Самые «безумные» парные скульптуры страны — Наша Russia — Выбирай.ру
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости




 

Самые «безумные» парные скульптуры страны

1 февраля 2013 года

Самые «безумные» парные скульптуры страны

РЯЗАНЬ. Самоделкин и его друг

Мать и дитя, рабочий и колхозница, солдат и ребенок, Бивис и Баттхед, Слон и Моська, Адам и Ева, шахтер и шахтер и другие парные сюжеты, ставшие хрестоматийными, нас вдохновили на поиск чего-то другого, малоизученного. Нигде в стране, представьте, не нашлось отца и дитя, пролетарки и колхозника или хотя бы балерины и другой балерины. Современная городская скульптура формирует шаблоны куда более цветистые.

РЯЗАНЬ
Самоделкин и его друг

Желтый человечек чем-то потрясен и напоминает архитектора-ботаника, перемудрившего с планом застройки района и заблудившегося. С собачкой совсем плохо: ей в уши вставлены дудки-слушалки, отчего вид у нее прибабахнутый. В 20 метрах от парочки сообщается о продаже глушителей-стартеров, там нам и рассказали, что варил монумент некий Семен, а в ушах у пса — гудки от старой «Победы», а туловище — из старого глушителя. Ну с Буратино так же было. Крашенные одной краской Самоделкин с другом ещё и связаны одной цепью. Со столбом. Коллекционеры воруют, знаете ли.


Фото: Ольга Георгиеш

ЕКАТЕРИНБУРГ. Тетка и дядька

ЕКАТЕРИНБУРГ
Тетка и дядька

Мы не верим, что это памятник любопытству в чистом его виде. Нам кажется, что если бы создателя интересовала квинтэссенция любопытства, то он изобразил бы её в виде двух теток, втыкающихся в замочную скважину. А так как в памятнике наблюдается амбисексуальность, то произведение все-таки, как ни крути, о взаимоотношениях полов. Даже силуэты участников в подтверждение нашей теории недавно были выкрашены нежной половой краской. И поэтому мы предлагаем использовать их в качестве иллюстрации на обложки таких бестселлеров, как «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея, «Секреты о мужчинах, которые должна знать женщина» Барбары де Анджелис.


Фото из архива редакции «Выбирай-Екатеринбург»

КАЗАНЬ. Рука и кошелек

КАЗАНЬ
Рука и кошелек

Устремленный вверх указательный палец, туго набитый гаманок и циферблат фирмы «ЖБК-7» символизируют тот факт, что деньги все равно закончатся. Или есть ещё версия: это памятник ловкой руке воришки и его добыче и намек — беги быстрее, пока деньги не превратились в тыкву. Однако источники поведали, что сооружение в начале 2000-х годов установили рабочие завода ЖБК по мотивам рисунка Сальвадора Дали. Чем провинился Дали перед рабочими, узнать не удалось. Работники железной дороги уверены, что памятник поставили, когда в этом районе было пущено автобусное движение, и несет в себе послание типа «Мы экономим ваши деньги и время».


Фото: Дмитрий Евсеев

НИЖНЕВАРТОВСК. Красавица и чудовище

НИЖНЕВАРТОВСК
Красавица и чудовище

Ну, скорее всего, это девушка, а не дедушка, несмотря на жесткую линию подбородка. Под легкой не по сезону тканью угадываются некоторые признаки пола, и это смелое художественное решение, если учитывать, что её лепили в 80-х. Мощная девушка как бы противостоит чудищу в латах и каске. Феминистки Нижневартовска между тем уловили в этой композиции сакральные знаки, подтверждающие господство женского начала над мужским. А поклонники ролевых игр в полном восторге от жестов героини. Ее правая рука что-то прячет, левая — гордо простирается над поверженным в пыль э-э… партнером, пробуждая в некоторых нескромные фантазии. В общем, старина Фрейд был бы заинтригован.


Фото: Светлана Нармухаметова

НОВОСИБИРСК. Колбаса и колбаса

НОВОСИБИРСК
Колбаса и колбаса

Ну чему ещё могли поставить памятник в Сибири в 90-е годы? В то самое время, когда из каждого утюга раздавалось «Два кусо-че-ка колбаски у тебя лежали на столе-е…», перед входом на Северо-Чемской рынок установили палку полукопченой в разрезе. Для того чтобы усилить впечатление, ещё и стишки рядом разместили: «Жизнь тяжелая у вас? А кому легко сейчас? Эй, не вешайте носы, ешьте больше колбасы!». О том, кто и по чьей инициативе этот шедевр соорудил, история умалчивает. Кто-то видит в этом фаллическую символику и считает своим долгом, простите, потереть пару палок во имя неувядающего либидо, некоторые с трепетом вспоминают голодные 90-е и предлагают установить рядом скульптурку талона на этот дефицитный когда-то продукт. В любом случае вряд ли где ещё найдется столь концептуальное творение. Ну ежели, конечно, не брать в расчет памятники пельменю в Ижевске, сырку «Дружба» в Москве, картошке с усами в Мариинске или бронзовой банке со шпротами в Калининградской области.


Фото из архива редакции «Выбирай-Новосибирск»

УФА. Профессор и Барс

УФА
Профессор и Барс

В парке Кашкадан не сразу и заметишь парочку в кустах: интеллигентного мужчину и рядом с ним застывшего в позе истукана снежного барса. Эта скульптурная группа неожиданно называется «Одинокий романтик». Жители города первое время вообще не понимали, что забыл в кустах этот дядя: с виду вроде вполне нормальный, в шляпе и в костюме, но почему-то рядом с ним сидит какой-то странный зверь — то ли полукот, то ли полупес. Некоторые, с особенно высшим образованием, уверенно заявляют, дескать, это Воланд и кот Бегемот. На самом деле согласно замыслу авторов М.Р. Халилова и А.Р. Ахуновой композиция символизирует то, что в шумном городе среди снующей толпы можно не заметить тихого, неприметного, но глубоко романтичного и одинокого в душе человека, который только в верном снежном барсе способен найти понимание и эмоциональный отклик. Кстати, у более крупного из героев постамента есть реальный прототип — преподаватель Башкирского государственного аграрного университета. Скульптура барса тоже достаточно своеобразна, но может потому, что редакция в глаза не видела, как в жизни выглядит снежный барс, и также ошибочно приняла животное за собаку. Как бы то ни было, впечатление от этой парочки создается очень нежное и щемящее.


Фото: Айгуль Халилова

ВОРОНЕЖ. Бес и кобыла

ВОРОНЕЖ
Бес и кобыла

Нет, не везет Воронежу на памятники не то что влюбленным парам, а вообще на союзы мужчин и женщин в камне. Старожилы помнят возвышающихся на аттике кинотеатра «Спартак» скульптуры сталевара и скрипачки, выполненные в духе советского монументального классицизма, которые так и не появились после реконструкции кинотеатра. А почему заменили памятник юноши и девушки спортивного телосложения, застывших в позе «Делай раз» у Института физкультуры, на неправдоподобно мускулистого Высоцкого? Совсем уж было отчаявшись, завернули мы за театр кукол и обнаружили скульптурные композиции сказочных героев из произведений Пушкина. Странное выбрано место — сюда мало кто заглядывает, только лишь те, кому нужно путь сократить и дворами пройти. Но по своей абсурдности пришелся как нельзя кстати черт, который тянет кобылу на себе. Ситуация, прямо сказать, двусмысленная. Семейную жизнь напоминает. Бытует мнение, что красота в мужчине не главное. А те в свою очередь стремятся выбрать в жены покрасивие, а через некоторое время стройные газели превращаются вот в таких лошадушек. И все норовят на шею сесть, да ножки свесить. Глаза недоуменные делают, а мужичок пыжится (впахивает на трех работах), лишь бы его любимой хорошо было. Так и хочется сказать словами великого поэта: «Глупый ты бес, куда ж ты... полез!» А напротив ещё сидит Балда и подтрунивает: «И руками-то снести не смог, А я, смотри, снесу промеж ног». Сказка ложь, да в ней намек: не давайте, своим женам садиться на шею и наставлять рога со всякими подобными Балде!


Фото: Аким Свиридов

ИЖЕВСК. Рабочий и колхозница

ИЖЕВСК
Рабочий и колхозница

Озаботившись темой парных архитектурных несварений, мы сделали очень закономерный вывод: если таким скульптурам и быть, то главным образом в окультуренных скверах и парках. Ибо подобные творения исключительно хорошо смотрятся в густой тени берез. Искомый тандем обитает в Летнем саду и являет собой пару из ассортимента «Рабочий и колхозница». Немая сцена дюже многозначна: девушка в предводительствующей позе и оторванный от производства рабочий. Крайне озадаченного юношу (и нас таких же) можно понять: девица в летнем платье и кирзовых сапогах внезапно заносит над его головой руку в нелепом жесте. То ли кулаком машет на подкаблучного мужика. То ли обломком благородного серпа подгоняет резво косить и забивать. А то и вовсе чекушку предлагает за стахановский труд – патриотические порывы так и развевают модное платье пятидесятых. Правда, нежный девичий лик слегка не согласуется с телодвижением. Но это уже на совести безымянного творца — почему брутальный женский портрет подавляет робкие мужские черты. Так или иначе, догадки наши вряд ли подберутся к истокам главной идеи — не всем дано понять социалистический реализм в фигурах. Зато работники парка из года в год усердно подкрашивают эту серую тень прошлого, так что скульптура со дня своего рождения и восхождения на постамент не потускнела и не помялась. Да и замысел автора, если приглядеться, в наши будни не менее актуален. В разных житейских вариациях.


Фото: Дита фон Тюз

ИРКУТСК. Романтики-изыскатели

ИРКУТСК
Романтики-изыскатели

«Не кочегары, мы не плотники, но сожалений горьких нет…» — помните строчки эти, пропитанные советской романтикой. А самая романтическая профессия даже не у монтажников-высотников, а у геодезистов. Высота — это дело такое, главное не боятся, а вот в сибирской тайге при минус пятьдесят по пресловутому Цельсию изыскания проводить — вот это надо по-настоящему нужно любить свою работу. В трех тулупах, с замерзшими ресницами, лес рубить, чтобы потом тут дома были или железные дороги, по которым со всего Союза потянуться молодые специалисты в Сибирь. Ооо, понесло в совковый пафос. Стоп! Это в голову пришло, глядя на монумент паре геодезистов-друзей, который недавно появился на Нижней набережной Иркутска. Памятник людям самой романтической профессии был открыт 28 сентября 2012 года. Скульптор Дружинина Е.Н., архитектор Черепанов И.В. Идея увековечить в металле труд геодезистов-изыскателей пришла в голову красноярскому геодезисту В.Скоробогатову. Её подхватили руководители ОАО «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие». Фигуры людей выглядит стойкими и не под какими ветрами-снегами-морозами упасть не способные. Один из друзей стоит перед оборудованием, с детства всем напоминающим фотооборудование на штативе. А второй изыскатель загадочно и романтично смотрит в светлое будущее. Все по законам жанра. Символично, что напротив скульптуры высится здание, в котором расположено Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие. В мире, оказывается, есть скульптурные изображения, обелиски, стелы, памятные знаки, посвященные людям нашей суровой профессии. В России, надо сказать, их немного. Так что Иркутск тут опять впереди планеты всей!

КЕМЕРОВО. Памятник героям Пушкина

КЕМЕРОВО
Памятник героям Пушкина

Ох уж эта наука страсти нежной, которую воспел Назон. Всем тем, кто её не постиг, герои Пушкина в помощь. Памятник героям Пушкина — четырехметровый монумент, установленный на площади этого же самого, извините за повтор, Пушкина, — молодой человек и девушка в костюмах девятнадцатого века склонили друг к другу головы, потупили глаза и, в общем, томятся в высоких чувствах. Он кудряв, она потрясающе хороша собой, — оттого кемеровчане склонны узнавать в них самого поэта и Наталью Николаевну; также на городских форумах бытует мнение, что персонажи стелы — это Онегин и Татьяна. Однако создатели романтической конструкции утверждают, что никого конкретно в виду не имели, мол, пусть в этой чете всяк узнает себя и предмет своего обожания, эдакий собирательный образ, если хотите. Впрочем, надо сказать, совсем без великого стихотворца и Гончаровой здесь не обошлось, — на монументе размещены литографии Пушкина и Натальи Николаевны, кроме того, стелу украшают самые любовные строки самой любовной лирики поэта. Все это освещено светом стилизованного фонаря и разноцветной неоновой подсветки. Говорят, ночью смотрится чрезвычайно эффектно, хотя филологи, проходя мимо романтического сооруружения, восторженно вздыхают и в светлое время суток, останавливаются, прочитывают четверостишья, узнают оные и радуются. Но это только филологи. Возлюбленные пары, прогуливающиеся по бульварчику, больше интересуются свободными скамейками, нежели витиеватым монументом. И вот напрасно же: авторы архитектурной композиции утверждают, что для нашего региона она уникальна.

КУРГАН. Памятник родителям

КУРГАН
Памятник родителям

Сия скульптура украсила центральную аллею Горсада в 2007 году. Существенная часть средств на создание памятника была собрана гражданами города. За пять лет скульптуру прочно облюбовали молодожены, старательно натирая яблоко в руке у бронзовой дамы. И, вроде бы, все уже пообвыклись, забыли о спорах, но нарекания-то присутствуют. Людмила Лапердина, автор скульптуры ещё на открытии говорила: «У меня была идея композиции с ребенком, но тогда он бы стал её центром, а проект называется «родители», а не семья». Вот оно, начало дискуссии. Ортодоксы заявляют: что ж это за родители? Так, зачавшие какие-то — девушка-то еле беременна! Ты сперва роди, воспитай, пеленки там, ночи бессонные, вот тогда родителем и называйся. Есть и придирки помельче: отчего ребенок не в браке прижит? Колец-то на безымянных пальцах нету. Почему родители босиком стоят? Это они по лужайке гуляют? Или бедны, как Лазарь? Что за поза? Нормально обняться приличия не позволяют? А, это они в танце замерли! Тогда что за танец такой танцуют наши советские родители: мазурку, вальс или полонез? Кому-то кажется непонятным щемящий символизм скульптуры, кому-то — слишком явным. Кто-то удивлен, что у хрупкой девушки размер ступни ничем не отличается от ножищи её дюжего партнера. Некоторые считают, что место для памятника выбрано неудачно. И кто-то время от времени дает в руки счастливым родителям по сигарете, что весьма кощунственно. Но, согласитесь, на то оно и искусство, чтобы и волновать, и радовать, и возмущать, и вызывать здоровую иронию.

ЛИПЕЦК. Влюблённые страусы

ЛИПЕЦК
Влюблённые страусы

Вот скажите на милость, люди добрые: вы знаете откуда берутся дети? Из капусты? В магазине приобретаются по льготной цене? Аисты грешат? Нет, ну конечно всякие варианты возможны, но именно возле центрального ЗАГСа Липецка, что рядом с Детским парком «Сказка», появился необычный дуэт в виде двух влюбленных… страусов, мастерски сделанный из железа сочинским скульптором Акопом Халафяном. Несмотря на то, что воспроизведены они из металлических конструкций это совершенно не мешает птицам выглядеть милыми и вполне себе влюбленными. Почему страусы, а не те же аисты или, прости Господи, кролики, спросите вы? Было бы как-то символичнее что ли… Вот идут люди по доброй, а иногда и не совсем доброй воле регистрироваться и обязательно устремляют свой взор на этих «голубков». А потом, спустя год, два или больше, мамочки, гуляя с малышами по парку, рассказывают им трогательную историю о том, как сходили с папой вот в этот домик под названием ЗАГС, попросили страусов, и в семье появился малыш. Именно поэтому в Липецке с 2008 года, а именно в этом году у ЗАГСа появились птицы, среди мелкого поколения бытует мнение, что детей раздают страусы. Кстати, уже родились и приметы, мол страусы обладают самой настоящей магической силой, способной притягивать любовь. И если даже не видавшая мужчин пенсионерка погладит по металлическому ожерелью девушку-страуса, то обязательно обретет счастье в личной жизни. А мужскому полу стоит активно жать сильное стальное крыло страуса-мэна, и тогда обязательно найдется вторая половинка. Стоит проверить, что блестит от натирания ярче: крыло или ожерелье…

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. Шарик и Матроскин

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Шарик и Матроскин

Эта парная композиция на самом деле тройственная, но из-за малых габаритов и второстепенной роли в мультфильме галчонком, пожалуй, можно пренебречь. Не в обиду, как-нибудь о нем поговорим отдельно. А парочка покрупнее, если и не олицетворяет собой идиллическую иллюстрацию ко Дню всех влюбленных, то, по крайней мере, опровергает идиому «живут, как кошка с собакой». Разногласия они, конечно, имеют, но живут в общем-то неплохо. Первый хипстер Страны Советов, спустивший сбережения на кеды и фотоаппарат и предприимчивый смотритель приусадебного хозяйства, умеющий саркастично подколоть. Возможно, потому, что фотографов сейчас расплодилось, а в сети все блещут остротами, и решили установить этим двум героям целый памятник. Эдакий стоп-кадр, в котором восхитительно совпали 70-80-е и 2010-е. Он как бы говорит нам: «будьте проще, ребзя, все мы из одной деревни». Хотя, скорее это мы в редакции страдаем ПГС и везде ищем глубинный смысл, пропуская мимо очевидное — да просто это любимые мульт-герои детей: и советских, и современных. Но, возвращаясь к таинственным глубоким смыслам — не зря ведь Шарик и Матроскин красуются в одном сквере с увековеченными в камне и бронзе работниками ЖКХ? Тут на ум приходит кошачья мудрость из уст Матроскина: «Потому что совместный труд — для моей пользы — он объединяет». Все это увидеть самим, поискать смыслы и пофилософствовать можно на переулке Юности (остановка «Поликлиника», в сторону бассейна Дельфин).

НИЖНИЙ НОВГОРОД. Фотограф с собачкой

НИЖНИЙ НОВГОРОД
Фотограф с собачкой

Эта чугунная скульптурная группа — фотограф, его фотоаппарт и собачка — появилась на Покровке добрых 8 лет тому назад. И тут же повидавшие виды граждане окрестили памятник младшим братом знаменитого фотографа в Питере, на Малой Садовой — такое удивительное у них сходство, разве что нижегородцу зонтика в руках не хватает. Сегодня, к слову сказать, Большая Покровская обросла разными скульптурами, а вот наш фотограф, который появился здесь в числе первых, поначалу был раскритикован некоторыми деятелями культуры города в пух и прах. Говорили, мол, и художественные достоинства здесь не то что невысоки, а просто напросто отсутствуют, и дескать место таким творениям — бульвар или парк, а уж никак не исторический центр города. Однако как показывает день сегодняшний, все эти споры ни к чему не привели — фотограф вместе с позирующей ему собачкой по-прежнему красуются на Покровке. А пару лет назад со скульптурой была связана одна забавная и вместе с тем отчасти смахивающая на преступную история. Как-то раз Русский музей фотографии специально к Российскому фестивалю молодых фотографов попросил поселить композицию рядом в ними. Переселили. Стояла она там себе, никого не трогала. Да только в одно прекрасное утро подъехала к музею грузовая машина с подъёмным краном, да и увезла скульптуру в неизвестном направлении. Сотрудники музея только и смогли, что запомнить номер этой машины. И начались разговоры: «Фотографа украли». Но всё оказалось куда прозаичнее — его просто вернули на прежнее место, объяснив это тем, что предыдущее месторасположение во всех смыслах было не очень удачным.

ОМСК. Парочка аистов

ОМСК
Парочка аистов

Отчего-то у нас в городе если парные памятники, то непременно романтического плана. Видимо, скульпторы мечтают, как под их изваяниями будут назначать встречи влюбленные, а молодожены — фоткаться и млеть. Среди компанейских скульптур — чета княжеских кровей Петр с Февронией и парочка аистов. Стоят они себе в гнезде, обвитые ленточкой, трогательно уткнувшись клювами, и символизируют «Рождение счастья». Умиление, да и только. Даже дети и те не верят в аистов и капусту, не говоря уж об особой публике постарше, для кого, собственно, пернатых-то и посадили на насест. Уж кто-кто, а шастающие тут молодожены кому угодно могут профессионально зачесать про контрацепцию. Но как мы ни подпрыгивали, а счастья в гнезде не обнаружили. То ли скульптор по рассеянности забыл положить его в гнездо, то ли оно ещё не родилось. Да и как ему появиться на свет, если птички не высиживают его совместно, а стоят и, похоже, выясняют отношения, судя по раскрытым клювам и вытаращенным глазенкам. Она ему: гнездо маленькое, прохудилось, а мы ещё ипотеку не выплатили, на работе никакого карьерного роста и вообще ты меня любишь? А он ей: ну сколько можно скандалить, дорогая? Я ж на тебе женился, хотя в молодости перья у тебя попышнее были… Конечно, сразу после ЗАГСа оглушенные счастьем новобрачные этот посыл не улавливают и косяками прут к аистам, чтобы зарядиться, а спустя пару месяцев начинается: «гнездо маленькое, прохудилось…».

ПЯТИГОРСК-КМВ. Остап и стул

ПЯТИГОРСК-КМВ
Остап и стул

Ежели бы товарищ Остап Бендер жил в наши дни, ему наверняка бы впаяли лет восемь по статье 159 УК РФ. И это несмотря на то, что сам он считал, что его сакральные знания четыреста способов отъема денег относятся к сравнительно честным. Несмотря на это, личность Бендера почитается и до сих пор. Памятники великому комбинатору установлены и в Санкт-Петербурге, и в Харькове, и в Чебоксарах, и в Жмеринке, и в Екатеринбурге, и в Бердянске, и в Екатеринбурге. Пятигорский же Остап не одинок – рядом с ним неизменный спутник героя — стул. Композиция намекает одновременно на два аспекта его, Остаповской, личности — мебель тут не просто так, а чтобы показать стремление персонажа найти что-то очень ценное в самом простом предмете. Ну и заодно, чтобы все знали, что некоторые дельцы умудряются брать деньги даже за вход в «Провал» («С целью капитального ремонта Провала. Чтобы не слишком проваливался»). Что характерно, участь памятник постигла соответствующая — на него покусились вандалы, которые буквально разгромили монумент. Причём, как им удалось это сделать — неясно. Весил-то персонаж романа Ильфа и Петрова около тонны! Вот и неясно, то ли это мафиозные разборки (мол, нечего на нашей территории работать, мужик со стулом), то ли наоборот, чьей-то хрупкой душе (явно в могучем теле) не по нраву пришлось, что Пятигорск ассоциироваться будет с каким-то мошенником! Как бы то ни было на самом деле, история весьма поучительная. Есть над чем задуматься. И стул тут, видимо, совсем ни при чём.

РОСТОВ-НА-ДОНУ. Казак и казачка

РОСТОВ-НА-ДОНУ
Казак и казачка

Ростовская редакция долго мучилась, скребла макушки, морщила лбы и поднимала глаза к потолку, надеясь там найти ответ, что в нашем городе есть парного. Озарение пришло, как всегда, внезапно. 11 сентября 2004 года в Ростове-на-Дону был торжественно открыт парк Дружбы на своеобразной перемычке между как бы разными городами Ростовом-на-Дону и Нахичеванью-на-Дону. Так, путем тщательного изучения проблемы, мы обнаружили, что парные фигуры у нас находятся именно там. Фонтанчик «Близнецы» оказался фигурками то ли ампирчиков, то ли просто малышей, одинаковых как с лица, так и с попы. Поговаривают, что в этом фонтанчике скрыт глубокий сакральный смысл, так как астрологический знак Близнецы соответствует водной стихии. Но мы, приверженцы местного колорита, все-таки решили выделить для себя суровые деревянные фигуры донских казака и казачки. На их лицах навсегда застыло выражение глубокого конфликта, а расстояние между фигурками говорит о том, что консенсус невозможен в принципе. Да и о каком примирении может идти речь, когда казак с явным озорством посматривает на идущих мимо девушек, а у казачки так сурово сложены на груди руки, что и подходить к ней боязно. Желающим предлагается сфотографироваться на их фоне, присев на два деревянных чурбана. Продемонстрируйте вы дружбу или полный разрыв отношений — в любом случае получится концептуально. Кстати, не забудьте получившуюся фотографию сразу выложить в Инстаграм!

САМАРА. Мужчина и женщина

САМАРА
Мужчина и женщина

Вообще-то мы хотели написать про кошку и батарею у Самарской ГРЭС, но потом решили, что это-то как раз не странная пара. А вот загадочные фигуры на самарской набережной — без лиц, но с угадываемыми очертаниями пиджака и платья — требуют журналистского расследования. Перефразируя автора «Анны Карениной», все счастливые пары в Самаре счастливы одинаково. И по одной причине: своевременно обнялись в нужном месте — у памятника влюблённым. На самом деле скульптура из когда-то белого (а теперь исписанного маркерами влюблённых вандалов) уральского мрамора называется «Белый танец» — это когда дамы приглашают кавалеров, так что, скорее всего, у этой пары всё сложно.

Автор популярного у самарских молодожёнов монумента — московский скульптор Виктор Королёв, один из пяти участников международного скульптурного симпозиума 1996 года. Тогда, в лихие 90-е, Самара широкими шагами шла к успеху и планировала переплюнуть Нью-Йорк по количеству памятников современного искусства. А местные банки соревновались в щедрости и патриотизме, поддерживая репутацию тогдашнего мэра Олега Сысуева как культурного человека и мецената. На заднем дворе одного из них — ныне канувшего в Лету «Инком-банка» - и были высечены за 50 дней жаркого лета 1996 года пять первых экспонатов «музея пленэрной скульптуры», в который должна была превратиться самарская набережная. На открытии кто-то пошутил, что слившиеся в танцевальном объятии фигуры приносят счастье влюблённым, — и понеслось…


Фото: Алексей Авдейчев

СОЧИ. Пловцы

СОЧИ
Пловцы

Странных скульптурных парочек в родном Сочи — хоть отбавляй. Их ваяли и в идеологически выраженное советское время, ваяют и сейчас. Странными их, конечно, величает народ, тогда как у авторов наверняка имелись все объяснения. Из наиболее выдающихся «парных» работ можно вычленить девушку, ломающую стрелы, в обнимку с конем; человека и дельфина, вдвоем образующих страшный оскал социализма; и штампованных по всей России Петра и Февронью. Впрочем, нашей морально испорченной редакции больше всего пришелся по душе безымянный памятник пловцам, установленный справа от входа на пляж «Ривьера». К сожалению, точной даты происхождения нам не удалось установить, но сквозь холодный железобетон и угловатость фигур четко просвечивают 70-е прошлого века. Скульптор, очевидно, желал выразить напряженную атмосферу плавания, так как лица у пловцов такие, словно они не в море, а у станка. Интересна крестообразная позиция героев памятника. По замыслу скульптора, девушка одухотворенно плывет кролем (видимо, к каким-то трудовым свершениям), а молодой человек (он в маске) заныривает в глубины. Впрочем, если смотреть издалека, ребята, замурованные в круг, сильно напоминают мушку оптического прицела. А если интересоваться индийскими текстами о любви, можно смело углядеть 116-ю позу Камасутры, с той лишь поправкой, что мужчина должен быть сзади. Логично предположить, что на главном пляже главного курорта страны такая интерпретация вполне допустима. Несмотря на всю свою странность.

СУРГУТ. Поэт и муза

СУРГУТ
Поэт и муза

Светоч русской поэзии, гений, основатель русского литературного языка увековечен более чем в двухстах монументах по всему миру. Есть его памятник даже в Мексике. В в Сургуте Александр Сергеевич Пушкин представлен так: весь бронзовый, высотой в 6 метров и весом в одну тонну 200 кг, на постаменте из красного полированного гранита, «рожденного» на знаменитом Дымковском месторождении. И в паре. Не с Натали Гончаровой (что было бы романтично) и даже не с Дантесом (что было бы остроумно). А с музой, что до скучного логично. Поэт и муза занимают самое обоснованное место у парадного крыльца библиотеки... угадайте, имени кого. Вообще, если бы не Александр Сергеевич, то столько бы мест, площадей, улиц и объектов пришлось называть в честь кого попало. Особенно не повезло бы музеям и как раз библиотекам. Сургутского Пушкина ваяли в Санкт-Петербурге сразу три питерских творца: два архитектора и один скульптор. Автором проекта выступил директор Международного центра культуры России Валерий Хуббатуллин, (памятник Основателям Сургута — тоже его рук дело). Выглядит памятник более чем достойно. Даже возвышенно. В монументе можно даже узнать образ поэта: характерные бакенбарды, цилиндр в руке, простертая к небу рука и устремленный вдаль взгляд, затуманенный вдохновением настолько, насколько это можно изобразить в бронзе. Муза с венцом и ещё чем-то неопределенным в руках как бы парит над гением где-то в развивающихся от ветра одеждах за его левым плечом. В целом симпатично. Каждый год в день рождения Пушкина здесь собираются поклонники его таланта и читают стихи с возложением цветов.

ТЮМЕНЬ. Доктор Айболит и собака Авва

ТЮМЕНЬ
Доктор Айболит и собака Авва

Пристрастие к зверям всех мастей в Тюмени видно не вооруженным глазом. Возьмем, к примеру, Сквер сибирских кошек на ул. Первомайской. Не нравятся кошки? Тогда лоси у аккумуляторного завода или жирафы у ночного клуба. Даже слон на Профсоюзной у одного турагентства пасется. Так что нет ничего удивительного, что на этот зоопарк в городе и Айболит нашелся. Скульптура доброго лекаря с его верной собачкой Аввой установлена у Станции ветеринарной помощи по ул. Харьковской. Там таких «айболитов» около 120 трудится. Так что где как не здесь этому монументу быть. Тюменский Айболит получился серебрист, в меру упитан и роста вышел среднестатистического — 1 м 70 см. Зато весит целую тонну. В общем, нутро железобетонное, а характер, как и положено, добрый, мягкий. Из особых примет: пенсне на носу, слуховая трубка в кармане халата и мультяшная физиономия. Между прочим, скульптуру ваяли на средства самой ветеринарной станции, ради «красоты и престижа». Начет престижа не знаем. Но ведь мило получилось! Вполне симпатично. Детям нравится. Они Айболита завидев тут же декламировать начинают: «Приходи к нему лечится и корова, и волчица…». Дальше вы помните. О художественных достоинствах скульптуры судите сами. Лично нам кажется, Айболит как Айболит. По России таких памятников с десяток наберется. И наш не хуже других получился, хоть и под деревом не сидит, как его коллега из Анапы.


Фото: Алексей Сумик

УЛАН-УДЭ. Памятник Сахьяновой и Абашееву

УЛАН-УДЭ
Памятник Сахьяновой и Абашееву

Если топать аккурат мимо площади Советов и засим повернуть к Театру Оперы и Балета, можно узреть монументальное скульптурное творение, посвященное легендарным супругам — бурятской балерине Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву, солисту упомянутого театра. Да вот только при виде сей бронзовой парочки большинство горожан испытывает не культурное благоговение и не эстетический катарсис, а смущение да стыдобушку за собственные пошловатые мыслишки. Ибо поза, в коей запечатлены прародители местного балетного искусства, в их понимании очень уж… кхм-кхм… своеобразна. Прима стоит на одной ноге, раскинув десницы, подобно Роуз из «Титаника», а партнер, пристроившись сзади, крепко держит её за локти. В целом же статуя напоминает люду фрагмент из индийского трактата об интимных отношениях меж полами и, соответственно, зовется… Камасутрой. Сей факт жутко веселит приезжих гостей да обитателей республики, но значительно облегчает им коммуникативный процесс. Ведь назначить хипповские посиделки или романтическое свидание «возле Камасутры» с языковой точки зрения гораздо проще, нежели «возле скульптуры, посвященной Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву» (тут даже у господина Бодуэна де Куртенэ начался бы орфоэпический ступор). Вот и обзывают памятник по-свойски, без всяких там запарок да их изысков. Тем паче и Камасутра, и театр — искусство. Мудрых горожан вокруг пальца не обведешь. И попробуй угадай, какие подспудные смыслы авторы вложили в супружескую скульптуру на самом деле. Непонятно ни черта.

ЧЕЛЯБИНСК. Девушка и коза

ЧЕЛЯБИНСК
Девушка и коза

Этот памятник нашел себе пристанище в Тракторозаводском районе, в детском парке им. Терешковой. Парк разбили после войны, и по тем временам он выглядел вполне сюрреалистично. Не Ильич, не девушка с веслом, и даже не человек с ружьем правили там бал. У входа несли бессменную вахту рукотворные кенгуру, а в кустах сирени прятались полярные олени! От былого великолепия осталась единственная скульптура — это девушка с козой и маленьким козленком на руках. Эту статую тоже не пощадило время. Толстый слой штукатурки обезобразил нежные черты лица юной натуралистки. Козленок на руках превратился в бесформенного поросенка-мутанта, лишь по недоразумению выжившего в аварии на химкомбинате «Маяк». Говорят, что сначала было задумано изваять многофигурную композицию «Девушка и казак», а рядом — «Свинарка и пастух». Но потом не то скульптор запил, не то строители гипс расхитили — короче говоря, казак с пастухом и свинаркой так и остались в проекте. А девушку оставили наедине с мелким рогатым скотом без всякой мужской поддержки. Так и стоит она по сей день — осужденная на пожизненное одиночество, оцепеневшая от незаслуженно горькой доли. Летом к подножию статуи какая-то старушка периодически возлагает букетик скромных полевых цветов. Местные краеведы полагают, что это не просто старушка, а та самая девушка, что послужила скульптору моделью. Она по сей день живет в Чурилово и держит козу, которая дает целебное молоко, излечивающее от поноса, коррупции и нервных припадков.


↑ Сейчас
Самые «безумные» парные скульптуры страны
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также