28 декабря 2017 года
Спортивная драма, 12+
Режиссер Антон Мегердичев
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев
СССР. 1970 год. Главой сборной СССР по баскетболу становится Владимир Кондрашин (Машков) — новатор, психолог и человек, желающий победить американскую сборную, непотопляемую дрим-тим. Рядом по-шакальи трутся высокие и мелкие начальники (Гармаш, Башаров), пытающиеся взять под контроль баскетбольный гений Кондрашина. Но он гнет свою линию и без обиняков объявляет на пресс-конференции о своем намерении. Не верят ему журналисты, не верит помощник (Смоляков), но ещё больше не верят сами игроки, встречающие амбициозного тренера усмешками и недоверием. Но, как мы помним по легендарному финалу и трем секундам мюнхенского матча, все невозможное возможно. Главное — верить.
В 1972 году СССР исполнялось 50 лет. На момент финала мужского баскетбольного турнира, на котором разыграли последний комплект наград, у олимпийской сборной СССР их было 49. Иными словами, нумерология была на стороне советских баскетболистов. Если за остальные команды приезжали играть в основном профессионалы и лучшие игроки своих клубов, то американской было достаточно приглашать на турнир университетскую молодежь. Так было и на Олимпиаде в Мюнхене — Генри Айба привез совсем ещё молодых звезд. Кондрашин же собрал лучших из лучших, включая обоих Беловых (в фильме, как и в команде, они играют ключевую роль). Но даже в таком составе сборная СССР с трудом проложила себе дорогу в финал.
Финал, которому посвящено не так много игрового времени фильма, как можно было бы подумать, стал одной из самых красивых историй в олимпийском баскетболе. Он состоялся после злосчастного палестинского теракта, и в общем-то доказал, что олимпийское движение сильнее насилия. Несмотря на противоречивость, финал стал украшением турнира и считался проявлением спортивного духа советских спортсменов. В общем, было много идеологии, хотя в фильме она показана, скорее, как негативный фактор. Главной же причиной победы наших баскетболистов Мегердичев считает ту самую психологию победителей, воспитанную Кондрашиным. Ну и его везучесть и дальновидность.
Спору нет, «Движение вверх», несмотря на то, что режиссеры разные, очень сильно похоже на «Легенду №17». Это одновременно и хорошо, и плохо. Машков, если честно, эксплуатирует тот же самый образ, особо не перевоплощаясь — он такой же своевольный, напористый. Сюжет построен таким образом, что сочетает личное и профессиональное, игровое и закулисное, тактическое и идеологическое. Колесников похож на Козловского. Даже реквизит, похоже, особо не меняли, благо действие фильмов одинаково происходит в 1970-е. Точно плохо то, что единожды выбрав несомненно удачную форму, продюсеры отказывают себе в удовольствии искать новые подходы. В истории отечественного спорта можно найти много примеров героических побед — теперь будем верстать их по одному лекалу?
Впрочем, «Движение вверх» — хороший фильм, с саспенсом, достойным матча. С внушающей доверие игрой Машкова, с хорошим саундтреком, с отличным мерзким образом Башарова. Это ещё одна победа российского кино, пусть не такая свежая, как «Легенда №17», но тоже важная. Стиль Мегердичева почти неощутим — пожалуй, только в диалогах можно узнать режиссера «Метро», но в целом это продюсерское кино, где важны не режиссерские решения, а общее видение творения победной истории. Это фильм, который срывает аплодисменты. Это фильм, после которого хочется верить в отечественных спортсменов, и даже в то, что весь мир противостоит им. И это фильм, после которого хочется ещё больше ненавидеть российских футболистов, потому что у них нет того, что было у Белова — веры в собственную победу, когда в тебя никто не верит.