15 марта 2012 года
Тему мы нашли неблагодарную. Оказалось, добрые люди в постиндустриальном обществе не балуются такой чепухой, как разрисовывание стен. В Эпоху Социальных Сетей это неактуальная забава. Трудолюбивые наши редакторы изучили пристально все поверхности, подходящие для выражения фанатской любви, и нашли чуток артефактов, оставшихся от предыдущих поколений.
ВОЛГОГРАД
Рок-стена в баре Blues Rock
Каждый квадратный сантиметр здесь говорит о любви к рок-эпохе: мутноватый желтый свет, плакаты рок-исполнителей и старый байк у входа. Стены расписаны фресками с изображениями рок-звезд: кучерявый Хендрикс, Меркьюри, кажется, Пол Маккартни. Половину шедевров закрывают электро- и акустические гитары, пластинки, ну и, понятно, плакаты музыкантов. Вот тут-то и собирается в основном публика, чтобы пошуметь, посмеяться и подпеть музыкальному автомату. В целом местечко среди ценителей рока культовое.
ВОРОНЕЖ
Могила Хоя
Воронеж — родина группы «Сектор газа», песни которой звучали из каждого утюга. Да и ничего в общем-то особенного — колхозный панк, про быдлеж и пьяные посиделки. Летом 2000-го лидер группы Юрий Хой умер от острой сердечной недостаточности и был похоронен на самой окраине левобережного кладбища. Могила Хоя (Юрия Клинских) — это место паломничества его фанатов, которые не только помогли собрать деньги на памятник, но и расписали забор всевозможными «Юра, мы тебя любим». Кто-то даже его портрет нарисовал. Традицией стало оставлять свою надпись на заборе. Тут и географию фанов можно изучать: Москва, Орехово-Зуево, Кубань, Донецк.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Стена The Beatles
В нас долго спорили стена-граффити, посвященная Эми Уайнхаус, и стена The Beatles. Победило последняя по причине поддержания её поклонниками и просто неравнодушными людьми. Сама стена протяженностью приблизительно 40 наших шагов состоит из нескольких фрагментов. Мы на фото смогли запечатлеть только центральный, ибо на нем как раз и есть изображение знаменитой четверки. Музыканты изображены силуэтно, но узнаваемо для знатоков группы (к примеру, гитарный гриф, направленный влево, свидетельствует о том, что человек левша, значит это Маккартни). Памятник удобный — можно пристроиться к четверке пятым или шестым и сделать вид, что перебираешь струны на гитаре у Леннона (всегда стоял крайним справа), и сфоткаться. Перед самим барельефом есть что-то вроде маленькой сцены, иногда битломаны устраивают здесь концерты. Здесь же лежат цветы. Левая часть стены посвящена «Strawberry Fields» (это психоделическая песня об экзистенциальном одиночестве) и The Cavern Club (клубу, в котором группа первый раз выступила 09.02.1961). Правая часть стены — цитата из песни «The End»: «The love you take is equal to the love you make» («Любовь, что ты берешь, равна любви, что ты даешь»). Самостоятельные надписи содержат просьбы приносить в психушку ананасы, когда мир рухнет, объяснения в любви миру, всему человечеству, группе, поклонникам группы, конкретным людям, пицце (все же достойны любви, по философии группы). Есть и забавные «Moriarty was real», «Я против склеенных ежей», но это уже совсем психоделика…
ИЖЕВСК
Стена Джексона
Не в силах сдерживать свою любовь, адепты джексоновского движения выливают ее на красную стену и почитают, почитают… Начали с признаний в виде сердечек и разродились весьма приличным граффити Его Высочества с подписью внизу (для тех, кто не узнал). Попутно поверхность пополнялась признаниями вроде «Ты можешь изменить мир» и прочими мотивирующими цитатами, тем самым преобразуя закаляканную кирпичную кладку в Стену поклонения. Ныне художества разнообразились до черно-белых фотографий с изображением сами-знаете-кого. Какой подход выберет следующее поколение джексонофилов удмуртского разлива? Надеемся, разорится на бронзовый бюстик или хотя бы подставку для цветов.
КАЗАНЬ
Звезданутый бульвар
В Казани нет музыкальной стены, зато (прямо как в Голливуде) своя собственная Аллея звезд. Имена артистов, вписанные в латунные с позолотой звезды, вмонтированы прямо в мостовую. Первыми на этой мостовой зазвездились в 2003 г. легендарные татарские исполнители — Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. Созданы были звезды совместно управлением культуры города и компанией «Барс медиа». Позднее здесь же зажглись звездочки оперного певца Хайдара Бигичева, оперной певицы Муниры Булатовой и соловья всея татарского народа Салавата Фатхутдинова. Учитывая, что идея звездного пантеона эстрадных и театральных богов Татарстана принадлежала тогдашнему мэру Камилю Исхакову, после его ухода она постепенно угасла, как пролетающая над Землей комета. Впрочем, звезды татарских звезд на Баумана до сих пор сверкают, и поклонники их таланта да и просто обескураженные туристы могут, приложив ладошки к холодящему металлу, сфоткаться со звезданутым куском брусчатки. Ну или просто потоптать памятную латунь пыльным башмаком (что, конечно же, чаще бывает).
МАГНИТОГОРСК
Менка в «Партнере»
Менка… она же мен. Этимология? От глагола «менять». И в этом весь смысл, суть и причина появления сего феномена в жизни советского меломана. Хорошо, если вы дипломат. Повезло, если, невзирая на особое внимание со стороны КГБ, есть родственники за границей. Спортсмен или моряк? Отлично, значит «за бугром» бываете. В другом случае раздобыть пластиночку «дип паплов» или «юриков», кроме как на «мене», просто негде. Магазины фирмы «Мелодия» заморскими волосатыми рокерами не торговали. А нелюдимые типы гражданской наружности — те да, меняли свои пластинки на чужие, тоже пластинки, или деньги. Средняя цена — от 50 до 100 рублей, аккурат среднестатистическая зарплата советского инженера или другого «бюджетника». Менки, как явки разведчиков, постоянно переносили. Одна из самых ранних — в лесопарковой зоне в районе левобережной толкучки, подальше от милиции и любопытных. Другой вариант — парк ветеранов, где и кусты погуще, и путей отступления куда как больше. Ещё сквер на проспекте Металлургов и, уже постсоветский адрес, у здания консерватории. Сейчас все иначе. Меломаны первого и второго «созыва» расположились в фойе кинотеатра «Партнер». В тепле и уюте. Вместо винила все больше компакт-диски. Но разве это романтика? А ведь, бывало, выставишь сумочку на камушек, что повыше, друг-товарищ плеснет тебе в бумажный стаканчик чего покрепче, да заведет душевный разговор про то, как The Beatles выступали на тайном пленуме ЦК перед Косыгиным, а в Uriah Heep играет кто-то из Иверии или из Песняров…
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Магазин «Я МуZыкант»
Пока вся страна хвалится музыкальными стенами и «менками» для меломанов, Набережные Челны стоят в сторонке. Ни стен у нас, ни обменных пунктов — наши фаны скромны и сдержаны, и тусуются сами по себе. И тут на счастье редакции в ТЦ «Палитра» открылся музыкальный магазин «Я МузZыкант». Здесь не только инструменты можно прикупить. Их тут же без вреда для окружающих можно и опробовать — в специальной комнатке со звукоизоляцией. Скажем, вы новичок, откровенный такой профан, а побренькать так хочется. Вот и заходите в сюда и бренькаете за здоровье, заодно испытывая на себе атмосферу студийных записей. Имеется здесь и сцена. Так мы решили, глядя на небольшое квадратное возвышение посреди магазина. А продавцы-консультанты это подтвердили. Кстати, о продавцах. Все они статные юноши, сплошь музыканты: трубач, тромбонист, саксафонист и два гитариста — хоть ансамбль создавай. Хотя, настоящие группы тут тоже бывают. В магазине «Я МуZыкант» подгадали: только открылись в начале марта, а уже 20-го числа устраивают автограф-сессию с группой Stigmata. Тут-то меломаны и набегут. Кстати, раз они толп фанатов не боятся, может и предложить ребятам устроить на своей территории пусть временные, но музыкальные стены? Скажем, 21 июня у Цоя день рождения, вот и повесить большую такую бумажищу, пусть на ней все пишут, рисуют, признаютя в любви. И так к каждой важной дате.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Рок-поп-алтарь
Табличка в арке кафе-бара «СССР» на Большой Покровке гласит, что проект посвящен столетию российской поп-музыки и открыт 21 июня 2010 г. Откуда извлекли дату, бог знает. Черно-белые портреты известных исполнителей вывешены в ряд: Высоцкий, Мулявин, Цой, Магомаев, Шульженко, Кобзон, Утесов, Зыкина, Вертинский и Земфира. Нельзя не заметить, что выражают свои мнения фанаты скромно, разве что за исключением почитателей Виктора Цоя. Тут и цитаты, и признания, мол, Цой всегда в наших сердцах. Поклонники Высоцкого написали по-дружески: «Спасибо, Володя, за то, что ты сделал». Все остальные присутствуют без обратной связи. В целом солидненько так, без пошлостей.
НОВОСИБИРСК
Арка Джона Леннона
Новосибирск всегда был городом прогрессивного музыкального вкуса. Даже когда всю остальную страну науськивали, мол, сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь, тут ничего — слушали. И Битлов всегда любили. А в честь Джона Леннона и его одногруппников даже арку соорудили. Точнее, просто взяли в конце 90-х прошлого века обычную арку самого рядового дома, что по ул. Челюскинцев, и стали туда регулярно захаживать, на стенах всякие надписи на аглицком писать и фотографии музыкантов вешать. Красиво получилось, что и говорить. Правда, пенсионеры неоднократно обращались в местный жэк с требованием стенку заштукатурить и «длинноволосиков», которые подле арки собираются и песни на нерусском языке под гитару распевают, повыгонять поганою метлою. Хорошо, что жэк ничего в итоге так и не сделал, потому что арка эта — наше достояние, на нее приезжают поглазеть фанаты The Beatles из других городов. А все потому, что Lennon жив и all you need is love.
ПЯТИГОРСК
Стены арт-клуба «Вавилон»
Если бы проводился какой-нибудь конкурс на самых активных музыкальных фанатов, уверенную победу одержали бы поклонники рока. Не верите? Садитесь в электричку Минеральные Воды — Кисловодск и убедитесь. Все стены вдоль рельс исписаны доказательством правоты моих слов. Цой, Король и шут, ДДТ… Есть ещё неразборчивые письмена, граффити, в которых тоже наверняка кроется какой-то музыкальный смысл, но из окна электрички он неуловим. Хотя вряд ли там зашифровано имя Бетховена, Глинки или Чайковского. Зато есть в Пятигорске место, куда можно прийти и лицезреть культовых личностей почти на каждой стене. И, самое приятное, тут же и услышать песни великих можно. За тем и стягивается сюда вечерами публика. В арт-клубе Вавилон все вертикальные поверхности заняты изображениями и коллажами The Beatles, Высоцким, Эриком Клептэном, Бобом Диланом и другими кумирами разных эпох. Находясь здесь можно заметить, как посетители особенно трепетно смотрят на одну картину. На ней лица Битлов в длинной вертикальной раме. Все мечтают как-то незаметно заимствовать её у владельца, Иоана, и оставить у себя дома. Не из вредности, а искусства ради. Но, предусмотрительный Иоан, то ли зная безграничную любовь публики к творчеству англичан, то ли из соображений дизайна и феншуя, повесил картину в самое неудобное для этой самой публики место – возле сцены. Благодаря хитрому этому плану Битлы «висят» в целости и сохранности.
САМАРА
Арка Цоя... была
Поиск музыкальной стены в Самаре не увенчался сколько-нибудь интересным успехом. Есть стены с очень красиво выполненным граффити, изображающим Мерилин Монро, Юрия Никулина, превозносящие надписями и изображениями те или иные музыкальные группы или приверженцев какой-либо субкультуры в целом, а также их мировоззрение как таковое, выраженное как получится и в меру талантов художника. А вот такого, чтобы стояла стена и на ней четко было прописано, кому он посвящена, а вокруг толпились бы фанаты этого «кого-то» — такого найти не удалось.
Путем долгих исследований и перелопачиваний фотоархивов друзей и друзей друзей, удалось выяснить, что была совсем недавно на Ленинградке арка Виктора Цоя. Нельзя сказать, что она имела хоть какую-то художественную ценность, но, вероятно, имела большое эмоциональное значение для поклонников творчества великого рок-музыканта. Кирпичные стены были исписаны чьими-то искренними словами о душевной боли и светлой памяти. Ведь именно для этого и возникают подобные места памяти во всех городах.
К сожалению, кому-то правильному и эстетически утонченному показалось, что перепачканные писаниной стены внутри арки — это плохо, а ровненько покрашенные — хорошо. И все мемориальные излияния были покрыты свежей побелкой. Арки Цоя в городе больше нет.
Впрочем, для того, чтобы неформальной и музыкальной тусовке собраться, необязательно иметь какую-то специальную стену. Достаточно удобного или даже не очень удобного пятачка и нескольких находящихся поблизости музыкантов. Скоро лето. Ленинградка. Увидимся!
ТЮМЕНЬ
Барельеф Ю. Гуляева
Музыкальной стены, посвященной памяти какого-нибудь всенародного любимца, в Тюмени как-то не завелось. Хотя коренные горожане утверждают, что и у нас в перестроечные годы была своя стена Цоя. Очевидцы говорят, что располагалась она в районе аэропорта Рощино и по внешнему виду ничуть не уступала арбатскому оригиналу. Потом стену то ли покрасили, то ли снесли, и все о ней благополучно забыли. А вот надписи «Цой жив» до сих пор встречаются в подъездах, переулках и переходах, до которых ещё не дошли руки городских благоустроителей. Впрочем, имеется у нас и своего рода музыкальная стена – фасад Тюменской филармонии, который украшает барельеф Юрия Гуляева. Возможно, молодому поколению имя этого певца и композитора ни о чем не говорит. Но тут уж ничего не попишешь: у каждого времени свои герои. Однако большинству тюменцев не придется ломать головы и морщить лбы, вспоминая, кто же это такой. Ведь Юрий Гуляев, чье имя гремело на весь Советский Союз, – наш земляк, а значит, и наша гордость! Кем еще, как не прославленными артистами, хвастаться? Тем более голосистых выходцев из Тюмени легко пересчитать по пальцам. Немудрено, что одно из главных культурных учреждений города было решено украсить изваянием Гуляева. С барельефом, кстати, связана любопытная история. Когда филармонию начали ремонтировать, мемориальную доску со стены сняли. А выполнена она была из бронзы, видимо, потому на нее и позарились воры, не преминувшие её стянуть. На выручку пришел художник Николай Распопов: именно он изваял новый «портрет» Юрия Гуляева, который и поныне встречает на входе всех гостей филармонии.
УФА
Блюз-кафе Jimi
Вообще, блюз-кафе Jimi в определенных кругах можно назвать просто культовым — не побоимся такого громкого слова. Так что каждая стена в Jimi (да что там стена — каждая ножка у самого дальнего стула) — это памятник самому месту и определенной музыкальной эпохе. Стены здесь обвешаны фотографиями артистов, старыми и не очень пластинками, музыкальными инструментами и прочими приятностями, которые, может, и не несут никакой эстетической нагрузки, но сердце греют не хуже печки-буржуйки в грустный зимний вечер. Правда, ребята, это на самом деле надо видеть. Собираются здесь в основном любители старого доброго рока, джаза, блюза, которые могут услышать вживую любимую музыку. Команды здесь играют самые разные, бывает, что на сцену выходят не только новички, но и вполне себе бородатый и известные. Естественно, что располагается Jimi в легендарном месте — в кинотеатре «Родина», в помещении, где долгое время обитала знаменитая «Желтая субмарина». Правда, если вы пришли сюда впервые, вряд ли сразу почувствуете себя в своей тарелке: тусовку здесь можно обозначить просто — «все свои», и вряд ли вы впишетесь в нее вот так, с ходу. Но сходите на пару концертов — они здесь проходят постоянно, — познакомьтесь с парой завсегдатаев, и тогда, может, вы почувствуете себя здесь более-менее уютно. Но не все же дается сразу, так что для того, чтобы вписаться в компанию меломанов, потребуется время. Так-то.