17 сентября 2015 года
Молодежный апокалипсис, зомби-апокалипсис, беспощадный русский апокалипсис — судя по уикенду 17-20 сентября, русские прокатчики погрузились в беспросветную депрессию. Им бы поучиться у Джафара Панахи и его «Такси», который умудряется снимать отличное кино посреди апокалипсиса иранского, настоящего.
Расписание сеансов
Жанр: молодежная фантастика, 16+
Режиссер Уэс Болл
В ролях: Дилан О’Брайен, Кая Скоделарио, Томас Сэнгстер, Натали Эммануэль
Не успела компания подростков под предводительством Томаса (О'Брайен) выбраться из треклятого лабиринта, как они отправляются в полымя — некую «Жаровню», где живут человекообразные существа, гуляют песчаные бури и на голову капает расплавленный металл. Все это продолжение экспериментов организации «Порок», которая хочет спасти изможденную землю, но делает это негуманными способами. Боллу во второй раз удалось вдохнуть жизнь в дурацкий бестселлер Джеймса Дэшнера, выбрать лучшее, урезать здравый смысл и за относительно небольшие деньги снять мощный подростковый блокбастер.
Расписание сеансов
Жанр: комедийный хоррор, 16+
Режиссеры: Джонатан Милотт, Кэри Мернион
В ролях: Элайджа Вуд, Рэйн Уилсон, Элисон Пилл, Джек МакБрайер, Ли Уоннелл
Курица, прежде чем попасть в виде наггетсов в закрытый мир школьной столовой, проходит много этапов: забой, ощип, разруб, жарку. И где-то на одном из этапов будущие наггетсы подцепили зомбоидную заразу, первой жертвой которой стала девчушка из частной школы. На свою беду в ту же самую школу в недобрый час устраивается в качестве замещающего учителя Клинт (Вуд), который совсем не иствуд, а живет с мамой, ездит на помятом «Приусе» и грезит об авторстве коммерчески успешных хорроров. Параллельно распространению вируса среди детей Клинт знакомится с неприятными обитателями учительской, с которыми ему придется выживать.
«Кутис» впервые показывали на Сандэнсе, где тот вызвал двоякое ощущение. С одной стороны, это веселый треш-хоррор с отсылкой к «Факультету», с другой — диковатый каламбур с повальным насилием со стороны и в сторону детей. За всей этой кутерьмой стоят знакомые нам лица — во-первых, Ли Уоннелл, соратник Вана, сыгравший не последнюю роль в создании (а впоследствии — развенчании) культа «Пилы» и «Астрала», с другой — братья Адреаясян, вложившие немного денег в этот потенциально провальный проект. На режиссерские амбразуры были и вовсе брошены дебютанты. В результате «Кутис» получился перегретой карикатурой с рваными краями и одеялом из хороших актеров и забористого юмора, сквозь прорехи которого проглядывает и режиссерская неопытность, и сценарные ляпы, и зашкаливающая агрессия.
Расписание сеансов
Жанр: драмеди, 16+
Режиссер Андрей Прошкин
В ролях: Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Олег Ягодин, Тимофей Трибунцев
В вымышленный город, засунутый в алтайскую глубинку, приезжает некто Павлючек (Сухоруков) по профессии экзекутор — не то гоголевский ревизор, не то булгаковский Воланд. Приезжает, чтобы провести ревизию человеческих грехов, коих в городке водится в немалой степени — у распутной парикмахерши, которая коллекционирует аборты, у акушера, который пользуется положением, у мента, который не гнушается убийствами, и циркача, который слишком буквально воспринимает фокус с распиливанием женщин.
Гротеск и кафкианская безысходность задыхающейся российской провинции — вещи, с незавидной регулярностью (незавидной для оскаленного патриотизма, конечно же) встречающиеся в отечественном кинематографе. Но каждое такое высказывание, особенно поданное не в формате быдлокомедии, заслуживает внимания. Прошкин наделяет героя Сухорукова мессианским функционалом и призывает его бичевать пороки. Этот подход, учитывая, что чуть ли не главным пороком режиссер считает аборты, конечно, не самый универсальный, но фильм определенно обладает философским магнетизмом в той легкой и удобоваримой степени, в которой умный зритель способен его принять и задуматься. Остальным (имеются в виду тем, которые не способны принять критику собственного бытия) следует воздержаться от просмотра. Потому что Россия — великая наша страна.
Расписание сеансов
Жанр: реалити-мелодрама, 12+
Режиссер Джафар Панахи
В ролях Джафар Панахи
Классическое триединство времени, места и действа лучше всего достигается, когда режиссер, камера и актеры находятся в одной машине. И это мы сейчас не про клип группы «Серебро», а про удивительный фильм иранского либерального режиссер Джафара Панахи. Который умудряется в условиях диктатуры режима и персональных санкциях снимать кино, достойное «Золотого медведя» Берлинского фестиваля. Фильм снят в реальном времени с реальными людьми, в разной степени имеющими родственную или дружескую близость с Панахи, или просто незнакомцами, но назвать документальным его ни в коем случае нельзя. Клиенты такси рассуждают с разной степенью серьезности о властях и о том, кто ворует колеса с машин, о национальном кинематографе и о том, почему так мало работы.
Непринужденные живые беседы смонтированы таким образом, что фильм представляет собой социальную комедию — с легким налетом авторской сатиры, но и с большой любовью автора к случайным актерам его знакового фильма. Выбранная форма не случайна — Панахи официально запрещено заниматься кинематографом в стране, поэтому он изгаляется на почве минимализма.
Роуд-муви по тегеранским улицам, если немного абстрагироваться от формы (допустим, что интерьер такси — это камерный театр), — идеальный срез общества, вынужденного жить по навязываемым законам, обходя их. Но это ещё и увеселительная бытовая комедия про простых людей, калейдоскопически составляющих портрет чуждого и в то же время близкого нам народа.