25 января 2012 года
Гнея Марция Кориолана (Файнс), консула Сената и добропорядочного лысого семьянина, постигает участь Цезаря: его предают. Но вместо ножа в спину — всенародная ненависть, отречение матери и изгнание. Униженный и оскорбленный, Кориолан сходится с бывшим недругом Туллом Авфидием (Батлер) и идет войной на родину, предавшись низменной страсти отмщения.
Утомившись играть злодеев, Файнс попробовал себя в режиссерском кресле, а для дебюта взял, пожалуй, не самый простой материал — заковыристую пьесу Шекспира «Кориолан». Сюжет перенесли в наши дни. В результате копья сменились на автоматы, колесницы — на танки, а народные волнения — на демонстрации. В целом и общем у Файнса получилась мощная военная драма, по сценарию идентичная, если не переходить на личности, какой-нибудь цветной революции на Ближнем Востоке.
В этом, конечно, и есть сила актуализации: герои, словно заправские британские морпехи, дерутся в рукопашном бою, сопровождая его грандиозным по выразительности шекспировским текстом. Да к тому же какие герои — весь актерский цвет Великобритании! А ведь на Альбионе, если ты не играл что-нибудь из Шекспира, ты никто. У Файнса же подобрались сплошные знатоки классика, начиная от Батлера, игравшего Кориолана на театральных подмостках, и заканчивая Коксом, снискавшим мировую известность благодаря образу короля Лира.
Впрочем, несмотря на всю патетику и стилизованность «Кориолана», фильм в какой-то момент вызывает смешок. Остаточную улыбку. Взвесь недоверия. То ли это Файнс с гранатометом слишком забавный, то ли ещё что. Помните бандюгана из второго «Брата», читающего лермонтовское «Нет, я не Байрон» на фоне «Хаммера»? Примерно вот такие ощущения. Похоже, Файнс, замыслив высокий штиль драмы, переусердствовал и сорвался-таки на фарс.