15 ноября 2011 года
«Выбирай» — модный журнал, поэтому мы следим за всеми трендами нашей с вами современности. Мы ревностно наблюдаем, как витиевато меняется облик наших любимых городов, как причудливо они украшаются и на что вообще становятся похожи. Для этого номера мы нашли свеженькие, ещё не заплеванные городские скульптуры, открытые буквально в последние месяцы. Некоторые из них мы считаем арт-прорывом.
ВОЛГОГРАД
Памятник собакам-подрывникам
Исторически так сложилось, что в нашем городе большая часть монументальных произведений искусства напоминает о военных баталиях давно минувших нет. Нет-нет, против мы ничего не имеем и подвигами предков искренне гордимся. Хотя стоит отметить, что в последнее время начали появляться шедевры, призванные гласить и о радостях жизни — «Фонтан влюбленных», к примеру. Или веселая и непонятно что символизирующая фигурка бегемота у развлекательного комплекса «Гиппопо». Однако, не так давно в Волгограде появилась скульптура, которая вновь возвращает к суровой военной эпохе. В самом конце мая этого года на площади Чекистов установили новый памятник — собакам-подрывникам. Представляет он собой бронзовую фигуру пса в натуральную величину, на спине которого закреплена сумка с тротилом и взрывателем. Вместе с постаментом высота составляет два с половиной метра, вес — около двухсот килограмм. Несчастное создание стоит, напряженно всматриваясь куда-то вдаль, готовое броситься в последний бой по первому приказу. Говорят, при дрессировке таких четвероногих пиротехников кормили под танками, чтобы привыкали. Сурово, а куда деваться. Создатель этого творения — скульптор Сергей Карпов. За время подготовки он встречался с ветеранами и наведывался в кинологические службы, чтобы получше узнать о служебных собаках. За время работы было создано около десяти эскизов, в итоге остановились на этом варианте. Вполне удачном, надо отметить. По крайней мере, и стар, и млад встретили новый арт-объект с искренней симпатией.
ВОРОНЕЖ
Стул от жлобства
«Воронежский жлоб» — не просто крылатое выражение, но и карма города. Якобы во времена Петра корабли спускали здесь на воду по желобам, из-за которых горожан и переименовали. Художники решили народ от жлобства излечить и установили памятник рядом с администрацией области. Из инструкции по эксплуатации понятно, что стоит посидеть на агрегате, размышляя о чем-нибудь хорошем, как проблема жлобства улетучится сама собой. Рекомендуют сидеть по пять минут ежегодно. Видимо, поэтому его и создали цельнометаллическим.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Майкл Джексон
Сделан он из темной бронзы, что, нам кажется, могло бы прототипу не понравиться. Поза взята хрестоматийная, в движении. Лицо спрятано за шляпой, видимо, чтобы избежать споров: до или после многочисленных операций запечатлевать кумира? Видно, что за Майклом ухаживают. Игрушки, живые цветы, постеры любимого певца — поклонники его творчества не дремлют. Не удивимся, если к концу ноября на него натянут теплую тужурку и ватные штаны… Кстати, рядом стоит памятник Гене Букину, олицетворяющему закат массовой культуры, и выглядит он как-то одиноко. И мы тут составили список, кому бы ещё надо поставить памятники: Алле Баяновой, Хиту Леджеру, Курту Кобейну, Рузвельту.
ИЖЕВСК
Старки
Последние 20 лет ижевский микрорайон Старки служил унылым памятником постсоветской разрухе. Одна улица, проходящая между промзонами, помойками и жилыми бараками. Один автобус, раз в полчаса приходящий из города. Недостроенный мост из ниоткуда в никуда как олицетворение полнейшей беспросветности старковского бытия. Так бы дальше и продолжалось, если бы в конце лета в размеренную жизнь пригорода впервые в его истории не ворвалось искусство под массивным парусом фестиваля стрит-арта. За три августовских дня разношерстная команда уличных художников-энтузиастов под предводительством главного арт-баламута Удмуртии Энвиля Касимова так поработала над стенами, заборами и остановками, что хмурый район-призрак превратился в бодрый объект современного искусства. Надпись «I love trash» на мусорном баке, остановка по мотивам Дали, гигантский снежный барс, прикорнувший на бетонном заборе, космический рок-путешественники, композиция «Гаси», выполненная Антоном Николаевым из московской арт-группы «Бомбилы» на стене детского клуба, а также расписные мусорки, деревья и удмуртско-британский флаг в качестве апофеоза. Для местных жителей арт-десант был подобен грому среди ясного неба. В отсутствие каких-либо других достопримечательностей настенные художества мгновенно стали символами Старков, к которым теперь приезжают фотографироваться свадьбы. А это, согласитесь, самый народный знак качества. Проект не успевает запылиться. Недавно свой вклад в преображение ижевского пригорода внес французский художник и музыкант Мелькиор Либоа, населивший арт-Старки ещё одним персонажем — томной южноевропейской красоткой в красном.
ИРКУТСК
Памятник Киноманам
Памятники в юбилейный год появляются в городе буквально из ниоткуда. Ещё вчера шел с работы, пусто было, на следующее утро встал, в окно выглянул — а тут монумент весом в несколько тонн на горизонте нарисовался. Смеем предположить, строят их маленькие и трудолюбивые эльфы, в противном случае, мы сдаемся. В общем, памятников в Иркутске много, все высоченные, дорогущие и дико серьезные. О таких, если не хвалебные речи, лучше вообще ни писать. Сами понимаете. Но есть у нас Памятникам Киноманам, его люди с чувством юмора ставили. Выглядит он так: на лужайке у кинотеатра «Звездный» стоят три бордовых стула. На них сидят два персонажа. На правом один и на левом один, а по середине пусто. Специально для любителей фотографий «Я и памятник». Значит, тот, который слева сидит, дико похож на улыбающегося божка. Животик, кофта золоченого цвета, блаженное лицо и пухлые конечности, — все при нем. Второй в руках черную шляпу мнет, нацепил очки пилота, серый костюм, желтый галстук и внимательно глядит перед собой. Выражение лица крайне удивленное. Завершающий элемент композиции — две серые загагулины, одна справа, вторая слева. Если отойти подальше, рамку напоминает. Кто до сих пор не в курсе, как выглядят все те люди, которые жить не могут без синемы, приходите, посмотрите. Нас, конечно, немного смутило, что авторы искусства женщин стороной обошли, так что предлагаем на свободный стул усадить даму. Они тоже кино любят.
КАЗАНЬ
Загадки Шурале
Напротив Татарского государственного драматического … Театра Камала в общем, недавно появилась волшебная пара. Некая, не будем рекламировать, компания сотовой связи решила популяризировать татарский фольклор — сказку «Шурале». Посему, теперь у фонтанов, мы можем видеть сидящих верхом на бревне самого татарского лешего Шурале, а напротив — его оппонента Батыра. Рядом, наблюдают за ними лесные жители — ёжик и зайчик. Всё бы ничего, но весь психодел скульптуры раскрывается при наличии даже скромной фантазии и наблюдательности. По сказке между героями жестокий конфликт — Шурале угодил в собственную ловушку, пытаясь пленить Батыра, Батыр защемил ему пальцы, Шурале страдает от боли, но все же не теряет надежды перехитрить Батыра и, освободившись, погубить его. Сюжет очень напряженный, но это никак не отражается в позах и мимике участников скульптурной группы. Герои пребывают в полном дзене, и каждый, медитируя, уставился в свою сторону спокойно и безмятежно, как в Нирване. Если зрительно распилить бревно, то можно расположить Батыра за спиной Шурале, или наоборот, развернуть добра молодца кормой к лесной нечисти. Эмоциональная насыщенность скульптуры и сюжет не пострадает, а может даже приобретет. В общем, никакой негативной связи между ребятами не чувствуется, ни искры соперничества, ни гнева, ни вражды. Кроме того, непонятно, зачем Батыр вообще пошел в лес. По сказке он плотник, но на это в скульптуре ничто не указывает. Ёжик и зайчик есть, а топора не видно. Так что на месте Батыра могли быть хоть ежик, хоть зайчик, хоть семь слоников на счастье.
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Скульптурная композиция работников ЖКХ
Целый скульптурный ансамбль открылся этим летом на ГЭСе. Посвящен он работникам ЖКХ, а фигуры, изображающие сантехника, маляра, электрика и дворника, которые изначально хотели лепить с выдающихся деятелей это сферы, сделали собирательными. Проще говоря, на одно лицо. Целая семья из четырех детей пошла служить на благо спокойствия и уюта населения, а теперь и вовсе застыла, воспевая красоту труда жилищно-коммунального хозяйства. Кстати, это самое население оказалось не шибко благодарным. Мы уже не говорим о цветах – в конце концов, эти профессии ещё не умерли. Скульптуры подверглись настоящему вандализму: у маляра выломали скребок и валик. Ну что можно сделать с бетонным инструментом!? Бесполезная же вещь в хозяйстве! И на полке в гостиной будет смотреться, по меньшей мере, странно. Электрика тоже обидели. Предприимчивый электрик — не бетонный, а живой — наклеил объявление прямо на щиток рядом с бетонным коллегой. Мол, этот электрик так себе, нерасторопный, я лучше. Но вот что удивительно: фигурка девушки-дворника совсем не тронута. Даже трава вокруг нее не вытоптана. А то ведь к валику вандалу вполне могла пригодиться такая же метла. Ан нет. Может бетонная собачка отпугивает вандалов? Или сама метла, которой ожившая, как в сказке о Нильсе и гусях, дворничиха, может и огреть. А может рука не поднимается обидеть даму с такой фигурой: ядреной, с крутыми бедрами, высокой грудью и тонкой талией.
НИЖНЕВАРТОВСК
Станок-качалка
Нефть — это наш хлеб, золото, несметное богатство и мелочь на карманные расходы. Словом, нефть — наше все. Вокруг нее, родимой, все и вертится. Включая и арт-выдумки. И станок-качалка — тоже наше все. Раньше такие станки можно было встретить разве что в окрестностях города, на знаменитом на весь мир Самотлоре. Но то было ещё при социализме. Нынче же это благородное орудие добычи углеводородов появилось прямо в центре Нижневартовска, на улице Мира, рядом с нефтяным техникумом. Этот, вполне привычный на производстве, но весьма нетипичный для жилой застройки, арт-объект сразу же обрел бешеную популярность. Причем не только у студентов, но и вообще у всех горожан, даже у тех, кто никакого отношения к извлечению природных запасов не имеет. Вот, допустим, перевернутая вверх ногами буровая вышка, которая появилась несколько лет назад на кольце между улицами Лопарева и 60 лет Октября, особого восторга у местного населения не вызвала. Зато сейчас от мысли, что поблизости теперь есть ещё и нефтяная качалка, наоборот, у всех как-то даже на душе теплее стало. Пусть она и невзаправдашняя. Ведь на её фоне можно, например, сфоткаться и выложить фото в социальную сеть или послать кому-нибудь в виде открытки, написав на обороте, что так, мол, и так: качаю себе нефть прямо во дворе, а арабские шейхи нервно курят в сторонке. Главное, провести всю эту операцию культурно, без геройских попыток «оседлать» агрегат, ибо есть риск нечаянно примерзнуть к нему, а после освобождения — отогревать оледеневшие члены в ближайшем отделении полиции.
Нижний Новгород
Царевна-Лягушка
Много всяких памятников имеется у нас в городе, но вот увековечить лягушку — это нам, нижегородцам, в голову пока не пришло. Кто знает, а может и почём зря, ведь это «милейшее» земноводное» не раз становилось героиней народных сказок. Сотрудники зоомагазина «Хвостик» решили исправить это положение и не так давно установили возле своего магазина на одной из улиц нашего города скульптуру прекрасной царевны-лягушки. Назвать наш новый арт-объект памятником – это звучало бы слишком громко, но мы, честно признаться, почему-то были уверены, что всё не напрасно, и что зеленая лягуха что-нибудь да значит. Но оказалось, что увы! Сотрудники зоомагазина на наш искренний и отчасти детско-наивный вопрос «А почему?» ответили: «Да просто так». И тут мы поняли: лягушка, она хоть и царевна, но всё равно свою животную сущность сохранила, а значит и у зоомагазина ей самое место. Зеленую красавицу (не подумайте, что это мы про ёлку), можно было бы и не заметить, поскольку среди домов и листвы (пусть сейчас и поредевшей) она немного теряется, но это «чудо природы» выдаёт обворожительный, неугасаемый взгляд. Её глаза так и светятся ярко-красным, фосфорным светом, и манят, манят…Кроме того, в руках у лягушки стрела (ну точно сказочная героиня), а это свидетельствует о том, что она готова к встрече со своим Иваном. Можете подходить, целовать — это не возбраняется, да и она, думаем, против не будет. Вот только домой её уносить не советуем (великовата), даже если она вам очень понравилась. А «Хвостику» мы можем сказать большое спасибо за хорошее настроение, возвращение в детство и украшение городского пространства.
НОВОСИБИРСК
Тост «Горько!»
Никто-никто, как выяснилось, до сей поры не смог создать памятник тосту «Горько!». А вот новосибирский скульптор Александр Крутиков смог. Белоснежные стилизованные тела мужчины и женщины так причудливо сплетаются в поцелуе, что образуют знак бесконечности (ну или восьмерку). Позвали на церемонию открытия самого семейного господина Жириновского с его второй половиной, но не случилось. Открыть сей монумент на летней веранде ресторана «Райский сад» доверили паре, которой повезло именно в тот день праздновать изумрудную свадьбу. Жаль, что им не удалось изогнуться в поцелуе так же, как показано в скульптуре. А все остальные парочки теперь позируют, старательно кряхтя.
ОМСК
Памятник статистике
Вот стандартная экскурсия по Омску: посмотрите направо — тут у нас памятник Ленину, посмотрите налево — тут у нас когда-то был памятник Ленину, а вот тут у нас главная улица… тоже Ленина. А вот когда фантазия иссякает, наступает время знакомить туристов с чем-нибудь разэдаким, новеньким… На выбор — памятник патрульному автомобилю возле здания ГИБДД на улице Красных зорь и Памятник статистике — у здания Омскстата на улице Орджоникидзе. Первый — конечно, на любителя… ПДД. А вот второй — для людей вдумчивых, готовых откопать глубинный смысл в любой загогулине! Ровно год назад в центре нашего города появился земной шарик — такая ничего-себе-игрушечка: вертится, крутится и изо всех сил символизирует. Видно, совсем замучали сотрудников этой службы обидными присказками про три вида лжи — «ложь, наглая ложь и статистика», «статистика — самая точная из всех неточных наук» и прочими обидными обзывательствами… Вот и решили они торжественно воспеть сей предмет если не в камне, так хоть в металле — узорами узорчатыми глобус украсили, «колесом времени» обозвали, письменами мудрыми испещрили: «Статистика. Знание. Использование», «Добросовестность», «Профессионализм» и прочее — во как! А если у кого возникнет вопрос, как эти слова и почти 150-летняя история омской статистики связаны с глобусом — так не мучайтесь, зайдите в Омскстат, запросите документики, почитайте архивчики, в конце концов! И убедитесь: нас всех посчитали. Да-да, всех, кто на этом земном шарике проживает и ещё только собирается.
ПЯТИГОРСК
Памятник клизме
Ой, даже как-то страшно об этом писать, но придётся перевернуть ваш узкий мирок и открыть глаза. Наше местное «ВСЁ» выглядит так, как на фото выше. Спорить с этим фактом даже не пытайтесь, а то ведь, могут начать доказывать… Посмотрите в глаза херувимам, вы видите решимость и веселый задор? Сами догадайтесь, отчего они такие бодрые. Памятник клизме находится в поселке Иноземцево. Правда, после установки шедевра ни в чём не повинный населённый пункт иначе как «Клизмоградом» не называют. Логика народная вполне понятна. Принято в городах ставить монументы отцам-основателям и личностям, прославившим его. Этимология ясна? Воздвигли эту скульптурную композицию в санатории «Машук». Памятник вполне себе рукотворный. Многие хотели бы найти владельцев рук, сотворивших этакое рококо и использовать идею на практике. Несмотря на нехорошие брожения в умах масс, своим арт-объектом санаторий гордится. Медное чудовище как бы намекает нам: «Лечим всё. Проверено на себе» — и смотрят так ласково-ласково (бррр). Директор санатория уверен: мир полон дилетантов и пуритан. Они недооценивают живительную силу очистительной процедуры. Лукавит немножко, уважаемый. Памятник клизме — он только наполовину пропаганда, ярым противникам это дело не втюхать, будь он хоть из золота. Большей частью монумент чистой воды pr санатория. И, надо сказать, неплохой. Уже и википедия к себе утащила, и каждый уважающий себя курортник увековечился у монстра на фото. Вот и получается, я тут захожусь в сарказме, а на самом деле в сердце Кавминвод проклюнулась новая достопримечательность.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Первоклассник
По словам местных властей, подобного памятника нет не только в России, но и в мире. Несчастного первоклассника установили к 1 сентября на площадке возле гимназии №36. Причем, задумывался он не как несчастный, а как счастливый. Получился мальчик на глобусе, причем держится он там не очень стабильно. И поза у него такая развеселая, что кажется, он вот-вот слетит оттуда. Сразу понимаешь, что правы некоторые бабушки, которые считают что молодежь совсем распустилась. В правой руке у первоклассника книга с непонятной надписью «Школа». С одной стороны, есть такое произведение Гайдара, с другой стороны — видимо, это для наглядности. Если кто ещё сомневается, что мальчик школьник — так вот вам доказательство. Левую руку по задумке должны пожимать новоявленные первоклассники, школяры и бывшие школяры — то есть вообще все. Почему левую? Ну ладно. Вероятно, её и будут пожимать — кто с ненавистью, кто с любовью, и заблестит она, как манхэттенский бык. Говорят, уже есть примета: надо потереть пятерню перед ЕГЭ — тогда сдашь точно. Памятник, кстати, изготовили по эскизам девятиклассницы, которая учится в этой гимназии, но мы уверены, что у нее не было злого умысла. Нам хотелось бы увидеть остальные эскизы. Редакция давно вышла из школьного возраста, но это не мешает нам относится с нежностью к любому проявлению юных чувств. В конце концов, кто из нас не сидел на глобусе, не размахивал увесистым учебником «Школа» и не бегал с развязанными шнурками по коридору?
РЯЗАНЬ
Ветвистая сфера
С некоторых пор небольшой рязанский скверик возле ТЦ «Аркада» стремительно доказывает всему городу, что колодцы подземных технических коммуникаций в умелых руках тоже могут внезапно стать арт-объектом. Специалисты по дизайну городской среды решили, что кованая сферическая витиеватая конструкция поможет замаскировать небольшие огрехи паркостроительства в виде огромных техколодцев-истуканов, выступающих из-под земли посреди газона. Возможно, это сооружение призвано сымитировать куст терновника или виноградную лозу, однако натуралистичностью не злоупотребляет. Да и не надо нам скучной классической эстетики! Ключ к истинному современному искусству — в новаторском подходе! И особенно ярким нестандартным приемом такого подхода, несомненно, служат несколько кирпичей, заботливо подставленных под основание хитроумной композиции с целью дополнительной опоры. Определенный вклад в гармонизацию пространства сквера вносит почти зеленый цвет самих колодцев, заставляя их почти сливаться с просто зеленым цветом травы (когда она есть). В общем, не было бы «маскировки» — глядишь, никто б и не обратил внимания на мимикрирующие колодцы. Но теперь точно заметят. Так поблагодарим неизвестного автора-рационализатора за творческую идею. Все же глаз радует, как ни крути! Ведь могли б и рабицей обнести или, того хуже, ржавой оградкой времен коммунистических субботников. А вообще, с художественными штуковинами в Рязани напряженка. Впору любой дворовый мусорный бак поновей в качестве арт-объекта рассматривать.
САМАРА
Остановка «Сердца»
В последнее время в городе нашем славном памятники, скульптуры и прочие инсталляции растут как грибы после дождя. Часть из них серьезны и весомы, часть — нелепы и вызвали лишь недоумение горожан, часть — смешны и позитивны. Словом, объекты буквально на все вкусы появились в Самаре в этом стремящемся к концу году. Одно из строений, появившееся накануне Дня города прошлой весной, отличается удивительным сочетанием в себе яркости, попсовости, забавности, с одной стороны, полной бесполезности — с другой, и интересной в принципе идеи — с третьей. Речь о павильоне «Сердце города», что напротив рынка «Караван».
Как известно, проект был разработан группой молодых самарских дизайнеров под руководством известного архитектора Дмитрия Храмова. Главная идея заключается в позиционировании Самарской области как сердца России (благо и форма, и расположение способствуют), а этого конкретного места — как сердца сердца. Замахнулись, в общем, глобально. А реализовать решили простенько. Павильон, по задумке, отмечает остановку общественного транспорта. Но от собственно остановочного пункта стоит на таком расстоянии, что добежать от него до подъехавшего автобуса успеет не всякий. Частично функциональную ненужность компенсирует терминал с сенсорным экраном, установленный внутри павильона. Из предлагаемой там информации действительно ценен доступ к картам «ДубльГИС». То есть если именно в этом месте города вам неожиданно стало необходимо сориентироваться в окружающем пространстве, у вас есть такая возможность. Ну и некоторые свадьбы здесь фотографируются — сердце все-таки.
СОЧИ
Олимпийские часы
Часы, отсчитывающие время до начала Олимпиады, — результат политической воли, помноженной на маркетинговые интересы. Дело в том, что подобные хронометры ставят в каждой олимпийской столице, но за разное время: в Лондоне за 500 дней, в Ванкувере за 3 года, в Сочи пожелали за 1000 дней до старта игр. Часы электронные, двусторонние (с обратной стороны отсчитывают дни до Параолимпиады) и инновационные (в чем сыр инноваций, точно никто не знает, просто слово модное). Синие ромбы обязаны напоминать заснеженные горы, но на деле больше похожи на косяк тунцов. Анфас передней рыбины украшен олимпийским пэчворком, что придает ему облик бабушкиного фартука. Главная маркетинговая фишка — логотип «Омеги», разработавшей часы. Он был бы вполне себе уместным, если б не ложка дегтя: часы монтировали ровнехонько напротив фирменного часового бутика «Омеги», причем именно там, где раньше располагался намогильный православный крест.
СУРГУТ
Паленый и его тачка
Этим летом специалисты комитета природопользования и экологии составили реестр городских памятников. «Проинвентаризировали» в буквальном смысле: ходили по городу и пересчитывали все монументы. Насчитали 35. Некоторые забытые памятники, в том числе Ленина с детьми, ранее находившийся возле бывшего здания педагогического колледжа, найти так и не удалось — растащили по дачам. Например, часть памятника, посвященного мужеству рыбаков в годы ВОВ, сейчас украшает один из садовых участков, уже в виде клумбы. Зато кое-где этих скульптур внезапно прибывает (речь о загадочно появившемся летом на пр. Ленина охотнике с собакой в компании Санчо Пансы на осле (или собаке?). Или — Паленый, у которого теперь есть тачка. Всего девять огнетушителей, два манометра ещё несколько деталей, месяц работы — и в Сургуте появился пожарный монумент «в комплекте». Ещё летом пожарники своими руками из специального снаряжения МЧС сотворили брандмейстера, которого нарекли Паленым. Голова — огнетушитель, глаза — линзы манометров... Симпатичный получился! Коллектив 41 пожарной части считает его не просто скульптурой, а своим 97-м по счету сотрудником. Но без машины был как-то «не гарнитур». Теперь у Паленого есть своя «пожарка» — копия настоящей (такая же стоит в гараже части, и у них даже идентичные номера). Скульптура сделана из использованных противопожарных средств. Огнеборцам творить понравилось, поэтому они пообещали горожанам добавить ещё «пожарного» креатива.
Фото: Лиана Сафина
ТЮМЕНЬ
Корабль пришельцев
Не знаем, как другие города, а Тюмень с каждым годом хорошеет — тьфу-тьфу, чтоб не сглазить! Взять хотя бы нашу набережную: глядишь на нее с моста Влюбленных, и на ум приходит небезызвестная цитата — «Эх, красота-то какая! Лепота!». Что особенно гордо, это не единственный новый арт-объект, которым тюменцы могут козырять перед господами заезжими. Найдутся у нас и другие архитектурные шедевры, способные, если не поразить, то удивить или насмешить уж точно. Например, ТЦ «Калинка», что открылся этим летом в самом центре. Поначалу сооружение, как и положено строящемуся объекту, пряталось за забором, но самые любопытные все же высмотрели необычную шарообразную конструкцию, поблескивающую сквозь ограждение. Вытягивать шеи горожанам пришлось недолго — заборчик убрали, и взору прохожих предстал торговый центр веселого оранжевого цвета, чей парадный вход украшал … приземлившийся корабль пришельцев на ножках. По-другому этот чудо-агрегат не назовешь. Для полного сходства не хватало только трапа, ведущего на землю, и зеленого человечка — типа того, что рекламирует компьютерный магазин неподалеку. Инопланетяне в округе так и не объявились, зато выяснилось, что зеркальная сфера космической наружности — не только элемент декора, но и вполне функциональный ресторан с все тем же милым русскому сердцу и уху ягодным названием «Калинка». Отчего калинка оказалась такого космического вида, неясно. Но теперь в нашем городе имеется инопланетный корабль с надписью «открыт» на борту, внутри которого вечерами сверкают разноцветные огоньки. Так что, если надумаете вступить в неземной контакт, имейте в виду, что сделать это легко — просто заглянуть в «Калинку».
УФА
Аленький цветочек
Аленький цветочек, он же, по мнению создателей Сказочной карты России, символ Уфы, стоит в саду имени Сергея Аксакова (никому не кажется, что у нашего города многовато набирается так называемых символов. Уже есть Салават на коне, бурзянская пчела, Монумент Дружбы… Кто больше?). Вид у этого объекта довольно-таки внушительный — трехметровый цветочек из металла венчает ярко-красный распустившийся бутон, стебель обвит мощными листьями, а еще на нем расположено сердце с отпечатками ладоней. Ну вот почему такие хрупкие и невесомые предметы (типа цветов или бабочек, к примеру) при значительном увеличении приобретают просто монструозный вид? Еще, кстати, эта металлическая махина, ох, простите, внушительный арт-объект привлекает многочисленных влюбленных и брачующихся Уфы. Секрет прост: по сложившейся городской легенде, если пара приложит руку к этому сердцу (специально ведь ещё место отметили. Чтобы никто не промахнулся!), то счастье их не покинет, любовь не увянет и все остальное тоже будет в шоколаде. Вот так у Моста влюбленных появился серьезный конкурент. Между прочим, на хрупкие железные листья Аленького цветочка тоже начали вешать замки с именами. Хотя, с другой стороны, кто мешает повесить такой символ любви на мост, на «цветочек аленькый», потрогать пресловутое сердце и совершить ряд других бессмысленно-прекрасных действий? И все для одного — чтобы матримониальные отношения отличались прочностью и долговечностью. А как же иначе.
ЧЕЛЯБИНСК
Губы окаянные
Вообще-то монумент называется «Поцелуй городу», но в городе его так не называют. Если честно, его называют так неприлично, что мы в своем чинном издании даже не можем это воспроизвести. Сделать «Поцелуй» размером 2х3 метра придумала группа пиарщиков, которые хотели подарить городу новый символ любви, ибо в народе говорят: «Не давай поцелуя без любви!». Двухметровые уста вырезаны бензопилой из цельного куска бетона и раскрашены кисточками в алый-алый цвет. Мы видим, что объект искусства преувеличен, будто кто-то нарочно приблизил желанные губы и обнаружились все пиксели, из которых они состоят. Потому что это не арт-объект, а трололо-объект, утверждают создатели.