дискуссий. Чтобы его достроить, нужно 50 млрд рублей, поэтому чиновники и горожане предлагают превратить его в концертную площадку или стадион.
В Сиане начало истории немного похоже: в 80-х годах прошлого века его начали планировать и рисовать схемы. Рисовали вплоть до 2006 и 13 сентября согласовали. А теперь вдохните: в 2011 году в Сиане открыли метро. Не все сразу, только участок второй линии. А теперь ещё раз вдохните: сейчас в Сиане три ветки и 64 станции. А к 2020 (когда в Челябинске строят новую трассу в аэропорт) тут будет ещё три ветки, одна из которых закончится в местном аэропорту.
Метро — болевая точка номер два в Челябинске. Номер один — экология. Заводы дымят, дышать систематически нечем, одни решают уехать из города, другие терпят, третьи - митингуют в противогазах под девизом #челябинскдыши.
Сиань - типичный китайский город со смогом. Промышленность, а также типичный городской выхлоп - это ещё полбеды. В лучших традициях республики многие дороги сделаны не из асфальта, а из бетона (он более устойчив к жаре). Поэтому в часы пик в воздухе весьма плотная взвесь бетонной пыли, такие дела.