8 июня 2016 года
Фредди Генгер, 29 лет от роду, - очень романтичный человек. Это объясняется отчасти тем, что он музыкант, а отчасти тем, что юность он провел, обучаясь в Европе. Фредди дружелюбен, открыт, чуть наивен – в общем, сразу заметно, что он не местный. Мы бы в жизни не подумали, что такой непрактичный человек может придумать и организовать грандиозный арт-фестиваль, с нуля, на одном природном обаянии. Да, денег у него тоже не было. В непринужденной беседе мы выпытали у Фредди, как это все вышло.
- Я несколько лет жил и учился в Германии, заскучал и однажды решил приехать. И я подумал: почему бы не сделать концерт с друзьями? Мы вместе учились, давно не виделись, хорошо бы собраться и поиграть, подумал я. Собрались в клубе Pan Americano (да, там работал один из моих друзей). Мне сказали: вторники заняты, пятницы и субботы тоже, а вот давайте в воскресение. Сделали свободный вход и чисто для себя поиграли. Да, как квартирник , только в клубе.
Ничего серьезного, так, побаловались - вот такой был первый наш концерт.
Но я тогда так это и назвал – Freddie’s Friends. Ничто тогда не предвещало такого… конструированного.
- Через некоторое время звонят друзья и говорят: «А давай сделаем ещё один концерт, посерьезней». Рассказали про благотворительный фонд «Дарите любовь», которые создали знакомые девочки, о двух конкретных детях, у которых несчастье, тяжелые болезни. Решили сыграть один клубный концерт, а другой благотворительный, на сцене Института искусств (моя альма-матер). Отыграли большущий концерт - 36 музыкантов! На сцене редко бывает так много народу. Обычно выступает коллектив – и вот весь концерт он выступает. А тут какая-то движуха, смена музыкантов, и программа от классики до джаза.
Да, это все мои друзья. Зачем это им? Ну… Я хороший гитарист (смеется ). Им по кайфу поиграть со мной.
Зал был, кстати, битком.
Сделали вход свободным. Наши давние знакомые, компания «Инпро», сделали сувенирку (всякие сердечки, магнитики), и мы придумали, чтобы человек платил, сколько не жалко. Ещё в Pan Americano продали мою старую гитару – все музыканты расписались на ней, и мы устроили аукцион. И эту гитару за 10 тысяч рублей купил мой друг. Нет, это не домашняя заготовка! Он даже на гитаре играть не умеет. Теперь вот учу его понемножку. Себе мы денег не брали – мы кайфанули на сцене, для нас это больше, чем деньги. Собрали 45 тысяч рублей, все отдали девочкам.
И после этого мне сказали: «Фредди, надо раскручивать Freddie’s Friends, такая обалденная тема». Эти мои френдз сказали, да. Я говорю: «ОК, тогда нам нужно какой-то логотип». И мои друзья-художники нарисовали вот этот значок.
Логотип сделали, и тут пошло! Я никакой рекламой Freddie’s Friends не занимался. Трех концертов хватило, чтобы зажечь. Люди сами откуда-то узнавали и находили меня: давай концерт, мы будем платить за билеты. Оказывается, так бывает, я сам в шоке. Мы стали выступать, но уже не в баре, где все шумят, курят кальян, пьют и прочее. Я решил, что хочу выступать в театре, на камерной площадке. Так я нашел НХТ (Новый Художественный Театр).
Пришел к Евгению Гельфонду, руководителю, показал ему видео.
«Вот, - говорю, – хотел бы зал. И стульчики ещё бы поставить, а то 60 мест – маловато». Он говорит: «Не вопрос. В воскресение?» (смеется)
Я понял, что это судьба. Воскресение - наш день, самое оно. И даже за аренду денег с нас не взял! Только за выход некоторых сотрудников мы заплатили.
А с билетами так. Я не хотел билеты. Ну не люблю я билеты, если честно. Они и меня как-то обязывают, и слушателя ставят в рамки. Он такой: вот я купил билет – дайте мне теперь эмоции на эти деньги. Мы уже, получается, обязаны. Я думал-думал, долго думал. И тут я вспомнил, что у меня есть одна старая-престарая гитара, раздолбанная. Я её подкрутил, друзья-художники оформили в виде копилки, и теперь в заключении каждого концерта у нас гуляет эта гитарка. Да, как у уличных музыкантов футляр.
Если человеку понравилось – то теперь он должен платить. Класс, да?
Мы поменялись ролями. И на эмоциях зрители кидают столько (смеется)! Там не 300 рублей, в итоге получается больше.
Забегая вперед, могу сказать, что концерты, которые мы проводили в рамках Much Fest (там мы продавали билеты), уходили в ноль, ну, может, плюс пять тысяч. А все концерты Freddie’s Friends – со свободным входом и гитарой-копилкой - дают нам плюс... много! В несколько раз больше. Кто-то кладет визитки и пишет: помогу с фотосъемкой или с прической, или копицентр, для нот.
И у нас есть добрая традиция – после концерта мы идем… нет, не бухать. Ну, кто-то пьет, кто-то курит, мы отдыхаем. Нас человек - от 20 до 50. И мы прогуливаем эти деньги. Вот такая отличная музыкальная традиция.
- И в один прекрасный момент я понял, что музыки мне стало не хватать. У меня появились друзья художники, поэты, киношники, артисты… И я понял, что они друг друга не знают.
Например, режиссёр Полина Бабушкина не знает певицу Ульяну Пережогину. Она в своей тусовке – та в своей. Художники вообще отдельно. Я подумал: «Хм. Это тема». И мне пришла мысль сделать фестиваль. Я хотел перезнакомить и подружить художников с танцовщицами, дизайнеров - с поэтами, а музыкантов – с ними всеми.
Да, я это правда придумал. Я не видел нигде ничего подобного. Ну вот есть арт-фестиваль. Но там все по отдельности, каждый на своей площадке.
А мне захотелось все смиксовать, перемешать, сшить нитками. И при этом всю нашу душевность Freddie’s Friends сохранить…
Да, согласен, эту атмосферу трудно тиражировать, очень трудно. Я верил, что музыка всех объединяет (улыбается)!
Но фестиваль – это уже не просто наш внутрячок такой. Нужны финансы. Можно сколько угодно думать, что все сделают друзья-друзья. Но реклама. Но типография. Плюс купить линолеум для танцоров. Арендовать площадку. Перевезти картины на машине. И так далее. Я сел и стал считать смету. Получилось около 100 тысяч рублей. Не так и много. Это без гонораров, конечно, мы работали на голом музыкальном энтузиазме. Разрешения никакого не требуется, если не нужны галочки «при поддержке управления того-то и того-то». Просить деньги у бюджета - это плюс-минус копейки. А бюрократии, бумаг!.. Нет, мне это было не нужно. А кстати! Я был у заместителя министра культуры. Я попросил у них стулья. НХТ вмещает мало народу, а я хотел около 200 человек туда посадить. В министерстве мне сказали, что денег нет. ОК, ну дайте стулья? Мне в воскресение, мне неважно какие, можно из любых муниципальных учреждений, я верну! Но мне не дали даже стулья.
Стулья мы нашли потом самые дешевые, в аренду у одного праздничного агентства.
Около 25 тысяч рублей из 100 тысяч я потратил только на аренду стульев! Глупо, да?
Бухгалтерия такая, если очень грубо:
20 тысяч – типография (афиша, буклетики),
5 тысяч – аренда дома архитектора (выставка картин),
10 тысяч – аренда зала НХТ,
5-10 тысяч – аппаратура (у нас что-то есть, но не все),
2 500 – зал для репетиций (5 репетиций),
25 000 – стулья!
Ну, вот так по 5-10-20 тысяч – получается сто. Ещё надо напечатать много нот, это тоже платно (смеется). Мы достали из гитары все визитки, чтобы сэкономить.
Или вот я придумал такую штуку – «Вечер современного танца». Мы зрителей посадили по бокам сцены, разделили пространство тканью и высветили прожекторами. Девушка и молодой человек танцевали с разных сторон, а зрителям казалось, что они танцуют с тенью.
Очень дорогой оказался проект, и он не окупился. Нужна была ткань специальная, и много, плюс линолеум – 18 квадратных метров. И особенный свет, особенные прожектора. Мы экономили, искали ткань в Екатеринбурге, получилось дешевле на тысячу. Эта тысяча существенна! Да, без шуток! Этих маленьких тысяч у меня могло быть … 30. А 30 тысяч – это уже сумма.
- У нас с мамой совместный бизнес – магазин хозтоваров под названием «Хозяюшка». "Хозяюшка" - это главный меценат нашего фестиваля (смеется). «Хозяюшка» мне на запуск фестиваля дает 20-30 тысяч рублей (я их потом возвращаю в товарооборот). Продаем билеты, какие-то друзья молча дают нам по 5-7 тысяч рублей, потому что им хочется, чтобы это событие в нашем городе состоялось.
Знаете, бывало так. Меня приводили к какому-то человеку и говорили: вот парень создает Much Fest. Я начинаю рассказывать. А рассказываю я примерно как сейчас. То есть очень долго. И они так сильно погружаются, что чуть-чуть, но сразу помогают. Под моим обаянием, как под гипнозом (смеется).
И говорят мне: «Вот, некуда у нас в городе идти». Я говорю: «А как же филармония?»
– «Мы там были сто раз, - отвечают. – Там одни и те же. И нет огня. Так мы могли и дома по телевизору бесплатно посмотреть». А тут им рассказывают про такой крутой фестиваль! Наш, собственный, в Челябинске! Людей охватывает гордость.
Я и не знал, что я классный переговорщик. Просто я рассказываю людям о том, что сильно люблю.
Рассказываю как есть, я этому не учился. Ну вот так. Кто-то пять тысяч дает, кто-то - две, наличкой прямо. Я это сразу в фестиваль кидал.
Финансовые затраты – это самое сложное и непредсказуемое. Ты заложил, к примеру, сто тысяч. А тут - опс, не уложился. И нету денег. И идти в «Хозяюшку» – тоже не вариант. Это же магазин, там товарооборот. И тогда я говорю партнерам: «Давайте мы заплатим потом». Я всегда стесняясь просить, я не умею. И я говорю напрямик: «Сейчас нет денег. Ну, я же брал уже у вас два раза стулья, например. Я отдам, вы же знаете. Я потом стулья опять возьму».
- Помощника по финансовой части у меня нет. Вообще помощника нет. То есть, на первых фестивалях его не было. И я понял такую штуку: команда на энтузиазме долго работать не может. При всех дружеских чувствах. И я не могу требовать от друзей. Я могу только попросить. Я не из попрошаек. Нет – нет. Это нормально. Да, они все добровольцы. Да, они согласились работать бесплатно, но просто не хватает опыта. Ставить их в позицию «надо» я тоже не хочу. И платить мне нечем. Так что мне пришлось, например, самому распаковывать картины, порядка 100 штук. И развешивать. И потом ещё упаковать, потому что 50 картин везли в Екатеринбург. Я первый раз в жизни упаковывал картины.
Купил в «Самоделкине» пупырчатую пленку, потом специальный скотч и ещё какую-то поролоновую штуку. В общем, я постарался. Это моя авторская технология.
Но вы не думайте, что все добровольцы проваливают свои проекты, конечно, нет! Вот, например, кинопроект «LocaFilms», которым занималась Мария Чмир – это было просто круто. Я пришел, собрал пресс-волл и все, отдохнул! Или Дмитрий Ковин, который занимался «Слепым Хоум концертом» – там все было идеально.
- Как заработать на фестивале? Это не главное. Но заработать было бы неплохо. Это такая конструкция, которую можно монетизировать .Но пока мы вкладываем в бренд. Мы за полтора года провевели аж три феста. Это много! Если честно, я не искал пока спонсоров. На спонсоров пока нет сил, нет времени. Я изучаю эту тему сам, с нуля. Я не хочу доверять это каким-то другим людям.
Я не хочу, чтобы какой-то Вася был спонсором.
Я объясню. Much Fest – это такой большой Freddie’s Friends . Я хочу, чтобы спонсор был нашим другом. Нам нужен человек, влюбленный в проект. Как, например, Елена Винникова из «Инпро». Я уверен, что появится такой же спонсор.
Недавно узнал, какие бюджеты на местные фестивали…. Я обалдел. Например, на «Фестиваль пельменей», кажется - 300 тысяч рублей! Это один день в Парке Гагарина, даже не день, несколько часов. Я когда услышал…. Я за 300 тысяч взорвал бы город!
Сейчас начинаем понемножку зарабатывать франшизой, переносим Much Fest в Екатеринбург, Казань, Пермь. У нас же опыт уже есть и шаблоны. Между прочим, я ничего не слышал о франшизе фестивальной, может, мы первые? Вот так будем монетизироваться , а у нас в Челябинске бабахать главный фестиваль! Мы это придумали и зашили в бренд две буквы CH –это Челябинск. Это родина фестиваля и моя родина.
Much Fest – мой капризный любимый ребенок. Я даже не ожидал, что он станет таким популярным. У нас всегда заполнены залы под завязку. На выставке я думал, что картины вообще снесут. На дизайнерском показе было не протолкнуться. На концертах в проходах стоят. Городу это нужно! Я так смотрю и думаю – круто я придумал. И придумаем еще!