29 января 2013 года
Открываем цикл материалов о профессиональных тайнах. Сегодня боевыми навыками, приобретенными в процессе обслуживания посетителей, делится заведующая залом одного из челябинских ночных клубов. 26 лет, трудовой стаж 7 лет, работала официанткой, менеджером и администратором не менее, чем в шести заведениях разного ценового и статусного уровня.
«Многие жалуются, что в Челябинске нет заведений, где за свои деньги ты получаешь то, что хочешь в плане обслуживания. Где-то кухня невкусная, где-то пиво разбавляют и так далее. Вот типа в Москве есть все, а у нас — деревня, до сих пор «совок». На самом деле, в Челябинске творится то же самое, что и во всех городах всего мира. Обманывают везде и всегда. Ещё раз: везде и всегда. Исключений нет. И в России, и в Египте, и в Турции, и в Америке нет никаких отличий в работе персонала. Везде улыбаются в лицо, а за спиной могут плюнуть в тарелку с супом. А уж обсчитать — это всегда. Поэтому не имеет значения, дорогое заведение или не очень, цены ничего не гарантируют. Если кто-то хочет получить по-настоящему нормальное обслуживание, чтобы его не обманули и втихаря не нагадили, он, для начала, должен просто вести себя как человек. Как ты себя ведешь — так и к тебе отнесутся. И во-вторых: нужно выбрать себе какое-то одно место и посещать его регулярно. Тогда можно быть уверенным, что тебя обслужат хорошо и всегда пойдут навстречу...»
Неважно, куда заведут вас ваши деньги и личные предпочтения: в маленькое кафе, дорогой ресторан, пивной бар или пафосный ночной клуб. Принципы выбора заведения всегда одни и те же: насколько вам в этом месте комфортно и приятно, насколько оно подходит для ваших целей. Но для начала стоит определиться — соответствует ли уровень заведения его ценовой политике. Обидно переплачивать за интерьер, цена которого изначально и третий год подряд аккуратно заложена в цену продуктов. Через полчаса и два коктейля вам будет абсолютно неважно, чем «зафигачены полочки» — синеньким или красненьким. Разумеется, если главное для вас в этом заведении статусные люди, которые его посещают, или вы твердо решили выгуляться именно здесь, с неразумно завышенными ценами можно смириться. Но тогда смиряйтесь с ними окончательно и бесповоротно, без брезгливых мин и возмущенных гримас. Начнете требовать того, что по вашему мнению, «должно быть за эти деньги» — не получите и полагающегося по-минимуму. Так что решайте на берегу — оставаться или продолжать поиски. В спину уходящим не стреляют. Чтобы определиться, закажите минеральную воду и пролистайте меню.
Две ключевые вещи, помогающие сразу определить уровень заведения — то, как в меню прописаны горячие блюда и то, как вам приносят минеральную воду.
Плохо: «Лосось по-каннски». 200 граммов —150 рублей.
Хорошо: «Лосось по–каннски». Горячий лосось с сыром, под белым соусом с орехами 200/50/70/20 —150 рублей.
Плохо: прохладная или теплая минералка. Наливаете лично.
Хорошо: почти ледяная минеральная вода. Официант наливает воду в ваш стакан сам.
Если бокал будет мокрым или плохо протертым — прощайтесь сразу или не жалуйтесь потом на диарею.
Лохов нигде не любят. Лохов всегда обижают и ненавидят. Причем лохом можно быть даже с пачкой евро толщиной в кулак. Обслуга вычисляет лохов «на раз» и пускает голенькими по штрассеру... Или как минимум, плюет в суп.
Чтобы не стать лохом, необходимо всеми силами избегать следующих ошибок.
Стараться показаться круче и богаче, чем вы есть. Даже если вы действительно круты и богаты, это не спасет вас от мести официанта. Обслуживающий персонал находит особое изощренное удовольствие в изощренных же издевательствах над людьми, которые слишком выпендриваются. Одна из самых богатых бизнес-леди Челябинска уже который год обедает солянкой, в которой плавают изгаженные маслины. В лучшем случае маслины падают на пол. В худшем — перед попаданием в суп ныряют куда-нибудь еще. А проще надо быть, чтобы люди потянулись...
Быть излишне фамильярным. Люди с бейджами ненавидят, когда незнакомый человек неизвестно с каких щей начинает называть их «Манечками» и «Олежками».
Быть излишне угодливым. Заискивать перед официантом, лебезить, во всем полагаться на его мнение. Несамостоятельных клиентов презирают, и это отражается на счете.
Ведите себя естественно, вежливо, но твердо. Так как вы привыкли общаться с незнакомыми людьми, от которых в равной степени можно ожидать и хорошего, и дурного. От первого заказа полностью зависит отношение к вам обслуги. Учитываем, что перед этим мы уже заказали минералку, но это было так, вместо «здравствуйте»...
Правильный заказ. «Будьте добры, чашку «Эспрессо», без сахара. И меню пока оставьте, пожалуйста».
Данный заказ просигналит официанту, что вы намереваетесь посидеть в заведении обстоятельно, поэтому есть смысл отнестись к вам серьезно.
Неправильный заказ. «Кофе принесите. А какой есть?»
Даже если официант ангельских кровей, его начнет раздражать, что вы не удосужились прочитать меню и внятно сформулировать, чего хотите.
Когда вам принесут кофе, не тратьте лишних слов и улыбок. Расплатитесь сразу, приложив 10 процентов на чай лично официанту. И можете заказывать дальше. Вы только что без слов объяснили обслуге, что знаете правила, и что если к вам по-хорошему — то и вы по-хорошему. Ваш сигнал безусловно принят и понят. Читайте дальше, и вы поймете, почему расплатиться за кофе необходимо сразу и с чаевыми...
В большинстве заведений 10 процентов за обслуживание уже входит в счет. Именно в этом и состоит большая часть разногласий между официантами и клиентами. Неискушенные клиенты полагают, что это и есть чаевые, «как в лучших домах Лондона и Парижа». Поэтому можно совсем ничего больше не платить. На самом деле, из 10 обозначенных в меню процентов, официанту перепадает едва ли пять, причем сумма заработанного делится на всех. Хозяева заведений просто экономят на заработной плате, подвигая обслугу на самые рискованные фокусы с вашим заказом. Оно вам надо?
Вы только что сделали все правильно, продолжайте в том же духе. Но официант ещё не уверен, что вы знаете:
— что во всех заведениях обманывают;
— что самое дорогое итальянское вино скорее всего окажется чилийским «Санрайз», 200 рублей за бутылку 0,75;
— что горячее не может быть приготовлено быстрее, чем за 40 минут;
— что разливное «Карлсберг», «Стелла Артуа» или «Миллер» скорее всего, одна и та же «Сибирская корона», и это — в лучшем случае;
— что кухня частенько дает официантам указания, какое блюдо надо срочно продать, ибо оно изготовлено ещё вчера и вот-вот крякнет окончательно.
И вполне вероятно, что несмотря на уже полученные чаевые, он все же попробует вас немножко надуть. Ничего личного, просто он ещё не уверен...Поэтому вы продолжаете вести себя, как человек знающий правила. Выбирая спиртное, заказывайте только то, что привыкли пить всегда. Если уж привыкли к водочке — так не пыжьтесь, заказывая самый дорогой виски. Принесут самый дешевый, вы все равно не поймете.
Вино и крепкий алкоголь лучше заказывать целой бутылкой. Не допьете — в конце концов, возьмете с собой.
Заказывая пиво или вино, есть смысл подойти к стойке бармена, и заказать одну из порций там. Недопитую оставьте на столе — официант поймет, что вам, в случае чего, не лень будет и сравнить напитки.
В еде отдайте предпочтение тому, что хотите сами, а не тому, что вам рекомендуют, особенно если вы об этом не просили.
Формулируйте заказ заранее, особенно если сидите в большой компании.
Если вы хотите разные счета, предупредите до того, как официант начнет записывать ваш заказ.
Правильный заказ: «Бутылку водки «Смирнов», только не переливайте в графин, пожалуйста. И будьте добры, не поливайте пельмени сметаной, у меня аллергия».
Официант понял, что вас уже где-то здорово обманули по части алкоголя, и второй раз вы на это не поддадитесь. Ваша прихоть насчет сметаны имеет уважительную причину, почему бы и не услужить.
Неправильный заказ: «Двести граммов самого дорогого виски. И салат без лука».
Виски, будьте уверены, вам разбавят. Насчет салата тоже промахнетесь — как правило, они режутся заранее, и вытаскивать лично для вас весь лук официант не обязан. Сверху он вытащит, так и быть. Но скорее, попросит кухню плеснуть побольше майонеза, и так сожрете...
И вот мы уже приняли на грудь, и весь мир окрасился в розовые тона. Люди кажутся добрыми и милыми, включая официантов. В такие моменты многие проникаются к труженикам заведений нешуточной любовью, особенно если гулянка идет в большой компании. Обслугу тянут за столы, предлагают выпить, суют в карманы яблоки и шоколадки. Все, чего вы этим добьетесь — увеличения суммы счета. Мало того, что вы ясно просигналили о своей безобидности и лоховатости — так ещё и унизили человека. Любому неприятно, когда к нему относятся не как к равному себе. Яблочко или стопка «с барского стола» у девяноста девяти процентов официантов вызывает абсолютную классовую ненависть. Хотя умело предложенное угощение — если уж вы гуляете «по полной», и готовы облагодетельствовать весь мир — завоюет вам нешуточную чисто человеческую симпатию.
Неправильный ход: «Манюнечка, иди выпей с нами, на шоколадку»
Правильный ход: «Маша, вы наверное, устали сегодня. Закажите себе то, что хотите выпить или шоколадку, счет нам...»
Может быть, вышепоименованная Манюнечка пить и не будет, ей, в конце концов, ещё кассу сдавать, это как минимум час после закрытия заведения. Но вашим предложением она воспользуется, поимев на карман небольшие наличные, которыми ни с кем не обязана делиться. И в большинстве случаев, она будет искренне благодарна. Она принесет вам «честный» счет, или такой, в котором сумма обмана не будет превышать разумных пределов. Не забудьте оставить чаевые: 10 процентов от общей суммы счета, вне зависимости от того, что там вписано в графе «за обслуживание».
Помимо хорошего настроения, которое охватывает любого благотворителя, вы получите невидимую метку о лояльности. Будьте уверены — ваше поведение заметили все остальные официанты этого заведения. В ваш следующий визит, за какой бы столик вы не сели, вы можете рассчитывать, что ваша лояльность к вам вернется сторицей. Зрительная память у работников заведений — потрясающая. Вас узнают даже через месяц. Конечно, неплохо в первый визит оставить небольшой «маркер», типа заказа какого-нибудь не очень сложного в приготовлении, но необычного коктейля (лимонный сок и яблочко, к примеру), чтобы вас уже запомнили гарантированно. Но можно обойтись и так. Главное, что через пару-тройку посещений вы получите статус «постоянного клиента», который вовсе не зависит от сумм, которые вы там оставляете. Пусть даже «кофе и булочка», но ваш кофе — всегда будет самым горячим и ароматным, а булочка — всегда исключительно свежей. Вы по-хорошему — и к вам по-хорошему. Закон жизни.
Фото: fotokanal.com