1 июля 2012 года
Нет рыбы вкуснее той, что лично выловил сам вот только что. Так решил наш редактор из города Тольятти и на рассвете, прямо из ночного клуба, отправился на Волгу. Там он задремал в утренней росе и убей не помнит, почему спал с удочкой и главное — откуда она? Жаль, что нет места рассказать эту историю во всех деталях. Зато мы подготовили занимательные и полезные истории о рыбах.
БЕЛГОРОД
Вырезуб
Кто б сомневался, что Rutilus frisii, он же вырезуб — рыба-легенда Белогорья!? Ещё в далеком 1780-м герольдмейстер А.Волков нарисовал герб Нового Оскола, на щит которого запустил «три большие рыбы, называемые вырезуб, ловящиеся в реке Оскол, каковых в других реках нигде не находится». В конце прошлого века новооскольцы решили заново огербариться, при этом от волковских вырезубов никто отказываться и не собирался. Правда, теперь лазоревые рыбки плывут уже по золотому полю, что, видать, олицетворяет исключительность рыбы, давно попавшей во все три «Красные книги»: международную, России и Белгородской области. Н-да, эта рыбка с нежным белым, без мелких косточек, сладковатым и необыкновенно приятным на вкус мясом поистине золотая. Случись сегодня словить эту редкость, тут же заплатите за нее 10 российских минималок. Другое дело, что поймать 6-килограммовую красавицу вам фиг удастся. И дело совсем не в пугливости и осторожности рыбы. С резким ухудшением экологии и строительством плотин, вырезуб почти ушел из наших рек. Вырезубу нужны каменистые стремнины, а не стремное замеделенное течение Северского Донца. Да и питание у рыбы специфическое — крупные раковины моллюсков, требующих чистой воды. Свое название вырезуб и получил за крепкие глоточные кости с мощными зубами, способными раздавливать эти самые раковины. Вялые попытки восстановить генотип вырезуба, не увенчались успехом, а на вопрос любознательных о том, как выглядит уникальная рыба, не может ответить даже экспозиция областного историко-краеведческого музея. Среди трех невыразительных рыбок (ей богу, в местных пивбарах их родственницы выглядят зачастую импозантнее) легендарного вырезуба, увы, нет...
ЕКАТЕРИНБУРГ
Пираньи и рыба с клювом в Городском пруду
Как-то обделена наша свердловская история рыбой. Кроме того что рыбу, выловленную из Исети, ни в каком виде употреблять нельзя, и домашних животных ею тоже кормить не следует. Даже памятников и граффити с рыбой не нашли… Может, конечно, плохо искали, если что, то вы нам сигнализируйте. Зато, тщательно покопавшись в своей памяти, мы вспомнили о существовании музыкальной группы «Губы путассу» (там знакомые нам девочки поют), но пока эта группа не очень популярна, хотя она продвигает свое творчество в «vk»… А после этого всплыли и ещё две истории. Первая родом из смутных 90-х – времени, с одной стороны, новаторского, с другой, тревожного, – о том, что в Городском пруду были выловлены несколько рыб, сильно смахивающих на амазонские пираньи. Собственно говоря, это мог быть только заговор Общества аквариумистов и прочих ботаников, иначе как ещё эти рыбы могли попасть в наши воды? Зимы им точно не пережить, а выловили их уже взрослыми, даже не годовалыми. Представляете, в какой фильм ужасов может превратиться наша жизнь, если эти рыбы адаптируются под наш климат? Это ведь значит, что водой из Исети даже машину не помыть, как делают некоторые наши горожане… Вторая история, помоложе, – это рыба с клювом. История даже мелькала в новостях лет пять назад. И ведь тоже рыбина эта была выловлена в водах реки Исеть. Даже страшно становится от мысли, что же это такое мы с нашей природой делаем, что она нам вот такое выдает…
ИЖЕВСК
Стерлядь
Ярлык «родниковый край» для Удмуртии не только красивый эпитет, но и промыслово-хозяйственное преимущество – это любой рыбак без слов объяснит. В родниковой столице ловится в основном стандартный речной набор, так что Ижевску в плане экзотики похвалиться и блеснуть особо нечем. Разве что вечными слухами о трехглазой рыбе из неэкологичного пруда, о которой все знают, но никто не видел. Нашей гордостью её вряд ли назовешь, но в городской мифологии шутка-минутка свое стабильное место заняла. Байки байками, а плавниковая, достойная уважения и Красной книги, у нас таки имеется. Стерлядь, или Acipenser ruthenus, обитает в Каме, Вятке, Чепце и Иже с ними и имеет статус редкого, но восстанавливаемого вида. Бытовало мнение, что название хвостатой (с чувашского «сарапуль» – «желтая рыба») дало имя уездному городу Сарапулу. Эту версию, правда, вскоре отмели в пользу таймени – камского лосося с оранжевыми плавниками, который водился в речке Большой Сарапулке (с булгарского «сарапула» – «красная, красивая рыба»). Стерлядью между тем любили побаловаться и в царских кругах, куда наши купцы исправно её экспортировали. Из тех времен пришли заковыристые рецепты ухи с мадерой, стерляди с хреном и студня из оной же. Сейчас осетровую в связи со скромной популяцией ловить нельзя, а если ненароком зацепил – надобно аккуратно выпустить обратно. Так что стерлядь становится только ценнее, «краснее» и, как все неуловимое, обрастает вкусными легендами.
Фото: shutterstock.com/Nordling
ИРКУТСК
Омуль
Местные рыбаки считают, что если хвостиком омуля помазать губы больному — он выздоровеет. Но больному лучше все же открыть рот пошире и заглотить всю рыбу. Омуль — это 50 см диетического мяса. Каждый, кто хоть раз побывал на Байкале, забывает про любую семгу-осетра. Вернуться домой без хвостов горячего и холодного копчения — невозможная затея. Советуем найти в прибрежных ресторанчиках загутай из омуля. Готовится он так: кусочки помещают в крепкий соляной раствор, добавляют лук, черный молотый перец и растительное масло. Все плотно трамбуют в банки. И сразу можно есть. Это менее экстремальное гастрономическое развлечение, чем рыбная расколодка, но тоже очень вкусно.
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Сом
По-настоящему крупная рыба, говорят, водится в Набережных Челнах. Слухами земля полнится и пренебрегать ими не стоит. Так вот, к делу. Заядлые рыбаки знают, что самое лучшее место в городе, где клюет на сто процентов – берег за плотиной Нижнекамской ГЭС. Вот тут-то и происходит самое интересное! Если верить рыбачьим преданиям, то в местных водах как-то обнаружили не просто большого, а прямо таки гигантского сома. Мера, конечно, довольно условная: по мнению якобы видевших сие чудище морское, размер сома – «с бревно». Переводя на более доступный (и объективный) язык, потянет такая рыбка килограммов на пятьсот. Невероятный Сом (напишем с большой буквы, ибо большому кораблю…) предстал не перед обычными рыбаками, а пред людьми профессиональными — водолазами. Потому и версия звучит правдоподобно. Уж эти-то врать не будут. Для справки: Википедия сообщает, что максимальный вес сома 360 килограммов. А значит, находка водолазов превышает размер самого большого сома почти в полтора раза. Самое время маякнуть специалистам из Книги рекордов Гиннеса. Тем временем в Набережных Челнах началась настоящая гонка – кто ещё углядит чудище морское?! А уж если кто поймает, так на пьедестал этого рыбака. Вот такие игры – рыбаки и рыбки называются. А ведь улов и на музейный экспонат потянет, и семью со всеми тетками накормить можно. Главное, в прямую схватку не вступать, а то чревато физическими увечьями.
ОМСК
Коммунальный карась
В Иртыше, полагают местные, съедобной рыбы больше нет. Её отравили деятели тяжелой промышленности. Гордиться совершенно нечем. Зато в центре города есть бессмертная скульптура — на безрыбье, как говорится. Придумал ее популярный в Омске скульптор Александр Капралов и назвал ее «Коммунальный карась». Стоит она, значит, почему-то возле офиса компании недвижимости, улыбчиво зубы скалит на всех прохожих, ресницы имеет длинные и взгляд чарующий. А на спине у нее что творится, мама дорогая: смешались в кучу кони, люди, дома, окна, лестницы и телевизионные антенны. Возможно, это образ коммунальной квартиры, в которой довелось побывать автору. Но, с другой стороны, при чем тут рыба? Однако философским инсинуациям возле чудо-юдо-рыбы предаются только рефлексирующие натуры. Остальные прохожие с воплями «О-о-о, это че, рыба-а? Прико-о-ольно!» бегут вытаптывать газон и фотографироваться. А карась смотрит на них как на недоразумение и усмехается.
ПЯТИГОРСК
Пиявки
Ни одной даже мало-мальски интересной легенды связанной с рыбой на КМВ нет. Придется смириться. Ну, логично же, воскликнет знакомый с местностью читатель! Реки мелкие и горные, озёра, водохранилища... Рыба там водится самая банальная, да и не тянет она на звание «легендарной». Однако, в Ставропольском крае есть и активно действует Федерация рыбной ловли, и соревнования постоянно проводятся, и клюёт у всех «банальная» рыба даже очень неплохо. Но есть таки на Кавминводах знаменитые и очень распространённые водоплавающие. Правда, не рыбы, а черви, они же пиявки. Этого склизкого добра в каждом санатории великое множество. Гирудотерапия стоит на третьем месте в списке самых распространённых процедур после нарзанов и грязей. О пользе этих кровососов столько говорят, что кажется, ещё немного и кольчатые черви завоюют мир, или наоборот, спасут. Подсевшие на пиявок готовы песни петь и стихи слагать. Ситуация напоминает Футураму и мозговых слизней. Эти червяки как-то умудряются влюбить в себя жертву с первого укуса. Количество процедур гирудотерапии в пределах Кавминвод стремиться к бесконечности. 270 зубов, ненасытный аппетит и удивительно экономная пищеварительная система маленького скользкого существа способны сотворить чудеса с человеческим организмом. Интересно, что местные жители в большинстве к пиявкам холодны. Зато из обитателей не зарастает народная тропа в процедурный кабинет.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Донской сазан
Одна певица (Ирина Аллегрова) в интервью признается, что после гастролей на своей донской родине увозит в столицу пару-тройку вяленых сазанчиков. Ловля сазана является высшим пилотажем ужения рыбы на Дону. Голодный сазан с ходу берет насадку, резко топит поплавок или гнет кончик удочки. Тут всякий спец понимает, КТО на крючке. «Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать», а всем остальным нет смысла рыбачить на Дону. Сазанчика можно посыпать крупной солью и пожарить, а можно завялить и в подарок друзьям-москалям отдать.
СУРГУТ
Муксун
Владимир Вольфович в ходе осмотра сургутских магазинов хотел было купить муксуна, а не вышло — рыбу раскупили. «Неплохо живете, Сургут!» — сказал Владимир Вольфович, посмотрев на ценник (около 500 руб./кг), и угостился рыбой во время ужина. Съел и признался Сургуту в любви. Ибо вкуснее муксуна может быть только муксун холодного копчения. Это эксклюзивный сибирский деликатес, съедобный сувенир, а с прошлого года — кулинарный бренд Сургута. Секрет волшебного вкуса прост, как Север: чтобы выжить, муксун накапливает жир, поэтому его мясо очень нежное. На отлов действует квота — 35 тонн в год. Сургутянам пока хватает.
ТУЛА
Сом-гигант
Эту тварь божью из Оки вы-удил обычным спиннингом обычный тульский спасатель Сергей Панков. Живность весом 52 кг и длиной 2 м Сергей вместе с братом и со товарищи тянули два с половиной часа. «Рыба протащила нас 700 метров!» — содрогаясь, вспоминает рыбак. Вытащили — ну и что? А как такой улов до дому переть, если он размером с машину? Сначала привязали к веревке и тащили волоком, а в подъезд заносили на профессиональных спасательных носилках. Рыбу ели долго. Часть отдали друзьям на свадьбу, часть — родне, ну и потом безостановочно принимали гостей. Сергей утверждает, что вкуснее рыбы в жизни не ел. Мораль истории такова: чтобы выловить такую рыбешку, надо работать в МЧС.
ЧЕБОКСАРЫ
Чехонь
Волжская чехонь, соответствующим образом завяленная, преотлично утоляет жажду душевного общения под прохладительные напитки. Чуваши заготавливают чехоньку на весь год, развешивая гирлянды засоленного улова на балконах и террасах, вызывая усиленное слюноотделение у соседей. С подвяленной чехонью полагается поколдовать, чтобы не слопать в один присест, а растянуть удовольствие подольше. «Рыбу полностью высушиваю, заворачиваю в один слой газеты, затем в новый полиэтиленовый пакет, ртом высасываю воздух и плотно завязываю, затем помещаю ещё в один пакет. В морозильнике хранится до года почти без изменения вкуса!» — делится опытом один рыбак. «Берешь банку побольше, кладешь туда подсушенную рыбу мордой вниз, а одну, помельче — мордой вверх. Втыкаешь этой малявке в рот кусочек кондитерской свечки и поджигаешь. Когда свеча чуть-чуть разгорится, банку закрываешь крышкой. Когда пламя в банке потухнет, кислорода там, считай, не осталось! Единственный недостаток — из рыбы в банку вытекает много жира и она становится «ржавой». Хотя некоторые именно «ржавую» предпочитают по вкусу», — дополняет другой опытный рыбак. И хотя в Волге водится много разной рыбы, именно чехонь является той заветной, которую везут друзьям в подарок, запасают к приезду родни и почтительно вручают начальству в день рождения.
ЧЕЛЯБИНСК
Сиг
«Если уж ехать рыбачить на ваши челябинские озера, — сказал в приватном разговоре с одним нашим корреспондентом очень осведомленный рыболов-любитель из соседней волости, — то, конечно, за сигом. Вот желанный, редкий трофей!» Редакция навела справки и убедилась, что таки да: сиг — это вам не щука, не карась и даже не карп. Сиг изволит водиться исключительно в чистой, холодной, пресной, прозрачной воде, и таковая, по счастью, пока еще наполняет знаменитые озера Челябинской области. Благородная, трудноуловимая рыба, для охоты на которую нужен дом. Фанерный домик трудолюбивые рыбаки-сиголовы сколачивают ближе к зиме и устанавливают на крепком декабрьском льду. И там, подтапливая буржуйку и почитывая Пришвина, в добродушном уединении поджидают нежную добычу, затаившуюся на большой глубине. Сиг мигрирует непредсказуемо и активностью не отличается, поэтому его прикармливают долго, с любовью и особо изощренным способом — создавая кормовой столб из разных привлекательных рачков. Понятно, что для этих манипуляций нужна избушка на льду и творческий отпуск. И понятно, что не дураки все люди, подсевшие на эту забаву, — рыба нежнейшая! Хариус, корюшка, рипус — это все из сиговых, родственники. Свежий сиг пахнет свежим огурцом! Не верите — сами понюхайте. Его, миленка, и жарят, и в фольге запекают, но самый цимес, говорят рыбаки, — это малосольчик из сига (таким манером употреблять можно только невинную, экологически правильную рыбку).