1 марта 2012 года
Круче всех был бы, конечно, дирижабль. Не в том смысле, что на нем удобно, а в том смысле, что про него можно смешно написать: в городе, скажем, Нижние Караси жители перемещаются исключительно на воздушном транспорте. Ну а за неимением дирижаблей пользуемся чем попало. Можем, кстати, сообщить, что велорикши, кареты и неожиданно раскрашенные такси в нашей стране — уже вполне обыденное явление.
ВОЛГОГРАД
«Лапоть»
Волгоградцам повезло: в теплое время они чуть ли не каждые выходные сваливают отдыхать на острова. Добраться туда можно на обычных речных трамвайчиках либо, что гораздо веселее, на так называемом «лапте». Хотя официально он называется «судно ПС-315». Представляет он собой ветхое суденышко с поблекшей рубкой, лавочками и мотором, торчащим посреди скрипучей палубы. Иногда с него снимают кожух, так что во время пути разговоры придется оставить, все равно ничего не слышно из-за надрывного тарахтения. Бортики невысокие, так что при желании можно достать рукой до воды. Романтика поистине марктвеновская. Причал на Бакалде точно такой же, какие бывают на иллюстрациях к американским книжкам начала прошлого века. Даже деды там курят картинно, прищуриваясь на солнце. Когда вечером возвращаешься в город, сидя на носу полупустой палубы и глядя на неяркие огни, то невольно тянет на задушевные беседы с каким-нибудь Джимом, пусть и не чернокожим.
ВОРОНЕЖ
Велорикша
По нашему мегаполису курсирует разнообразный транспорт: кто помоложе норовит втиснуться в «газельки», а граждане более солидного возраста, например пенсионеры, предпочитают «народный маршрут». Но мы обнаружили совсем уж непривычное для нашего региона средство передвижения — самого настоящего велорикшу, воспользоваться услугами которого может любой. Крутит он педали на своем тюнингованном трехколесном байке в «Сити-парке «Град» с вечера пятницы и до конца уик-энда. Сначала с ветерком покатает по торговому центру на своем солнечном велосипеде, а потом домчит утолить голод в фуд-корт «Город Поваров», где и придумали этот экзотический способ доставки гостей. У велорикши, как и у настоящего таксиста, язык подвешен — он и про местные окрестности расскажет, и о меню в кафе, и даже обо всех акциях в курсе. Для вождения этого вида транспорта, конечно права не требуются, но хорошей физической формой и выносливостью отличаться велошофер все таки должен, ведь управлять громоздким железным конем достаточно сложно. Прокатиться на велорикше попробовали и мы это не только быстро и весело, но и комфортно. Используется это средство передвижения и как рекламный носитель на колесах, задумка такова, что люди не могут не обратить внимание на трех веселых поваров, изображенных на бортах, и не зайти (заехать) подкрепиться. Пусть этот «чудомобиль» в Воронеже пока диковинка, но кто знает, может быть, в светлом будущем велорикши заполонят наши улицы и магазины.
ЕКАТЕРИНБУРГ
«Веселый трамвай»
Пробки? Весеннее обострение болезней ума у всех водителей разом? Бросайте ваше авто, или корпоративный автобус, или что там у вас еще. Переходите в трамвай! Да, он ходит по маршруту, но вы ведь можете взять его в аренду. Собрать веселую компанию, набрать еды и питья и кататься по городу. В качестве разминки ума предлагаем ещё попросить сопровождение гида, который расскажет вам про город. Корпоративный праздник, день рождения, свадьба, юбилей, мальчишник, поиск релаксации и возможности побыть наедине с собой и городом (правда, тогда вам придется самому оплачивать всю аренду трамвая)… Ваш вагоновожатый ждет вас! У нас есть своя история, связанная с экскурсионным трамваем, после которой мы называем его «безумный трамвай», и не иначе. Мальчики-коллеги таким образом решили поздравить нас с 8 Марта: закупили напитков, заказали фуршетной еды, разработали маршрут… На заранее оговоренных остановках появлялся наш очередной коллега с каким-то сюрпризом: к примеру, на ВИЗе к нам присоединился трамвайный заяц-безбилетник (в ростовом костюме огромного розового зайца). К середине праздничного путешествия мы весело распевали на разные голоса песни под караоке и удивлялись, почему люди на остановках провожают наш трамвай странным взглядом. Потом поняли, что водительница (большой оригинал) включала уличные динамики с нашими завываниями. Так мы и носились по уже темному вечернему восьмимартовскому городу: в безумном трамвае с оранжевыми бантами и громкими нестройными песнопениями.
ИЖЕВСК
Wi-Fi-трамвай
Трамвай № 9 с бесплатной Wi-Fi-зоной, раскрашенный в боевой зелено-розовой цвет, встал на рельсы в феврале 2011 г. Помимо доставки из пункта А в пункт Б вагон обещал снабдить пассажиров бесплатным доступом к Интернету. Проверить сию щедрость решились не все и не сразу, поначалу насоздавав кучу тем на форумах. Сомневающиеся открыли свои ноутбуки и айфоны навстречу Wi-Fi-халяве. Через пассажиров об Интернете в своем вагоне внезапно узнали и бабушки-кондукторы, которые сразу запутались, куда люди входят и выходят. Насколько хорошо ловится — вопрос относительный. Кому-то не перепало и килобайта, а кто-то невзначай зацепил трафик, проезжая мимо на машине.
ЛИПЕЦК
Карета
Трамваи, троллейбусы, автобусы, вездесущие ПАЗики и другая продукция отечественного и иностранного автопрома в той или иной степени изучена липчанами вдоль и поперек. И для многих станет открытием, что и в столь тривиальной области, как общедоступный транспорт, у нас можно найти нечто эдакое, чтоб можно было добраться из пункта «А» в пункт «В». Не будем мучить читателей догадками: мы имеем в виду карету. Да-да, именно лимузин Средних веков и эпохи Просвещения, в технических характеристиках которого значатся всего две лошадиные силы (по желанию — четыре). Зато какие! Самые что ни на есть настоящие. С подковами и гривами! Карета, конечно, к музейным экспонатам имеет разве что чисто внешнее отношение: это новодел, максимально приближенный к оригиналу. Однако некоторые современные опции имеются. Речь, конечно, не о кондиционере, а об отоплении на случай холодов в одной из них. Как? Вы не знаете? В нашем городе аж две кареты есть. Кстати, два их близнеца только по Москве катаются. Хоть и кажется, что этот ретроэкипаж отличается крайней неповоротливостью, с маневренностью у него все в порядке: проедет куда и где угодно. Вопрос только в цене вопроса — она у него совсем немаленькая. Невесты особенно любят сей аттракцион. Это, видимо, из разряда избитых штампов, типа <какая девочка не мечтает хотя бы на минуту стать принцессой>. А тут кринолин, карета, рядом принц: В общем, сказка наяву. Только без хрустальной туфельки.
МАГНИТОГОРСК
Сани с волосами
Быть может, правы те граждане, что уверяют, будто бы именно транспорт и есть подлинное лицо каждого населенного пункта. Коли так, то «физиономия» Магнитки моментально набивает оскомину: скучные трамваи, грязно-желтые маршрутки да почти вымершие автобусы. Ни дать ни взять – инсталляция палеонтологического музея, демонстрирующего «динозавров» общественного транспорта. Но, как всегда, ситуацию оживляют млекопитающие. Точнее непарнокопытные. Разномастные лошадки, снующие по обочинам дорог с единственной целью — развлечь скучающих горожан. И если летом тянут они за собой чудные фанерные «кареты» да картонные «фаэтоны», то зимой — сани «с волосами». Так прозвали эти странноватые приспособления дети, которых регулярно эти самые «волосатые» сани катают вокруг центральных скверов да площадей. Суть вот в чем — внутри эти хитроумные сооружения на полозьях выстланы чем-то длинноворсным, чем-то напоминающим коврики из магазинов одной известной скандинавской фирмы. Сидится на этом мягко, но… Но запах! Оно и понятно: лошадки сами по себе пахнут совсем не так, как мамина косметичка. Но «волосатая» подкладка, которая долгие зимние месяцы впитывала в себя эти животные ароматы, вышибает слезу и вызывает спазмы в горле. Впрочем, и здесь можно найти положительную сторону. Отправляете, скажем, мужа с ребенком на катания. Чтобы проверить, действительно ли папа с дочкой или сыном прокатали сумму, указанную в смете, на лошадках, допросы с пристрастием ни к чему. Достаточно лишь обнять вернувшегося с прогулки ребенка и глубоко вдохнуть…
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Ретро-Lincoln
Голубое чудо на стоянке перед входом в развлекательный комплекс «Батыр» — не что иное, как Lincoln Town Car, американский большой заднеприводный автомобиль с бесключевой системой запуска и V-образным 8-цилиндровым двигателем. Если у невесты не очень пышная юбка, то человек восемь может вместиться. Владелец клянется, что привез экземпляр непосредственно из Чикаго. Кто уж там превращал машинку в ретроэкспонат — просто Джон-умелец или спецы из West Coast Customs — достоверно неизвестно. Летом автомобиль (сетует хозяин) трудится почти круглые сутки, зимой гораздо реже. А вот на 8 Марта уже пара заявок есть.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Фуникулер
Канатная дорога через Волгу открылась буквально на днях. В качестве подвижного состава — 8-местные гондолы. Каких-то 12 минут — и опля! — под чудесный пейзаж вас перенесут на другой берег. Сейчас канатка работает с 7 утра до 22 часов и рассчитана на тысячу человеко-пассажиров в час, а вскоре ее запустят круглосуточно. Некоторых трусих, которые опасаются плыть над водой на 500-метровой высоте, заверяют, что канатная дорога защищена уникальной системой эвакуации и шестью типами крепления. Билет — 50 рублей.
НОВОСИБИРСК
Троллейбус на батарейках
Новосибирск, как известно, — город инноваций. Поэтому даже такой рядовой вид транспорта, как троллейбус у нас с каким-то подвыподвертом. В апреле 2011-го по улицам начал курсировать один такой нестандартный представитель рогатых под номером 5а и ездил он от пл. Калинина до ТЭЦ-5. Часть маршрута он, как и положено, катил, уцепившись «усами» за провода, а вот затем, аки гордый олень, рога-то скидывал и ехал, мимикрируя под автобус. Внутри-то там было красиво и уютно, чисто и комфортно. И кондуктор-то была редкой доброты женщина: при входе, лучезарно улыбаясь, со всеми пассажирами здоровалась, а на выходе всем хорошего дня желала. Ну истинно святая женщина — как пить дать до троллейбуса работала в каком-нибудь культурном учреждении вроде филармонии. Чудо техники было оснащено халявным Wi-Fi, что само по себе уже фишка. Ну, правда, не агрегат был, а какой-то гордый засланец из будущего. В ноябре 2011 г. троллейбус автономного хода даже представили на всероссийской экологической выставке-конкурсе «Чистый город», презентуя его как экспонат-достижение в плане сохранения первозданности окружающей среды. А затем грянул гром (про гром — это мы фигурально выразились), и уже в том же ноябре 2011-го 5а сняли с маршрута. За какие такие прегрешения, в гортрансе не уточнили, как не сообщили и вероятность того, что экзотичного зверя снова выпустят на дорогу. Правда поговаривают, что троллейбус-мутант (уже под номером 401) будет кататься от пл. Калинина до аэропорта Толмачево, останавливаясь у новехонького экспоцентра «Сибирская ярмарка». Но мы боимся сглазить, и потому считайте, что ничего вам не говорили.
ОМСК
Вездеход «Арктика»
Сибирские автомобилисты настолько суровы, что им мало привычных средств передвижения. Что нам ваши эти московские пробки, техасские прерии и серпантины горнолыжных курортов! Кому сдались кабриолеты, феррари и двухэтажные автобусы! Несколько лет назад в Омском военно-конструкторском бюро умельцы разработали настоящий транспорт, на котором можно пройти практически сквозь огонь, воду и медные трубы, и с ним даже две российские беды — дураки и дороги — не проблема. Вездеход «Арктика» — это амфибийная грузовая платформа на воздушной подушке, о как! На нем можно передвигаться и над водными поверхностями, по снежной целине, торсистому льду, болоту и тундре круглый год, и в ус не дуть. Конечно, в качестве городского транспорта этот вездеход использовать слишком круто — маршрутчикам, которые привыкли себя чувствовать королями дорог, пришлось бы свои шумахерские амбиции попридержать… Зато нефтяники Крайнего Севера сразу полюбили «Арктику», теперь наше омское детище трудится на просторах Ямала, Камчатки и Сахалина. Говорят, мощь машины обеспечивают сразу два камазовских двигателя: вот это лошадиные силы, что и говорить! Так что не будет ничего удивительного, если в следующем фильме о Джеймсе Бонде Дэниел Крэйг будет настигать врагов на вездеходе с омскими номерами… Вот бы у нас ещё замену недостроенному метро придумали, можно было бы наш город назвать транспортной столицей России. И скандировать: «Идут вездеходы — салют омичам!»
ПЯТИГОРСК
Веломобиль
Единственный креатив, который <безколёсая> общественность ждёт от общественного транспорта (может, я кого-то сейчас удивлю) — это пунктуальность и увеличение его количества. Но пока бушуют кризисы, а, как мы знаем, ГАЗели в плохом экономическом климате не размножаются, приходится довольствоваться тем, что есть и жить по средствам. Вот, например, Железноводск. Тут всё лето колесило чудо инженерной мысли и сбывшаяся мечта «зелёных» — веломобиль. Эта штуковина здорово пугала местных кошек и заставляла трепетать сердца детворы. Веломобиль хорош как идея. Бензин не нужен, ноги и заднюю часть бедра держит в тонусе, смотрится эффектно. Крути педали и шокируй общественность. На практике же, такой вид общественного транспорта среди коренного населения особого восторга не вызывает. Зато курортники счастливы. Способ передвижения идеально вписывается в антураж и не портит образ и воздух здравницы. В этаком ретро-мобиле подкатить к питьевой галерее — особый шик. А больше нигде и не покрасуешься. Долго гнать веломобиль и остановить его можно только в глухих лесах железноводского парка. Благо места на разгон там предостаточно. Многих волнует вопрос, откуда он взялся вообще. Рассказываем. Изобретатель Андрей Миронов привёз сразу четыре веломобиля из своей коллекции. Вся эта затея вообще пока на уровне эксперимента. Не понятно приживётся ли он на просторах Кавказских Минеральных Вод. Если публика примет веломобили, они появятся во всех курортных городах.
САМАРА
Ретро-автомобили
На улицах Самары можно увидеть настоящие раритеты и шедевры мирового автопрома начала прошлого века. Судите сами: Buick 1939 года выпуска, BMW 321 1938 года и BMW 340 1952-го, Mercedes-Benz, созданный в 1938 году или, например, Fiat, увидивший свет ещё в 1930-м. Есть и отечественные машины — в первую очередь, старые «Волги», например, белый ГАЗ-21 1958 года выпуска.
Причем, все эти чуть ли не вековые «старички» благополучно ездят. Они занимаются не только тем, что красноречиво характеризуют своих владельцев как людей состоятельных и оригинальных. Раритетные машины ещё и придают красоту и оригинальный стиль свадьбам и прочим торжественным событиям. Дело в том, что такую машину можно просто взять на прокат. Многие праздничные агентства имеют договоры с владельцами старых авто и предоставляют горожанам услуги проката.
В Самаре даже есть клуб любителей олдтаймеров «Ретро-Авто». Как сказано на сайте клуба www.retro-avto.ru, «клуб открыт для всех тех, кто в современных линиях концепт-каров упорно видит классические черты». Видимо, таких людей в городе немало. Сдачей автомобилей в аренду на праздники в качестве транспорта клуб не занимается, но может предоставить ретро-реквизит для фото и видео-сессий. В основном "Ретро-Авто" осуществляет профессиональную оценку, экспертизу, реставрацию авто-раритетов, помогает в поиске и покупке старинных автомобилей, оформлении документов на них.
ТУЛА
Баня на колесах
ГАЗ-66, он же «шишига» (знаменитый грузовик времен Советской армии), появился на тульских дорогах в неожиданном обличье: полноценная автобаня на полном приводе с виду не отличается от простого грузовика. Внутри обнаруживаются парилка, дровяная печка, душ, предбанник. Преобразовавшийся грузовичок-вездеход не только может прокатить туляка до лесного массива, но и попарить. Вмещается полноценных четыре человека. Хозяин передвижной баньки, кстати, невероятно задушевный человек, рассказывает, что чаще всего клиенты просят доставить их в тульские леса или на речку Оку. И тогда он достает бензопилу… Но хорроры здесь ни при чем, просто по просьбе заказчиков банщик может сделать прорубь.
ТЮМЕНЬ
«Белый аист»
Что нам кабриолеты, лимузины и раритетные модели: такими тачками уже никого не удивишь. Тем более тюменцев — мы ж народ не бедный, можем и роскошные авто себе позволить, коли захотим. Машины по цене квартиры в центре Москвы на наших улицах не редкость. Чего уж говорить, если даже у новоиспеченных граждан есть собственный городской транспорт, точнее бюро перевозок новорожденных «Белый аист». Позвонил по нужному номеру, оформил заказ — и в назначенный час за папашей и остальными, слегка одуревшими от счастья родственниками прикатит машина. Пускай и не новая иномарка, а всего лишь родименькая «Волга», зато какая! Ярко-розовая или небесно-голубая — в зависимости от того, кто у вас народился — с белым аистом и цветной гирляндой на крыше. Такая на дороге смотрится круче любого лимузина, ведь от столь красочного экипажа невозможно глаз отвесть. Обычно так и происходит: «Волга» с аистом катит, а народ на остановках, в соседних машинах и автобусах пялится. Кстати, одним только внешним антуражем дело не ограничивается. Салон автомобилей тоже стилизован — обшит голубой и розовой тканью, ну и люльки для новорожденных, само собой, имеются, чтоб праздничную процессию не тормознули у ближайшего поста ДПС. В общем, все честь по чести: приедут, мамочку с бэбиком заберут, куда надо доставят, семейство на память сфотографируют. К слову, по телефону нас заверили, что тюменское бюро перевозок новорожденных — единственное в своем роде. По крайней мере на родных просторах машин с аистами на крыше замечено не было, а вот креативной идеей иногородние бизнесмены интересуются. Видать, прибыльное это дело — малышню из роддома забирать.
УЛАН-УДЭ
Благородный транспорт
Мы, как жители городка не особо густонаселенного, особым разнообразием транспортных средств, к сожалению (а может к счастью), не располагаем. Станций метро у нас нет, попасть под троллейбус мы не рискуем. «Истаны» и «Грейсы» — вот оно «наше всё». Однако перед соседними городами в грязь лицом не ударим и предложим, и все-таки ж соригинальничаем. Транспортную линейку расширить мы не можем, будем расширять рамки сознания. Что вообще может носить гордое название транспорта? «Википедия» нам в помощь. Ага! Это средство, предназначенное для перемещения людей, грузов из одного места в другое. Ну конечно, наши старые добрые друзья — лошадки, кони, пони. И на них ведь можно прокатиться по городским улицам. На площади Революции они в наличии и почти в свободном доступе. И не беда, что разрешается только медленным шагом и что лишь до памятника и обратно — людей-то перемещают! В основном детей, конечно. Взрослые понимание этого прекрасного занятия подрастеряли. Или стесняются просто. Детей за сотку туда-обратно подвезут, взрослых за две. Летом у памятника продавцы с сахарной ватой стоят. Так что, думаем, не зря дети так рвутся попасть. И не абы как, а на коне. Иногда даже требуют кортеж, мини-карету. И такое предоставляют. Правду значит, говорят, транспорт — не роскошь, а средство передвижения. Мы поинтересовались, а не находились ли коневоды-любители, которые пробовали угнать благородный транспорт прямо с площади? Был, говорят, один мужичок, но далеко не ускакал — конь ретивый был, сбросил. Вот какие умные существа лошади, и сигнализации не надо!
ЧЕЛЯБИНСК
Сигвей, или электросамокат
Мы, как обычно, несколько опережаем события. В городе, состоящем из троллейбусных проводов, трамвайных рельсов и недопрорытого метрополитена, трудно угадать креативный и при этом общественный транспорт. Про слесаря-велорикшу все газеты исписали до дыр. Длинные лимузины, кадиллаки и кабриолеты не вполне общественные, признаем честно. Лошади с каретами и без (при всей симпатичности) тоже сложно считать массовым видом транспорта. Был ещё вариант с воздушным шаром, на котором вполне можно прокатиться, но только не над городом, а над полями и лесами (таковы правила воздухоплавания). Кроме того, надо тепло одеваться даже в жару, да и дороговато — 20 тыс. руб./час. А вот сигвей, которого, правда, тоже пока почти никто в Челябинске не видел, мы выбрали предметом нашей заметки. Потому что нынешним летом это точно будет темой! Вы все их видели, конечно, в крупных европейских городах. Управлять им просто: включил кнопочку и едешь. Точнее, это сигвей едет, а ты стоишь. Сначала страшно, а потом отлично. Во-первых, ты сразу крутой. Во-вторых, не устаешь ходить. В-третьих, ни пробок тебе, ни светофоров, ни кондукторов — ты независимый субъект. В-четвертых, экологически чисто, сплошное электричество. Маршрут выбираешь — и вперед с песней. В городе уже есть пара контор, дающих сигвеи напрокат. Пока телефоны, правда, молчат, но к лету, надо думать, оживут. И наполнится город сигвеями, и покатят веселые челябинцы в разные стороны, пока в самокатиках не кончатся батарейки!