21 апреля 2011 года
Мифы о самостоятельных путешествиях.
Советская эпоха оставила нам чудный термин «путешествие дикарем», и это словосочетание как нельзя лучше отражает отношение к самостоятельному туризму. «Дикарь» — заросший, немытый полиглот с трехместной палаткой в кармане трусов. Какие ещё нелепые представления о самостоятельном туризме гуляют в обществе?
Это только для экстремалов
Миф № 1 — самостоятельное путешествие только для безбашенных. Расслабьтесь, экстремалами были Колумб и Марко Поло, а нам сейчас остается только баловство. Отправляясь в трехмесячный трип по Южной Америке, я предвкушала дикарей и наркобаронов, эпизодический асфальт и прочие удовольствия. Уже в зеленом коридоре аэропорта Боготы выяснилось, что самостоятельное путешествие куда-нибудь в Южную Америку — обязательный пункт программы взросления европейских буржуа. Более того, на Западе существует понятие gap year, когда утомленный сотрудник берет неоплачиваемый отпуск на год, чтобы развеяться где-нибудь между Угандой и островом Пасхи. Примечательно, что все эти рыцари ксерокса и годового отчета возвращаются в офисы живыми. Потому что сложно вляпаться в неприятности там, где бродят еще тысячи таких же путешественников, а они бродят везде.
Мир опасен и недружелюбен
Представления нашего человека о загранице (которая сразу за Турцией) незатейливы. Всюду много диких обезьян. Прекрасные туземки не моют руки перед едой. Смысл жизни каждого аборигена — обобрать туриста, для убедительности пощекотав его ножом для рубки мангрового леса. «Пока мы едины, мы непобедимы!» — резонно повторяет вслед за чилийским Сопротивлением дорогой россиянин, загружаясь в чартерный рейс. Единственный раз в жизни я летала таким рейсом и могу сказать, что это было приключение покруче Кашмира и Колумбии с сами знаете чем. Подумайте, чего нам бояться? Тем более риск нарваться на неприятности в большинстве стран мира не больше, чем в России. Особенно если не носить на шее весь свой ювелирный запас в Колумбии и не подрисовывать усы на портрете короля в Таиланде. Автор этих строк, к примеру, свободно разгуливала в одиозной Боке — квартале Аргентины, о котором с дрожью в голосе рассказывают друг другу брутальные русские мужчины. И ничего, даже не изнасиловали...
Случаются, конечно, и драмы: посреди чилийской пустыни Атакама я так засмотрелась на вулканы, что умудрилась сломать велосипед. Осмотрев пейзаж, напоминающий фильм «У холмов есть глаза», я было впала в уныние, но тут увидела в придорожном сарайчике человека со сварочным аппаратом. Человек улыбнулся беззубым ртом: моменто, чика, и уехал, оставив меня наедине с дочкой, чего-то там прибивавшей папиным молотком. Через пять минут сварщик вернулся с загадочным инструментом, прикрутил педаль на место, а от денег решительно отказался. И такое отношение к туристам там не исключение.
Хостелы — приют для нищебродов
И еще для маньяков, спасибо тебе, мировой кинематограф. И вообще это такое гнездо разврата, где незнакомым студентам принято жить вдесятером в одной комнате, но при этом действует комендантский час и за выпивку гоняют. На деле практически каждый хостел располагает номерами для пар и одиночек и при этом отличается не только ценой, но и чистотой и сервисом — в развивающихся странах их часто держат европейцы-экспаты, желающие устроить свою «маленькую Голландию» вдали от дома. И главное отличие хостела заключается в том, что о тебе действительно заботятся: снабжают картой города и перечнем злачных мест с рекомендациями. А когда мой сосед по хостелу в уездном чилийском городе Арика, тихий китаец, пропал куда-то на сутки, хозяин поставил на уши полицию, пока не узнал, что китаец ошивается в подпольном казино и оставил там годовой заработок жителей Шанхая.
Самому интереснее, чем с турфирмой
А вот и необязательно. Вдохновляться чужими рассказами о схватке с тушканчиком где-то в дельте Меконга — это одно. Оторвать себя от пляжного лежака и найти эту самую дельту — совсем другое. Для этого нужно стать самому себе гидом с запасом знаний, который за один день в мозг не запишешь. Или иметь искренний интерес к стране, в которую направляешься, чтобы потом совать свой нос везде, где может быть интересно.
Так что если главная причина, по которой вы решили предпочесть самостоятельное путешествие туристической путевке, — экономия, лучше все-таки доплатить и купить путевку с включенным массовиком-затейником.
Скучно ездить в одиночку
«Что я буду делать в чужой стране без друзей и родственников?» — последнее, что должно вас заботить. Обычно встает другая проблема: как остаться одному, когда тебя утомили предложения помочь, подвезти, накормить, показать, обогреть от сердобольных местных жителей. Избежать этого в теплой стране (а относительно России все страны теплые) может только особо упорный мизантроп.
Лично я, когда надоело жить в хостелах, с удовольствием приняла предложение супружеской пары из Буэнос-Айреса, которая подбросила меня до одной деревушки, погостить у них денек-другой. А живут они через улицу от президентского дворца. Плохо ли?
Самостоятельным нужно быть до конца
Не надо крайностей. Хороший местный гид еще никому не испортил отдыха, а в некоторых местах путешествовать без него просто самоубийственно, например в Сахаре. Я до сих пор не могу понять, как ориентировался простой берберский парень (с пятью иностранными языками в активе), устроивший мне недельную прогулку по пустыне. Но, как видите, вернул меня живой и невредимой. Местный гид действительно знает свою страну.
Без знания языка не выжить
Конечно, незнание языка лишает путешественника возможности полностью погрузиться в среду, но, признайтесь, большинство из нас в душе не этнографы. А чтобы выучить (или написать на карточках) десяток самых важных фраз, великих усилий не требуется.
Кстати, незнание языка открывает безграничные возможности для веселья. Кто ни разу не покупал чего-нибудь незаконного в Индии (а мы покупали!), тот, считай, и не жил. И все, что для этого нужно, — знание международных жестов, поверхностное знание пантомимы и умение гримасничать.
Русских нигде не любят
Не обольщайтесь, в большинстве стран мира нас просто не знают. Вернее, знают троих. Это Абрамович, Путин и Аршавин.
Майя Цзедун
Фото: Рhototimes, Екатерина Наприенко